Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
г. Железногорска Курской области
Проект
«Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры»
в подготовительной группе (возраст детей 6-7 лет)
Подготовили воспитатели гр. №6:
Мацилецкая А.Г.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
3. Сроки и этапы реализации проекта
4. Литература
Паспорт проекта.
Тема: | «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель |
Вид проекта: | Среднесрочный |
Тип проекта: | Познавательно-творческий. |
Сроки реализации проекта: | |
Разработчики: | Воспитатели Мацилецкая А.Г |
База реализации проекта: | МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Железногорск, Курская область |
Формы организации деятельности: | 1. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 2. Самостоятельная деятельность детей. |
Цель: | Воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры и формирование бережного отношения и любви к ней |
Задачи: | Для детей: Образовательные: 1) Формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры с углублением в изучение культуры Курского края; 2) Формирование коммуникативных качеств личности и навыка сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.); 3) Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования. Развивающие: 1. Развитие интереса детей к миру традиционной русской культуры и фольклору Курского края. 2. Развитие коммуникативных качеств личности и навыка сотрудничества в коллективе посредством народных танцев, игр, забав; Воспитательные: 2) Воспитание творчески активной личности; Для родителей (законных представителей): 1. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми 2. Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг 3. Повысить уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ |
Предполагаемый результат: | Для детей: 1) У детей сформирован устойчивый интерес к миру традиционной русской культуры и к народному творчеству Курского края; 2) У детей сформированы коммуникативные качества личности и навыки сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.); 3) Повышен уровень сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников. 4) Получены знания правил народных игр, умение в них играть. Для родителей (законных представителей): 1. Родители активно участвуют в совместной деятельности с детьми 2. Повышен уровень активности родителей к изучению и уважению национальной культуры родного края. 3. Повышен уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ |
Актуальность проекта.
Образовательная программа определяет новые ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Народное творчество – сложное явление культуры. По глубине и многообразию оно поистине неисчерпаемо и дает богатый материал для проведения текущих занятий и праздников, которые украшают жизнь детского сада. Народное творчество охватывает многие виды искусства: зодчество, народную инструментальную музыку, песни и танцы, жанры словесного народного творчества и народные игры.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этнопедагогику в дошкольном образовании. Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием, ещё и та основа основ, на которой держится нравственность русского человека. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствует себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Не зря народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю».
Ценность народного творчества состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие
театрализованные представления.
Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь русского народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает организацию такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникнуть и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становятся частью его жизни.
Системное включение материала традиционной отечественной культуры с региональным компонентом в привычные для детского сада программы расширяют возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и открывает интеллектуальный и эстетический, нравственный потенциалы куда шире, чем западные инновации.
Проблема:
Знакомы ли наши дети и родители с русским народным творчеством, традициями русского народа?
Цель проекта:
Воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры и формирование бережного отношения и любви к ней
Этапы реализации проекта.
I Этап.
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Выявлена проблема
- Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
- Поставлены определенные задачи
- Определены сроки и участники проекта
- Составлен план совместной деятельности
- Подобраны источники информации
- Отобраны приемлемые методы и приемы работы
II Этап
Основной
Цель: совместная деятельность ребенка со взрослыми, самостоятельная деятельность детей.
- Комплексно-тематическое планирование по теме проекта;
- Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта;
- Создание развивающей среды в группе: собран демонстрационный материал (библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, предметы старины, вышивки и т.д.);
- Подобраны костюмы для инсценировки русских народных сказок;
- Проведение цикла занятий по ознакомлению с русским народным костюмом;
- Разучивание комплекса русских - народных игр
III Итоговый
Цель: повышение творческого потенциала воспитанников и родителей
Оформить фотоотчет и презентацию по теме проекта
I Этап. Подготовительный
- Выявлена проблема
- Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве.
- Поставлены определенные задачи
- Определены сроки и участники проекта
- Составлен план совместной деятельности
- Подобраны источники информации
- Отобраны приемлемые методы и приемы работы
II Этап
Основной
Основные направления воспитания | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями (законными представителями) |
Познавательное Социально-коммуникативное Речевое Познавательное Физическое | - Беседа «Что такое традиция?», «Традиции русского народа»; - Рассказ и обыгрывание русской народной сказки «У страха глаза велики», - Рассматривание альбома «Народная игрушка»; - Подвижная игра Курского края «Мечевуха» | Беседы с родителями об участии в проекте. Консультация «С чего начинается Родина?» - Мастер –класс по росписи силуэтных пряников (Мама Миши Ч.) |
Социально-коммуникативное Речевое Познавательное Социально-коммуникативное Художественно- эстетическое Физическое Познавательное Социально-коммуникативное | - Беседа «О русских народных промыслах», «Музыкальные инструменты Курского края» - Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»; -Сюжетно –ролевая игра «Ярмарка»; - Дидактические игры «Угадай игрушку», «Угадай и расскажи»; - НОД по рисованию «Русская матрешка»; - Подвижные игры Курского края «Гори солнце ярче»; - Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) | Консультация для родителей «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста» Анкетирование на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». |
Познавательное Речевое Социально-коммуникативное Художественно- эстетическое Физическое Художественно- эстетическое Социально-коммуникативное | - Беседы «Матрешка», «Устное народное творчество на Руси» - Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» - Дидактические игры «Укрась поднос», «Чей сувенир?»; - Фольклорный музыкально-познавательный праздник «Курские посиделки»; - Подвижные игры Курского края «А мы просо сеяли», «Дружба»; - Конструирование из бумаги «Русская матрешка»; - Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» | Участие родителей в фольклорном музыкально-познавательном празднике «Курские посиделки» Консультации для родителей «Организация народных игр в семье». |
Социально-коммуникативное Речевое Физическое Художественно- эстетическое Познавательное Физическое Социально-коммуникативное Речевое | - Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» - Подвижные игры Курского края «А мы просо сеяли», «Плетень»; - НОД по лепке «Русский самовар с баранками»; - Познавательно-физкультурное развлечение «Народные подвижные игры Курского края»; - Сюжетно – ролевая игра «Народные мастера»: сюжет «На выставке народного творчества». | - Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре» |
Познавательное Речевое Художественно- эстетическое Физическое Познавательное Художественно- эстетическое | - Беседы «Как раньше ходили в гости», «Исконные символы России»; - НОД по рисованию «Русский народный костюм»; - Подвижные игры Курского края «Рыбак и рыбки»; - Презентация «Культура и быт русского народа»; - Разучивание закличек, масленичных приговоров. | - Консультация для родителей «Участие ребенка в народных праздниках» - Рекомендации по знакомству дошкольников с народными промыслами родного края |
III Этап
Итоговый
1. Праздник «Широкая Масленица»
2. Создание аудиотеки «Русские народные песни»
3. Викторина «Мы знаем народные промыслы»
4. Итоговое анкетирование родителей.
5. Создание совместно с детьми альбома народные промыслы
6. Анализ и обобщение результатов деятельности
Результаты проекта:
Для детей:
1) У детей сформирован устойчивый интерес к миру традиционной русской культуры и к народному творчеству Курского края;
2) У детей сформированы коммуникативные качества личности и навыки сотрудничества в коллективе (инсценировка песен, хороводы, народные игры и др.);
3) Повышен уровень сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
4) Получены знания правил народных игр, умение в них играть.
Для родителей (законных представителей):
1. Родители активно участвуют в совместной деятельности с детьми
2. Повышен уровень активности родителей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
3. Повышен уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ
В группе были созданы все условия для знакомства дошкольников с народными промыслами края через разнообразные виды деятельности. Дети нарисовали сюжетные рисунки с героями русских народных сказок, включая при этом в рисунки народные росписи, изготовили альбом с народными промыслами края.
В итоге нашей работы по приобщению детей к народным промыслам у детей развилось желание самостоятельно узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети умеют сами рисовать выразительные узоры на бумаге.
Родители с интересом узнали о народных промыслах родного края.
В результате мы сделали вывод о актуальности и отличных результатах в ходе работы над проектом.
Список литературы:
- Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. – 256 с.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин – М.: МГУ, 1969. – 95 с.
- Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова – Тольятти, 2008. – 71 с.
- Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова – М.: Издательство Советская Россия, 1989. – 314 с.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду/ М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с.
- Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. – 272 с.
- Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.
- Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с.
Интернет – источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество...
НАРОДНОЕ ПЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Статья из опыта работы музыкального руководителя посвящена народному пению в детском саду. Так же представлен сценарий праздника "8 марта" на основе народного фольклора....
Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...