ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
проект
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современного общества. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, гуманного отношения к окружающему миру природы.
Формирование бережного отношения к природе у детей необходимо начинать с раннего детства.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, которые включают бережное отношение окружающему. Детский сад является первым звеном системы экологического образования и воспитания, поэтому педагогам ДОУ и родителям необходимо формировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.
Цель проекта – обогащение экологических знаний у воспитанников ДОУ.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, чувство ответственности за все живое на Земле.
Участники: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 2-7 лет
Тип проекта: практика – ориентированный, среднесрочный.
Сроки реализации: 02.03.2020 г. – 29.04.2020 г.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: 02.03.2020 – 06.03.2020 г.:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.).
- Подбор художественных произведений для чтения детям.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, плакаты, словесные, настольные игры и пр.)
- Составление перспективного плана мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Основной этап: 09.03.2020 – 24.04.2020 г.
Работа с детьми:
- Проведение образовательной деятельности по темам «Наша планета», история праздника «День Земли», «Глобус – модель Земли», «1 Апреля – Международный день птиц»
- Составление рассказов по картине «Труд людей весной», «Весна в лесу» и т. д.
- Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья» (см. Приложение)
- Опыты (см. Приложение)
- Дидактические, словесные игры экологической направленности (см. Приложение)
- Ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Что бы ты сделал, если бы увидел, как кто-то ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
- Ситуация общения с детьми старших и подготовительных групп на тему «Чем ты можешь помочь планете Земля?». Ситуация общения с детьми младших и средних групп на тему « Я люблю растения и животных».
- Чтение художественной литературы (см. Приложение)
- Выставка книг «Четыре стихии» (вода, огонь, земля, воздух) - для детей старшего дошкольного возраста; «Наши друзья» - для детей младшего возраста).
- Знакомство с пословицами и загадками о Земле (см. Приложение)
- Продуктивная деятельность: выставка рисунков «Мы дети планеты Земля»; лепка, аппликация; конструирование из природного материала, художественное конструирование («Человек в лесу», «Птички» - составление силуэта из геометрических фигур; оригами и пр.)
- Слушание музыкальных произведений (например, «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова)
- Просмотр научных фильмов, мультфильмов по теме
- Целевые прогулки: «Птицы на нашем участке», «Природа просыпается»
- Организация трудовой деятельности по уборке участка
- Оформление «огорода на окне» в группе, уход и наблюдение за ростом, заполнение дневника наблюдений
- Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений
- Акция «Вторая жизнь старых вещей» (совместно с родителями)
- Изготовление поделок из бросового материала (совместно с родителями)
Взаимодействие с родителями:
- Сбор фотографий, открыток и др. материала по теме
- Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей»
- Выставка поделок из бросового материала «Фантазия»
- Акция «Вторая жизнь старых вещей»
- Выпуск листовок и плакатов «Сбережем нашу планету»
- Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»
- Оформление стенда в группе «22 апреля День Земли»
- Заключительный этап: 27.04.2020 – 30.04.2020 г.
- Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия», «Вторая жизнь старых вещей», рисунков в музыкальном зале - 29.04.2020 г.
- Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей» 29.04.2020 г.
- Праздник «День Земли» - 22.04.2020 г. (ответственные музыкальные руководители)
- Организация уборки территории детского сада силами сотрудников
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи) – 29.04.2020 г.
- Отчёт о выполнении проекта в каждой возрастной группе – 01.05.2020 г. (сдать старшему воспитателю)
Ожидаемый результат:
- у детей сформировано представление о празднике «Международный день Земли», обогащены знания о планете Земля, сформировано первоначальное представление о неразрывной связи человека с природой, сформированы нормы поведения в природе, чувство бережного отношения к живой и неживой природе;
- у взрослых повышен уровень экологической культуры, экологического сознания, культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.
Приложение 1
Примерное содержание проекта
Просмотр мультфильмов:
- Н. Калинина «Загадки воды»
- Н. Притулина «Подарок Ёжика»
- Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»
- «Как козлик Землю держал»
- К. Паустовский «Барсучий нос»
- Е. Марысаев «Медвежкина мама»
Чтение художественной литературы:
- А. Блок «На лугу»
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»
- В. Жуковский. «Жаворонок»
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»
- М. Зощенко «Великие путешественники»
- К. Коровин «Белка»
- Н. Телешов «Самое лучшее»
- Ю. Коваль «Русачок-травник»
- Ю. Коваль «Стожок»
- Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
- Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
- Я. Тувим «Овощи»
- К. И. Чуковский «Ежики»
- Б. Заходер «Мохнатая азбука»
- И. Токмакова «Деревья в стихах»
- В. Бианки «Мастера без топора»
- В. Степанов «Птицы в стихах»
- Ю. Энтин «О многих шестиногих»
- А. С. Пушкин «Зимнее утро»
- С. Баруздин «Сказка о трамвае»
- В. Степанов «Назови профессию»
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
- М. Дружинина «Что на нашей улице»
- В. Пальчинскайте «Гороховый домик»
- С. Михалков «Сладкоежки»
- С. Маршак «Стихи про кошек»
- Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
- П. Воронько «Лучше нет родного края»
- Ч. Айтматов «О чем говорит Земля?»
- В. Берестов «Ты, скажи мне реченька лесная… », заучивание стихотворения
- Н. Доможакова «Цветок», заучивание отрывка из стихотворения
- В. Орлова «Дом под крышей голубой»
- Чтение отрывка из книги Шорыгиной «Экологические сказки» – «Земля-кормилица»
Игры: «Экологический светофор»; Игра «Редкие и исчезающие животные»
- Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?»,
- Лото «Мир растений», лото «Мир животных»,
- «Кто где живет», «Посели в домики».
- Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Какие цветы ты знаешь?», «Кто что ест и как кричит?».
Игры соревнования: «Весёлые старты», «Трудовой десант»
Примерные вопросы для обсуждения с детьми:
Основополагающий вопрос
- Почему Земля наш общий дом?
- Почему планету Земля называют «живой»?
Проблемные вопросы
- Почему землю надо беречь?
Учебные вопросы
- Как выглядит Земля?
- Чем мы можем помочь Земле?
Познавательные вопросы:
–Кто живет на Земле?
– Что растет на Земле?
– Чего больше на земном шаре – воды или суши?
– Что необходимо для жизни на Земле?
– Почему всходит и заходит Солнце?
– Где на земном шаре живем мы с вами?
Исследовательские вопросы:
– Что удерживает планету на орбите?
– Могут ли животные жить в земле?
Пословицы и загадки о земле
Пословицы
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а год.
Своя земля и в горсти мила.
Не наклонясь до земли, и гриба не подымешь.
Чья земля, того и хлеб.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бежит, словно под ним земля дрожит.
Слухом земля полнится, а причудами свет.
Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
Небо – престол Бога, земля – подножие.
Мать сыра земля – говорить нельзя.
Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Крепко, крепко, а земля свое возьмет.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля
Загадки
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! (ворона)
2. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
3. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
4. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец)
5. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица… (грач)
6. Чик - чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
7. На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
8. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
9. Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…(Сорока)
10. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
11. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
12. Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (ворона)
13. Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
14. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
15. Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)
16. Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)
17. Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)
18. Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)
Приложение 2
Стихи для дошкольников по экологии
* * *
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
* * *
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!
* * *
Экология детей,
Очень важно, ты поверь!!!
Мы должны их научить,
Как природу беречь и любить.
Вот пошли мы на прогулку,
А ребята рвут цветы.
Нужно взять их на поруки
Объяснить, а кто же ты.
Кто заботится о лесе,
Всё о тех же о цветах,
Научить их любоваться
Красотою вокруг нас.
Ну, а что же в выходные,
На природе у реки…
Почему ребята злые
Ломают ветки, рвут цветы?!
Почему же папы, мамы
Всё это им не запрещают?
Почему же они не ценят
Всё, что они сейчас имеют?
И, конечно, если дети подрастут
И встретив их, мы увидим,
Что любят они нашу планету,
Что они её ценят и берегут...
И тогда мы поймём и увидим,
Что пошли наши занятия впрок.
И что будут они своим внукам и детям
Давать эти же самые истины из урока в урок.
Давайте же будем стараться
Учить детей в природу влюбляться.
Чтоб каждый ребёнок
Почти что «с пелёнок»
Мог сразу и твёрдо сказать:
«Природу мы ценим, холим, лелеем
И вам советуем так поступать!!!»
*******
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
******
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
*******
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
******
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
*****
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
******
Берегите землю!
Берегите землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
****
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
****
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
****
Экологическое
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
(Р. Алдонина)
*****
О чём просит рыбка?
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы Червячка!
(С. Погореловский)
Приложение 3
Исследовательская работа
Опыт 1
Цель - показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы: образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта.
Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2 (желательно проводить в тёплое время года)
Цель - показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы: Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Проведение опыта.
Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше
Опыт 3
Цель - показать, что при сжимании комочка земли из него "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы: образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Проведение опыта.
Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".
После проведения опыта задайте вопросы:
- В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
- На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
Опыт 4
Цель - показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы: Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта.
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы:
- Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
- Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
- Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
- Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть).
Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.
В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.
Приложение 4
Работа с детьми на цветниках
Во время работы на цветнике обратить внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.
Можно задать детям вопросы:
- Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
- Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
- Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
- Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
- Много ли воздуха в этой почве?
- Для чего ее надо периодически рыхлить?
Обращать внимание детей на обитателей Подземного царства, говорить о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем возвратить на прежнее место.
Приложение 5
Беседа о Международном дне Земли (старший дошкольный возраст)
(Дошкольникам можно не сообщать годы основания Дня Земли, только озвучить день - 22 апреля)
- Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А знаете ли вы, какой ещё праздник будет в апреле?
- 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?
- Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
- Посмотрите, что это? (глобус). Что вы знаете о глобусе? (то модель Земли).
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать для того, чтобы сохранить нашу планету.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют на нашей планете? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» все люди нашей планеты всеми силами борются с подобными проблемами.
- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.
В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyanka_proekt_aktsiya_den_zemli.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Полянка»
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современного общества. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, гуманного отношения к окружающему миру природы.
Формирование бережного отношения к природе у детей необходимо начинать с раннего детства.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, которые включают бережное отношение окружающему. Детский сад является первым звеном системы экологического образования и воспитания, поэтому педагогам ДОУ и родителям необходимо формировать у дошкольников основы культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.
Цель проекта – обогащение экологических знаний у воспитанников ДОУ.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы, чувство ответственности за все живое на Земле.
Участники: педагоги, дети, родители.
Возраст детей: 2-7 лет
Тип проекта: практика – ориентированный, среднесрочный.
Сроки реализации: 02.03.2020 г. – 29.04.2020 г.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: 02.03.2020 – 06.03.2020 г.:
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.).
- Подбор художественных произведений для чтения детям.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, плакаты, словесные, настольные игры и пр.)
- Составление перспективного плана мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Основной этап: 09.03.2020 – 24.04.2020 г.
Работа с детьми:
- Проведение образовательной деятельности по темам «Наша планета», история праздника «День Земли», «Глобус – модель Земли», «1 Апреля – Международный день птиц»
- Составление рассказов по картине «Труд людей весной», «Весна в лесу» и т. д.
- Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?» «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья» (см. Приложение)
- Опыты (см. Приложение)
- Дидактические, словесные игры экологической направленности (см. Приложение)
- Ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Что бы ты сделал, если бы увидел, как кто-то ломает ветки деревьев? Топчет цветы?»
- Ситуация общения с детьми старших и подготовительных групп на тему «Чем ты можешь помочь планете Земля?». Ситуация общения с детьми младших и средних групп на тему « Я люблю растения и животных».
- Чтение художественной литературы (см. Приложение)
- Выставка книг «Четыре стихии» (вода, огонь, земля, воздух) - для детей старшего дошкольного возраста; «Наши друзья» - для детей младшего возраста).
- Знакомство с пословицами и загадками о Земле (см. Приложение)
- Продуктивная деятельность: выставка рисунков «Мы дети планеты Земля»; лепка, аппликация; конструирование из природного материала, художественное конструирование («Человек в лесу», «Птички» - составление силуэта из геометрических фигур; оригами и пр.)
- Слушание музыкальных произведений (например, «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», муз. Н. Римского-Корсакова)
- Просмотр научных фильмов, мультфильмов по теме
- Целевые прогулки: «Птицы на нашем участке», «Природа просыпается»
- Организация трудовой деятельности по уборке участка
- Оформление «огорода на окне» в группе, уход и наблюдение за ростом, заполнение дневника наблюдений
- Пересадка комнатного растения и беседа о том, что необходимо для роста и жизни растений
- Акция «Вторая жизнь старых вещей» (совместно с родителями)
- Изготовление поделок из бросового материала (совместно с родителями)
Взаимодействие с родителями:
- Сбор фотографий, открыток и др. материала по теме
- Выставка рисунков «Планета Земля глазами детей»
- Выставка поделок из бросового материала «Фантазия»
- Акция «Вторая жизнь старых вещей»
- Выпуск листовок и плакатов «Сбережем нашу планету»
- Памятки в родительском уголке «Экологический образ жизни»; «Как вести себя на природе»
- Оформление стенда в группе «22 апреля День Земли»
- Заключительный этап: 27.04.2020 – 30.04.2020 г.
- Организация выставки поделок из бросового материала «Фантазия», «Вторая жизнь старых вещей», рисунков в музыкальном зале - 29.04.2020 г.
- Выставка совместных с родителями рисунков: «Планета Земля глазами детей» 29.04.2020 г.
- Праздник «День Земли» - 22.04.2020 г. (ответственные музыкальные руководители)
- Организация уборки территории детского сада силами сотрудников
- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехи и неудачи) – 29.04.2020 г.
- Отчёт о выполнении проекта в каждой возрастной группе – 01.05.2020 г. (сдать старшему воспитателю)
Ожидаемый результат:
- у детей сформировано представление о празднике «Международный день Земли», обогащены знания о планете Земля, сформировано первоначальное представление о неразрывной связи человека с природой, сформированы нормы поведения в природе, чувство бережного отношения к живой и неживой природе;
- у взрослых повышен уровень экологической культуры, экологического сознания, культуры рационального природопользования, бережного отношения к природе.
Приложение 1
Примерное содержание проекта
Просмотр мультфильмов:
- Н. Калинина «Загадки воды»
- Н. Притулина «Подарок Ёжика»
- Сказки народов Советского Союза «Отчего? Почему? Как?»
- «Как козлик Землю держал»
- К. Паустовский «Барсучий нос»
- Е. Марысаев «Медвежкина мама»
Чтение художественной литературы:
- А. Блок «На лугу»
- С. Городецкий. «Весенняя песенка»
- В. Жуковский. «Жаворонок»
- Ф. Тютчев. «Весенние воды»
- М. Зощенко «Великие путешественники»
- К. Коровин «Белка»
- Н. Телешов «Самое лучшее»
- Ю. Коваль «Русачок-травник»
- Ю. Коваль «Стожок»
- Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»
- Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
- Я. Тувим «Овощи»
- К. И. Чуковский «Ежики»
- Б. Заходер «Мохнатая азбука»
- И. Токмакова «Деревья в стихах»
- В. Бианки «Мастера без топора»
- В. Степанов «Птицы в стихах»
- Ю. Энтин «О многих шестиногих»
- А. С. Пушкин «Зимнее утро»
- С. Баруздин «Сказка о трамвае»
- В. Степанов «Назови профессию»
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
- М. Дружинина «Что на нашей улице»
- В. Пальчинскайте «Гороховый домик»
- С. Михалков «Сладкоежки»
- С. Маршак «Стихи про кошек»
- Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
- П. Воронько «Лучше нет родного края»
- Ч. Айтматов «О чем говорит Земля?»
- В. Берестов «Ты, скажи мне реченька лесная… », заучивание стихотворения
- Н. Доможакова «Цветок», заучивание отрывка из стихотворения
- В. Орлова «Дом под крышей голубой»
- Чтение отрывка из книги Шорыгиной «Экологические сказки» – «Земля-кормилица»
Игры: «Экологический светофор»; Игра «Редкие и исчезающие животные»
- Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?»,
- Лото «Мир растений», лото «Мир животных»,
- «Кто где живет», «Посели в домики».
- Словесные игры: «Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию», «Какие цветы ты знаешь?», «Кто что ест и как кричит?».
Игры соревнования: «Весёлые старты», «Трудовой десант»
Примерные вопросы для обсуждения с детьми:
Основополагающий вопрос
- Почему Земля наш общий дом?
- Почему планету Земля называют «живой»?
Проблемные вопросы
- Почему землю надо беречь?
Учебные вопросы
- Как выглядит Земля?
- Чем мы можем помочь Земле?
Познавательные вопросы:
–Кто живет на Земле?
– Что растет на Земле?
– Чего больше на земном шаре – воды или суши?
– Что необходимо для жизни на Земле?
– Почему всходит и заходит Солнце?
– Где на земном шаре живем мы с вами?
Исследовательские вопросы:
– Что удерживает планету на орбите?
– Могут ли животные жить в земле?
Пословицы и загадки о земле
Пословицы
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Не земля родит, а год.
Своя земля и в горсти мила.
Не наклонясь до земли, и гриба не подымешь.
Чья земля, того и хлеб.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бежит, словно под ним земля дрожит.
Слухом земля полнится, а причудами свет.
Человек трудится - земля не ленится; человек ленится - земля не трудится.
Небо – престол Бога, земля – подножие.
Мать сыра земля – говорить нельзя.
Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет.
Крепко, крепко, а земля свое возьмет.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля
Загадки
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
- Карр! Карр! (ворона)
2. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
3. Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
4. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец)
5. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица… (грач)
6. Чик - чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
7. На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
8. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
9. Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…(Сорока)
10. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
11. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
12. Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (ворона)
13. Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля пахотная)
14. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)
15. Кто на свете всех богаче? (Земля пахотная)
16. Дорога есть – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, морях – воды нет. (Географическая карта)
17. Что на свете всего жирнее? (Земля пахотная)
18. Один идет, другая пьет, а третья питается. (Дождь, земля и трава)
Приложение 2
Стихи для дошкольников по экологии
* * *
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика -
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
* * *
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе -
Нам ещё здесь жить как вроде!
* * *
Экология детей,
Очень важно, ты поверь!!!
Мы должны их научить,
Как природу беречь и любить.
Вот пошли мы на прогулку,
А ребята рвут цветы.
Нужно взять их на поруки
Объяснить, а кто же ты.
Кто заботится о лесе,
Всё о тех же о цветах,
Научить их любоваться
Красотою вокруг нас.
Ну, а что же в выходные,
На природе у реки…
Почему ребята злые
Ломают ветки, рвут цветы?!
Почему же папы, мамы
Всё это им не запрещают?
Почему же они не ценят
Всё, что они сейчас имеют?
И, конечно, если дети подрастут
И встретив их, мы увидим,
Что любят они нашу планету,
Что они её ценят и берегут...
И тогда мы поймём и увидим,
Что пошли наши занятия впрок.
И что будут они своим внукам и детям
Давать эти же самые истины из урока в урок.
Давайте же будем стараться
Учить детей в природу влюбляться.
Чтоб каждый ребёнок
Почти что «с пелёнок»
Мог сразу и твёрдо сказать:
«Природу мы ценим, холим, лелеем
И вам советуем так поступать!!!»
*******
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда, Окружающая среда!
(Л. Фадеева)
******
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
*******
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлов)
******
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А. Смирнов)
*****
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
******
Берегите землю!
Берегите землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
****
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
****
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
****
Экологическое
Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.
Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.
Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!
Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.
(Р. Алдонина)
*****
О чём просит рыбка?
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы Червячка!
(С. Погореловский)
Приложение 3
Исследовательская работа
Опыт 1
Цель - показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы: образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Проведение опыта.
Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2 (желательно проводить в тёплое время года)
Цель - показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы: Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).
Проведение опыта.
Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше
Опыт 3
Цель - показать, что при сжимании комочка земли из него "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Оборудование и материалы: образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка).
Проведение опыта.
Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".
После проведения опыта задайте вопросы:
- В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
- На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?
Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.
Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.
Опыт 4
Цель - показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы: Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта.
Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы:
- Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
- Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
- Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
- Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть).
Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.
В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.
Приложение 4
Работа с детьми на цветниках
Во время работы на цветнике обратить внимание детей на то, что семена растений сажают в почву, потому что именно она будет давать им воду и пищу.
Можно задать детям вопросы:
- Какая на грядках земля: песчаная, глинистая?
- Есть ли в ней комочки? Какого они размера? На что похожи?
- Чем пахнет земля? Всегда ли она пахнет одинаково?
- Когда она бывает влажной, а когда - сухой?
- Много ли воздуха в этой почве?
- Для чего ее надо периодически рыхлить?
Обращать внимание детей на обитателей Подземного царства, говорить о бережном к ним отношении: если решили кого-нибудь рассмотреть (жучка, червяка), обязательно затем возвратить на прежнее место.
Приложение 5
Беседа о Международном дне Земли (старший дошкольный возраст)
(Дошкольникам можно не сообщать годы основания Дня Земли, только озвучить день - 22 апреля)
- Много праздников в месяце апреле. Кто помнит названия тех, которые уже прошли? (День смеха, День космонавтики, Пасха). А знаете ли вы, какой ещё праздник будет в апреле?
- 22 апреля отмечают праздник «День Земли». Может кто-нибудь про него слышал?
- Послушайте стихотворение. Оно поможет вам узнать содержание праздника.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
- Посмотрите, что это? (глобус). Что вы знаете о глобусе? (то модель Земли).
- 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек должен задуматься над тем, что он может сделать для того, чтобы сохранить нашу планету.
- Кто знает, какие экологические проблемы существуют на нашей планете? (Вырубка лесов, загрязнение воды, воздуха, почвы).
- Именно в «День Земли» все люди нашей планеты всеми силами борются с подобными проблемами.
- История этого праздника связана с именем жителя американского континента Джона Мортона. В конце 19 века Дж. Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев. Этот день назвали Днем дерева.
В течение первого Дня Дерева жители штата высадили около 1 млн. деревьев. В 1882 году штат Небраска объявил День Дерева официальным праздником. Он отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. В 1970 году свыше 20 млн. человек в разных странах мира приняли участие в акции, которая получила название День Земли.
В 1990 году праздник стал международным, в акции участвовали уже 200 млн. человек из 141 страны. В России День Земли отмечается с 1992 года.
- Россия - страна не только лесов, полей и рек, одновременно Россия богата разнообразными энергоресурсами и обладает технологиями высокого уровня для их обработки. Поэтому важно продолжать развиваться, но и не оставлять без внимания нашу природу. Ведь человек, являясь её частью, несёт за неё ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)
Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....
Проект экологического праздника "День Земли"
Сценарий праздника "День Земли", рассчитанный на одновременное участие нескольких групп от среднего до старшего дошкольного возраста, используя всё пространство детского сада....
Экологический проект: "Природоохранная акция: "День рождения Земли"
Природоохранная акция "День рождения Земли"...
ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Цель проекта – обогащение экологических знаний у воспитанников ДОУ.Задачи:Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей ср...
Экологическая акция. «День Земли!»
Цель. Вызвать у детей дошкольного возраста и их родителей беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой через различные виды деятельности.Задачи.Ф...
«Экологическая акция « День Земли» в старшей группе компенсирующей направленности.
22 марта отмечается Всемирный день Земли. День Земли ведет свою историю от Дня дерева, посвященного озеленению. Начиная с 1970 года, смысл праздника расширился до общей идеи охраны окру...
Фото отчет, посвящённый акции «День Земли» Акция «День Земли»
22 апреля всемирный день Земли - праздник чистой воды, земли и воздуха. В этот день проводятся разные экологические акции. Жители городов участвуют в его благоустройстве, озеленении: ...