Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Сумей постоять за Родину-мать"
проект (подготовительная группа)
Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Сумей постоять за Родину-мать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Сумей постоять за Родину-мать" | 105.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный заочный смотр - конкурс методических разработок
«Инновационный опыт педагогов в достижении новых образовательных результатов»
Номинация: авторская программа
по нравственно - патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Сумей постоять за Родину-мать!»
Авторы программы:
Учитель-логопед М. Л. Конусевич
Воспитатели: Л. В. Степанова
Н. И. Каркищенко
Смоленск, 2018 г.
Паспорт программы
Фамилия, имя, отчество авторов | М. Л. Конусевич Л. В. Степанова Н. И. Каркищенко |
Ученая степень, ученое звание, почетное звания | |
Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 «Звёздный» г. Смоленск |
Должность (полностью) | Учитель-логопед М. Л. Конусевич Воспитатели: Л. В. Степанова Н. И. Каркищенко |
Город, населенный пункт | 214018 г. Смоленск, проспект Гагарина, д. 52 А |
Наименование методической разработки | Программа нравственно-патриотического воспитания «Сумей постоять за Родину-мать!» |
Номер телефона | 7 (4812) -35-67-58 7 (4812) -35-67-59 7 (4812) -35-69-20 |
Адрес электронной почты | dsad76@admin.sml |
Содержание
- Пояснительная записка………………………….…………………………………………..4
- Нормативно-правовое обеспечение программы…………………………………............5
- Сроки реализации программы……………………………………………….…………….5
- Этапы реализации программы ……………………………………………….……………5
- Цели и задачи………………………………………………………….……….…………….6
- Новизна………………………………………………………………………………………7
- Педагогические принципы программы……………………………..………….................7
- Актуальность программы…………………………………………………………………..8
- Методическая система работы……………………………………………………………..9
- Практическая значимость…………………………………………………………………10
- Структура программы….……..…………………………………...………………………10
- Ожидаемый результат реализации программы………………………………………….13
- Планируемые результаты…………………………………………………………………14
- Система мониторинга……………………………………………………………………….15
- Список литературы ………………………………………………………………………..16
- Приложение 1 (календарно-тематическое планирование)
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал…
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал…»
К. Симонов
Пояснительная записка
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:
- Национальной доктрине образования Российской Федерации, в ней подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
- В 2005 году разработана и запущена в работу государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 – 2010 года», на данный момент продленная до 2015 г. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
Работа, начатая на государственном уровне, нашла своё отражение и в нашей работе со старшими дошкольниками. Программа «Сумей постоять за Родину-мать!» составлена на основе авторских технологий Н. В. Алёшиной «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», М. Б. Зацепиной «Дни воинской славы», М. Д. Маханевой «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ», Н. Г. Зеленовой «Мы живём в России» и др. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании».
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
- позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка старшего возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.»;
- Национальная доктрина образования Российской Федерации;
- Устав образовательного учреждения МБДОУ ДС № 76 «Звёздный»
- Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Сроки реализации программы:
2017 – 2018 гг.
Программа рассчитана на 1 год.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить Программу «Сумей постоять за Родину-мать!».
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.
Разработать календарно-перспективное планирование Программы
II этап: практический.
Цель: Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по реализации основных задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задача:
Обобщение результатов работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель программы.
Обеспечение раннего развития и формирования у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств и становление основ гражданственности в процессе реальной жизнедеятельности, развитие у детей социальной компетенции.
Укрепление связи поколений в семье, углубить традиции, семейные ценности.
Основные задачи программы:
- способствовать созданию развивающей среды, становлению более совершенного дошкольника в нравственном, мировоззренческом плане, заложению патриотических основ;
- учить детей проявлять сострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
- познакомить с боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны;
- дать знания детям о Российской армии, воспитывать желание быть храбрыми, сильными; способствовать развитию выносливости, гибкости, силы воли, смелости, стойкости;
- посеять и взрастить в детской душе семена любви и привязанность к своей семье, дому, детскому саду: малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери - хранительницы очага;
- создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- формировать духовные отношения к родному городу, познакомить с историей города, с его достопримечательностями;
- воспитывать гражданина и патриота своей страны, уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- воспитывать у ребенка любовь и бережное отношение к природе и всему живому; уважение к людям труда; чувства ответственности и гордости за достижения Родины; общечеловеческие нравственные качества личности: толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувств любви к семье, родному городу, к природным и культурным ценностям родного края;
- воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Новизна: Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала разработка и внедрение в работу Программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Сумей постоять за Родину-мать!».
Нами дан теоретический анализ проблеме патриотического воспитания, представлена интеграция таких областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Разработано перспективное планирование по работе с детьми и родителями.
Педагогические принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Актуальность программы
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не саам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине.
Мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Методическая система работы:
Практическая значимость: данную систему работы можно использовать в практике работы любого дошкольного учреждения с детьми старшего возраста, в кружковой работе, в группах кратковременного пребывания детей.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Структура программы
Программа охватывает старший дошкольный возраст (6-7 лет, подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по блокам:
1 блок «Мой дом – моя семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Укрепление связи поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья».
- Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
- Формировать интерес к своей родословной.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
2 блок «Смоленск – мой любимый город».
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Смоленской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном городе.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения города, его гербом.
Город – результат труда людей разных поколений.
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
3 блок «Земля – наш общий дом».
Цель: знакомство старших дошкольников с многообразием жизни на планете Земле.
Задачи:
1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня), условий жизни их обитателей (животных, растений).
2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.
3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
4. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
4 блок «Защитники Отечества»
Цель: Вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов, защищавших ее.
Задачи:
• Расширить и обобщить знания детей о защитниках Отечества с древних времен до настоящих дней.
• Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы.
• Сформировать у детей представление о героизме, воспитать уважительное отношение к воинам-защитникам.
• Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
• Заинтересовать детей историей их семей, города, страны; воспитывать чувство сопричастности к событиям, которыми живет страна.
• Заложить у детей основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.
• Сформировать у родителей отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности будущего гражданина нашего Отечества.
5 блок Работа с родителями
Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Семья - основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Современная модель сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения. В этом направлении были поставлены следующие задачи:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;
- создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения этих задач был разработан план работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.Опрос родителей показал, что 97,8% родителей довольны работой по патриотическому воспитанию в ДОУ.
План работы с родителями по развитию патриотического самосознания у детей старшего дошкольного возраста программы.
Форма организации работы с родителями | Тема |
Родительское собрание
|
|
Семинар - практикум |
|
Тренинг с элементами лекции |
|
Стендовая консультация |
|
Открытый просмотр |
|
Совместный досуг |
|
Семейный творческий конкурс |
|
Презентация опыта работы |
|
Анкетирование по патриотическому воспитанию детей в ДОУ |
|
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
- Специально организованные занятия;
- Беседы;
- Наблюдение;
- Чтение художественной литературы;
- Сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры;
- Тематические праздники;
- Целевые прогулки, экскурсии;
- Взаимодействие с социумом и др.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
6–7 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города.
- Иметь представление о символике города.
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте смолян.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
- Краткие сведения об истории города – Смоленск.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг города Смоленск.
- Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на промежуточные и итоговые.
Цель - оценка эффективности педагогического воздействия; отслеживание достижений и своевременное выявление затруднений каждого ребенка. Результаты диагностики позволяют корректировать дальнейшую работу, планировать индивидуальные занятия с детьми, давать рекомендации по патриотическому воспитанию.
По результатам освоения программы предполагается получить следующие результаты:
-формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества, готовности к защите;
- применение полученных знаний о родном крае, об Отечестве в добрых делах и поступках;
-формирование представлений о морали, осознание нравственных норм и реализация их в поведении;
- формирование представлений о Родине, своем городе, о самом себе.
Диагностика развития патриотического самосознания ребенка осуществляется в индивидуальном порядке по методикам предложенным Урунтаевой Г.А., по результатам которых были выделены уровни развития патриотического самосознания у старших дошкольников.
Высокий уровень:
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4- 5 улиц.Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень:
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, улицы(делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень:
Не знает названия страны, своего адреса, знает название города. Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, игровых методик.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Планируемые результаты освоения детьми программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы.
Промежуточные результаты освоения программы раскрывают динамику формирования личностных качеств воспитанников в период освоения программы по развитию патриотического самосознания.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
- «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
- Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
6. Н. В. Алёшиной «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной
действительностью»
7. Е. Ю. Александровой «Система патриотического воспитания в ДОУ»
8. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию. -2005.
9. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. –
М.:Аркти,2007.
10. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.
11. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
12. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
13. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
14. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
15. М. Б. Зацепиной «Дни воинской славы»
16. Н. Г. Зеленовой «Мы живём в России»
17.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007
19.Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай свой родной край,2007.
20.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
21.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка.- М.: Центр «Сфера» М.2008.
- И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
23. Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Комплексно целевая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
Цели и задачи программы:Воспитывать патриотические чувства на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях.Сформировать представления о географическом ра...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...