Сценарий праздника: « Шежере байрамы – праздник родословной семьи»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахметова Ильсияр Ильгизовна

Помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника:

« Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

\Цель:

- создание  условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи".

Задачи:

- учить детей бережно относиться к традициям своего народа;

- заинтересовать и привлечь внимание родителей, детей, педагогов к активному участию в празднике родословной- шежере байрамы;

- развивать гражданские чувства, воспитывать гражданственность и патриотизм;

- привлечь внимание детей к истории своего рода, развивать их  познавательную активность;

- воспитывать  любовь и уважение к членам своей семьи, родным, предкам.

Предварительная работа:

- составление родителями совместно с детьми родословного древа;

- консультация для педагогов на тему:« Шежере как историко-литературный памятник»;

- консультация для родителей на тему: «Знаешь ли ты свою родословную?»

- ознакомление родителей с папкой-передвижкой на тему: «Башкирские народные праздники и обычаи»;

- анкетирование родителей на тему: «Что такое нравственность и патриотизм сегодня»;

- беседа с родителями на тему: «Как правильно составить родословную своей семьи»;

- непосредственно образовательная деятельность с детьми на тему: «Моя семья», «Башкирские народные праздники», «Путешествие в прошлое моей семьи»;

- беседа с детьми на тему: «Что такое родословное семьи»;

- составление с детьми фотоальбома: «Моя семья», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Наши традиции», «Наши праздники»;

- рисование на тему «Моя семья»

- разучивание песен  «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой, «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве , башкирских народных игр «Юрта», «Цветы и бабочки»,  башкирского танца девочек, инсценировка по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба».

Методы и приемы:

- песня «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой

- песня «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве

- башкирские народные игры «Юрта», «Цветы и бабочки»

- башкирский танец девочек

-  конкурс «Шежере – моя родословная»

- инсценировка по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

Материал и оборудование:

Оформление центральной стены : плакат с надписью «Моя семья – моя крепость!», родословные древа, составленные и оформленные каждой семьей, 4 платка для игры «Юрта», 2 цветка и крылья бабочек для игры  «Цветы и бабочки»,  воздушные шары для оформления зала.

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на большой праздник. Праздник Родословной, Шежере Байрамы . Башкирские шежере - это древнее явление. Сведения об аксакалах, самых значительных событиях передавались из поколения в поколение. Род - это ряд поколений, происходящих от одного предка, носящих общее родовое имя. Человек - уникальное и неповторимое создание. Он, как и дерево, не на голую землю приходит и не пустыню после себя оставляет. А чтобы дерево росло, зеленело и приносило плоды, сильные корни питают его, не давая погибнуть. Да, дерево сильно своими корнями. А человек? Разве про человека нельзя сказать то же? А вы, ребята, знаете свои родословные?

1 ребенок: Кем был твой прадед, кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни одевали?

2ребенок :Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились?

3ребенок: Какие испытанья им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку?

4ребенок: И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род, - Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ!

Песня  «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой

в исполнении детей старшей группы №13

Ведущий:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Сегодня у нас в гостях семьи:…….       …………….давайте их поприветствуем (аплодисменты)  . Итак, мы начинаем! Вам нужно показать и рассказать свое Шежере, сопровождая фотографиями, видеоматериалами, рисунками, стихами.

Выступление первой семьи.

Ведущий: почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Выступление второй семьи.

Ведущий: пока готовится к выступлению следующая семья, для вас девочки старшей группы №5 исполнят башкирский танец.

Башкирский танец девочек

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

Выступление третьей  семьи.

Ведущий: в народе говорят «Мой дом – моя крепость». У крепкой семьи и стены крепкие,   давайте немного отдохнем  и поиграем в башкирскую народную игру «Юрта»

Игра "Юрта" музыка Гершовой( старшая группа №5)

Ведущий: все мы должны знать свои корни, уважать и помнить своих предков. Дерево, у которого крепкие корни, ветер не свалит.

Выступление четвертой   семьи.

Игра «Цветы и бабочки»( подготовительная к школе группа №14)

Ведущий: "Ни роду, ни племени" - так говорят о человеке одиноком, не имеющем родни. "На роду написано" - говорят о судьбе человека. А каков смысл выражения: "Это у нас в роду"? Это то, что передаётся по наследству, оставляет свой след. А что может передаваться по наследству? Дети во многом похожи на родителей. Ведь могут наследоваться не только черты характера, но и душевные качества, пристрастия, увлечения, любовь к родным местам.

Выступление пятой   семьи.

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Вам было интересно? Если мы будем знать историю своей Родины и своего рода, нам не страшны никакие преграды.

В заключение дети подготовительной к школе группы №2  вам покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Автор:

Жили - были дед и баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка - невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое.

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще бесценно.

На семейный на совет

Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или компьютор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?

Удивятся женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Автор:

Начался тут сыр да бор

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Автор:

Начался такой скандал -

Свет такого не видал.

Только Курочка молчит.

Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Автор:

Подошла она тихонько

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет бабка…

Что наделала ты, Ряба?

Дед не плакал, как ни странно,

Вывернул с дырой карманы.

Дед:        

Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

Ведущий: слово для поздравлений предоставляется заведующей детским садом Антоновой С.А.

Заведующая: сегодня состоялся праздник родословной «Шежере байрамы». Все вы показали прекрасные знания своих родословных и представили оригинальные, красочно оформленные генеалогические древа. Каждой семье удалось отыскать в своих корнях что-то свое, то, чем род отличился и гордится. Изюминкой праздника стало то, что свое шежере составили представители не только башкирских родов, но и русского, татарского…

Вы постарались затронуть чувства маленького ребенка, эмоции, подтолкнуть детей к совместной деятельности, приобщить к истокам национальной культуры, заложить основы для того, чтобы дети полюбили свою Родину с его прекрасной культурой и традициями, свою семью, в которой царят мир, дружба и уважение друг к другу.

Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Ведущий: праздник подходит к концу. Вот какой хороший, добрый шежере байрам  получился у нас. Не забывайте свои корни. Пусть в ваших семьях царят тепло, добро, здоровье, улыбки и звонкий смех. Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью! Давайте закончим праздник песней о нашей любимой Родине – России.

Песня «Моя Россия» слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве

в исполнении детей старшей группы №10

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шежере-байрамы

«Свою родословную знай, традиции семьи уважай, почитай!»...

Сценарий совместного детско-спортивного праздника «Мама, папа, я - спортивная семья», посвященный Дню защитника Отечества.

Ход праздника. Звучит военный марш, дети и родители входят в зал, встают по обе стороны зала. (команды: впереди ребенок, за ним родитель)....

Сценарий башкирского праздника "Мон байрамы" посвященный 100-летию Республики Башкортостан

Сценарий башкирского праздника "Мон байрамы" посвященный 100-летию Республики БашкортостанМаҡсат:  балаларҙы халыҡ музыка ҡоралдары менән таныштырыуҙы дауам итеү; балаларҙың уйыны аша т...

Праздник " Шежере байрам"

Сценарий праздника " Шежере байрам" позволит познакомить детей с  башкирским народным праздником, способствует возрождению национальных традиций, обычаев,сохранению преемственности поко...

«Шәжәрә байрамы – праздник родословной семьи». Сценарий праздника.

Цель:- создание условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отноше...

Сценарий праздника "Шежере байрамы" (Праздник родословной)

В современной татарской семье есть национальный праздник «Шежере Байрам» или «Праздник родословной». В кругу семьи собираются все представители рода и расск...