Конспект просмотра открытого занятия «Мозаика профессий Мордовии» «ОО «Социально-коммуникативное развитие»(труд) (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Кантеева Вера Петровна

                           Занятие разработано в соответствии с  Примерным  региональным модулем программы  дошкольного  образования "Мы в Мордовии  живем": /О.В.Бурляева и др./. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.- 104с.;  Воспитанники подготовительной к школе  группы  закрепляют знания о многообразии  профессий в современном мире, о труде взрослых, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса; уточняют представления о  крупных предприятиях Республики Мордовия, их продукции.  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества  способствует развитию дошкольников в социальном мире.  

 

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mozaika_professiy_mordovii.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Конспект

просмотра открытого занятия

 «Мозаика профессий Мордовии»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

(Труд)

 (подготовительная к школе группа)

                                                        Подготовила и  провела:

воспитатель первой

квалификационной

категории Кантеева В.П.

Саранск- 2019 – 2020уч.г.

Программное содержание

Обучающие задачи:

  • Познакомить воспитанников с промышленностью Мордовии (сельское хозяйство, крупнейшие промышленные предприятия) как сферой профессиональной деятельности родителей;
  • уточнить представления о крупных промышленных предприятиях Мордовии (агрофирма «Октябрьская», фабрика «Ламзурь», птицефабрика «Атемарская», Саранский завод автосамосвалов, Саранский вагоноремонтный завод, Приборостроительный завод, «Биохимик», завод «Электровыпрямитель») и о продукции, которую они производят;
  • познакомить с народными промыслами мордвы (вышивание, резьба по дереву);
  • обогащать словарный запас; расширять и активизировать словарь детей по теме «Профессии»

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, ассоциативную память, монологическую и диалогическую речь;
  • закрепить умение понимать смысл мордовских пословиц и поговорок о труде, применять их в различных ситуациях.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес и любовь к родному краю;
  • воспитывать интерес и уважение к людям труда, их деятельности и их результатам.

Методы и приемы:

словесные: введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки, пословицы), беседа, рассказы детей;

наглядные: рассматривание иллюстраций крупных промышленных предприятий Мордовии и их продукции; атрибуты для д/игры «Кому что нужно для работы»;

игровые: д/игры «Кому что нужно для работы»,  «Найди нужную картинку», «Исправь ошибку», «Отгадай загадку»,  «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)

Оборудование: иллюстрации, д/ игры: «Найди нужную картинку», модели инструментов, модели хлебобулочных изделий, картинки  с изображением людей разных профессий, кукла - мордовочка

Словарная работа: названия предприятий Мордовии, их продукции.

Предварительная работа:

- беседы о профессиях;

 - рассматривание иллюстраций, картинок;

 - чтение пословиц о труде, загадок о профессиях:

-чтение: В.В.Маяковский «Кем быть?», Е.Пермяк «Мамина работа». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

План

  1. Орг. Момент. Введение в игровую ситуацию
  2. Артикуляционная гимнастика «Язычок на прогулке»
  3. Беседа о работниках детского сада
  4. Сюрпризный момент. Беседа о людях сельских профессий
  5. Мордовские пословицы и поговорки о труде
  6. Физкультминутка «Профессии»
  7. Беседа о крупных промышленных предприятиях Мордовии
  8.  Д/и  «Найди нужную картинку»
  9. «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)
  10.  Игр. упражнение «Отгадай загадку»
  11. Д/и «Кому что нужно для работы»  
  12. Произнеси скороговорку
  13. Игровое упражнение с мячом «Исправь ошибку»
  14. Рассказы детей «Кем работают наши мамы»
  15. Сообщения детей «Когда я вырасту, я хочу стать….»
  16. Итоги занятия.

Ход занятия

  1. Орг. Момент. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:  

Придумано кем-то просто и мудро

При  встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас в гостях работники детского сада.  Вежливо поздоровайтесь со взрослыми.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:  Как еще можно поприветствовать взрослых?

Дети: Добрый день! Здравствуйте!

Воспитатель:  Для того чтобы мы красиво говорили, правильно произносили звуки,  выполним упражнение для язычка.  

 

  1. Артикуляционная гимнастика «Язычок»

Воспитатель:  Жил был Язычок. Проснулся он однажды утром, Посмотрел вверх – солнце светит (язычок вверх), посмотрел вниз (язычок вниз)  – травка зеленеет, посмотрел направо (язычок вправо), посмотрел налево (язычок влево) и улыбнулся – прекрасное начало дня!

Вышел он на утреннюю прогулку. Около дома маляр красил забор (язычок вверх – вниз). Пошел язычок гулять по парку. По беговой дорожке бежала лошадь, копыта цокали  громко (язычок выполняет имитирующие движения). Рядом бежал жеребенок (его копытца цокали тихо).  Вдали по реке плыл теплоход и гудел («Ду-ду-ду»). Прогулялся Язычок и  вернулся домой.

III. Беседа о работниках детского сада

Воспитатель:   Ребята, утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда?

Дети: На работу.

Воспитатель:   Я работаю в детском саду, а профессия моя — воспитатель. Люди каких профессий работают в детском саду?

Дети: (перечисляя) В нашем детском саду работает заведующая Светлана Владимировна, старший воспитатель Ольга Юрьевна, воспитатели, помощники воспитателей, медицинская сестра Галина Сергеевна, повара, музыкальный руководитель Татьяна Александровна, физ.инструктор Светлана Витальевна, дворник Артем Викторович.

Выберите  картинки с этими профессиями (Воспитатель, медсестра, повар)

(Дети выходят к столу, выбирают картинки и прикрепляют их к стенду)

  1. Сюрпризный момент. Беседа о людях сельских профессий

Воспитатель:  К нам пришел еще один гость. Я думаю, вы её узнали. Это кукла – мордовочка.  

Воспитатель:  Во что она одета?

Дети: В мордовский национальный костюм.

Кукла: Я очень рада вновь встретиться с вами. Я приехала к вам из села Сабаево. Живу с бабушкой и дедушкой. С  давних времен мои предки жили и работали в селе. Как вы думаете, чем они занимались?

Дети. Пахали землю, выращивали овощи и фрукты, собирали грибы и ягоды.

Воспитатель: Раньше не было техники, машин. Все делали руками. Женщины ткали полотно, из которой потом шили одежду, вышивали её  мордовским орнаментом. Мужчины мастерили домашнюю мебель, ходили на охоту. Времена изменились. Но люди  и сейчас на селе живут. Чем они занимаются? Кем работают?

Дети. В селах люди работают трактористами, фермерами, доярками. Они также продолжают выращивать овощи и фрукты. Найдите картинки с изображением людей сельских профессий. (Фермер, садовод).

(Дети выходят к столу, выбирают картинки и  прикрепляют к стенду)

V. Мордовские пословицы и поговорки о труде

Воспитатель:  Понимание необходимости труда для человека, желание трудиться, а не бездельничать мордовский народ запечатлел в  устном   народном творчестве. Какие вы знаете пословицы и поговорки?

Дети:

Одна пчела много мёду не соберёт (мокша)

У кого дела идут хорошо, у того и петух несётся (эрзя)

Маленький топор рубит большое дерево

Хорошее сделать тяжело, плохое — легко (мокша)

Каков посев, таковы и всходы (эрзя)

Жнущий серп всегда блестит (мокша)

VI. Физкультминутка «Профессии»

Если хочешь стать маляром – делай так (рукой вверх-вниз)

Если хочешь стать швеей - делай так (имитация работы на швейной машинке)

Если будешь ты водитель – делай так (вращают руль)

Если будешь ты спортсмен - делай так (приседания)

Если будешь ты сапожник – делай так (топают ногами)

Если будешь ты сантехник – делай так (имитация работы с гаечным ключом)

VII. Беседа о промышленных предприятиях Мордовии

Воспитатель (обращаясь к кукле):  Дорогая гостья,  мы многое узнали о жизни в селе. Погости у нас и узнаешь, как  много дети знают о профессиях родных, знакомых и тех людей, которые работают в городе.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Что мы можем рассказать о ней? Какая она?

Дети: Большая, красивая, богатая.

Воспитатель: И такой её делают люди. Когда вы подрастете, вам нужно будет выбрать профессию. Будет здорово, если вы останетесь жить и работать на  нашей малой родине.  Мордовия - аграрная республика. Здесь в основном производят и выращивают продукты питания, но ввесть и промышленные предприятия. О продукции этих предприятий мы сегодня поговорим.

VIII.   Д/и  «Найди нужную картинку»

Воспитатель: (называет известные предприятия Мордовии. Дети выходят к стенду с иллюстрациями и показывают продукцию названного предприятия)

-Агрофирма «Октябрьская»,

-Кондитерская фабрика «Ламзурь»,

-Саранский завод автосамосвалов,

-Саранский вагоноремонтный завод,

-Завод «Биохимик»,

-Сыродельный завод «Сармич»

IX. Игра «Разноцветный зонтик» (цветотерапия)

Воспитатель. Молодцы, мы вспомнили, какую продукцию производят в Мордовии. Но в нашей республике люди работают и в социальной сфере, и в сфере обслуживания. А так же в  здравоохранении, образовании, бытовых услугах. А чтобы вспомнить, как называются профессии людей, поиграем с разноцветным зонтиком.

(Воспитатель открывает зонт с разноцветными лентами, дети встают под него и  называют известную им профессию).

Ты под зонтик мой вставай,

Ленточку выбирай,

Про профессию  вспоминай,

И ребятам называй.

Дети: Кондитер, слесарь, ….

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Много профессий  назвали.

X. Игр.упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель. Я буду сейчас вам загадывать загадки, а вы покажете картинку с изображением человека  этой профессии.

Причесываю, стригу,

Модную стрижку

Сделать могу. (Парикмахер)

Целый день кручу баранку,

Чтоб людей всех развести.

Нужно их доставить быстро,

Адрес правильно найти. (Таксист)

Шить умею и кроить,

И заплатку закрепить. (Портной)

Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?    (Повар)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит… (Строитель)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит… (Пожарный)

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни  -

Зелёный, жёлтый, красный (светофор)  -  (Инспектор ДПС)

XI.  Д/игра  с предметами  «Кому что нужно для работы»

Воспитатель. Люди  разных профессий используют для работы разные предметы, инструменты. Узнаем, кому и  что нужно для работы?

(Дети (4 человека) получают задание собрать предметы для  работы в разные  корзины людей следующих профессий: врача, пожарного, водителя, художника, продавца)

  - Каска, шланг, вода  -  … (пожарный)

  - Руль, колёса, дорога  -  … (водитель);

  - Краски, кисти, палитра - …(художник).

  - Касса, весы, пакеты -… (продавец)

Воспитатель: Какие вы молодцы, все правильно раздожили! Чтобы освоить любую профессию и много знать о ней, что нужно делать?

Дети: Учиться, читать, тренироваться, много знать.

XII.  «Произнеси скороговорку»

(в разном темпе, разным голосом, с разной скоростью)

Воспитатель: Сегодня на занятии вы назвали профессию «пекарь»

Произнесем скороговорку и узнаем, что же пекарь испек из теста.

 «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»

XIII. Игровое упражнение  с мячом «Исправь ошибку»

Воспитатель: (Воспитатель читает предложение и бросает мяч ребенку – тот исправляет и возвращает мяч взрослому)

Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.

Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.

Швея красит дом. – Швея шьет одежду.

Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.

Почтальон выступает на арене - Почтальон разносит почту.

Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.

Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.

Воспитатель красит стены – воспитатель воспитывает детей.

Сапожник раздает книги – сапожник чинит обувь

XIV. Рассказы детей «Кем работают наши мамы»

Воспитатель:  Сейчас мы послушаем рассказы, где  и кем работают ваши родители, какие у них профессии?

 (Дети по очереди выходят к доске, показывают фото и рассказывают о профессии своих мам)

Кудашкина Алена.  Мою маму  зовут Евгения Александровна. Она работает в кафе поваром.  Мама с детства любила экспериментировать  с продуктами. Работая в кафе, она вместе с другими поварами готовит вкусные блюда для посетителей. Работу свою мама любит. Ей очень приятно, когда посетители уходят довольные и сытые. И у них хорошее настроение на целый день.

Сорокина Лиза. Мою маму зовут Татьяна Викторовна. Она работает в паспортном столе инспектором по работе с клиентами. Мама – специалист широкого профиля.  Она радуется, когда помогает людям.

Панфилова Соня. Мою маму зовут  Елена Сергеевна. Она работает в городской поликлинике врачом-окулистом. Мама лечит людей, помогает им восстановить зрение. Мама   доброжелательна и вежлива с больными. С работы она приходит усталая, но довольная, что смогла помочь людям.

XV.Рассказы детей «Когда я вырасту, я буду….»

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили многие профессии, а кем же вы мечтаете быть, когда вырастите?

(Дети по очереди называют профессию и рассказывают о том. почему она им нравится)

XIV. Итоги.

Воспитатель: (обращаясь  к гостье  кукле –  мордовке)

Вот гостья дорогая, мы рассказали тебе о том, что мы знаем о промышленных предприятиях Мордовии, о профессиях взрослых.  Приезжай к нам еще. Ребята всегда рады поделиться знаниями. Сегодня на занятии они были активны. Рассказали много интересного. Молодцы.

Список использованных источников

  1. Мы в Мордови живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования дощк. образования /О.В.Бурляева и др./. - Саранск: мордов. кн. изд-во, 2015.- 84с.
  2.  «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников», 2003.
  3. «Мордовские пословицы и присловия». Составитель: К.Т. Самородов, Саранск, 1968 г.
  4. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006.
  5. Знакомимся с профессиями. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Автор-составитель: Антонова М.В., Саранск -2017
  6. Мулько и.Ф. Развитие представлений о человек в истории и культуре. Методическое пособие дл я ДОУ. – ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной к школе группе Разные люди живут на Земле (с презентацией)

Базовая образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: формировать...

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми подготовительной к школе группы « Традиционная одежда кубанских казаков»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с детьми подготовительной к школе  группы ...

Конспект открытого занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей подготовительной к школе группе Тема: «Быт и традиции русского народа»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи: Познакомить детей с русскими традициями.Развивать мышление, внимание речь, память, коммуникативные навыки.Закреплять знания о быте, х...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...