"Варежки, варежки..."
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа)

Шалаева Галина Николаевна

Казалось бы, простая рукавица…
В простонародье варежкой зовут,
Но с ней историй множество хранится…
И в ней всегда любовь и женский труд.

Введение в тему:  Рукавицы, или варежки, по праву можно назвать изделиями с многовековой традицией. Первые упоминания о рукавицах на Руси появились в 13-м веке. Варежки назывались по-разному. Где-то их называли «варежки», где-то «вареги», «варьги» или «воряшки», а где-то «махнашки», или «связни».

Цель нашего проекта – использование варежки в качестве предмета - амплификатора для развития познавательных и творческих способностей всех участников проекта.

Задачи проекта:

1.Формировать интерес к познанию истории и культуры наших предков, познакомить с историей возникновения варежки на Руси, особо на территории Карелии.
2.Показать детям разнообразие форм и видов варежек.
3.Привлечь родителей к активному участию в проекте.
4.Практиковать разнообразные приемы создания варежки (нетрадиционное рисование, лепка, конструирование и дизайн, вязание, плетение, валяние).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon varezhki_varezhki.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВАРЕЖКИ, ВАРЕЖКИ» МДОУ №112 «Лесная сказка» Петрозаводск 2020 Концепт проекта для детей дошкольного возраста Соавторы концепта: Воспитатели групп №7, 11 Кочерина В.В, Шалаева Г.Н., Савостикова А.Ю.

Слайд 2

Казалось бы, простая рукавица… В простонародье варежкой зовут, Но с ней историй множество хранится… И в ней всегда любовь и женский труд.

Слайд 3

Введение в тему: Рукавицы, или варежки, по праву можно назвать изделиями с многовековой традицией. Первые упоминания о рукавицах на Руси появились в 13-м веке. Варежки назывались по-разному. Где-то их называли «варежки», где-то «вареги», «варьги» или «воряшки», а где-то «махнашки», или «связни».

Слайд 4

Участники проекта: воспитатели групп, дети и их родители, младшие воспитатели, активные помощники, специалисты. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Слайд 5

Цель нашего проекта – использование варежки в качестве предмета - амплификатора для развития познавательных и творческих способностей всех участников проекта. Задачи проекта: Формировать интерес к познанию истории и культуры наших предков, познакомить с историей возникновения варежки на Руси, особо на территории Карелии. Показать детям разнообразие форм и видов варежек. Привлечь родителей к активному участию в проекте. Практиковать разнообразные приемы создания варежки (нетрадиционное рисование, лепка, конструирование и дизайн, вязание, плетение, валяние).

Слайд 6

Актуальность проекта: привлечение внимания к истории края, через повседневный элемент одежды, понятный для детей и взрослых. Отправной точкой для возникновения проекта стало изучение символов, посвященных 100-летию нашей республики. Предмет исследования: варежки разных видов. Гипотеза исследования: кто придумал варежки и какими они бывают?

Слайд 7

Варежка – идеальный амплификатор Это домашний, понятный, вызывающий доверие предмет одежды. Позволяет изучать сенсорные эталоны (материал, размер, цвет, вес, характер поверхности, толщину и др.) Активный помощник в приобретении социо-культурного опыта (КГН, отношение к самому себе и миру). Помогает познавать отношения между людьми, профессиональную принадлежность. Содержит в себе секреты этноса (варежка – оберег). Яркий пример элемента праздничной культуры. Неординарный участник игр, развлечений, театрализаций.

Слайд 8

1 ЭТАП - Выбор темы исследования. «Методика трех вопросов». Что мы знаем о варежках? 1. Варежки вязаные. 2. Варежки с декоративной отделкой. 3. Варежки митенки - практичная модель, сочетающая в себе перчатки без пальцев и накидной колпак. 4. Рукавицы из длинношерстных видов меха. 5. Рукавицы из мягкой кожи или нежной замши. 6. Спортивные варежки.

Слайд 9

1 ЭТАП - Выбор темы исследования. «Методика трех вопросов». Что мы хотим узнать? 1. Какие ещё бывают варежки? 2. Откуда пришли варежки? 3. Из какого материала можно изготовить варежки? 4. Как можно украсить варежки? 5. Почему в варежках тепло?

Слайд 10

1 ЭТАП - Выбор темы исследования. «Методика трех вопросов». Как мы можем это сделать? 1. Спросить у воспитателя. 2. Спросить у родителей, бабушек. 3. Посмотреть передачу по телевизору. 4. Прочитать в книгах, в энциклопедиях, в интернете.

Слайд 11

2 ЭТАП - Сбор информации. Предварительная работа: 1. Чтение и обсуждение литературных произведений. 2. Рассматривание тематических иллюстраций, плакатов, буклетов с фотографиями варежек, схем вязания. 3. Чтение с родителями книг по тематике проекта. 4. Работа со специальной литературой, интернет- ресурсами. 5. Проведение бесед с детьми с родителями. 6. Сбор материалов по теме: стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Слайд 12

3 ЭТАП – Реализация проекта. Реализация проекта осуществляется по всем видам детской деятельности (специально организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.)

Слайд 13

3 ЭТАП – Реализация проекта. Ежедневно: 1. Наблюдение за погодой, одеждой людей. 2. Рассматривание и изучение доступных печатных и видео материалов. 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков в быту (объяснение, напоминание, игры). С участием родителей: 1. Консультации для родителей( «Как одеть ребёнка зимой?») 2. Участие родителей в творческих мероприятиях (выставка «Варежки бывают разные»). 3. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к дидактическим и подвижным играм, декораций, костюмов к сказке.

Слайд 14

Варежки наших предков… У предков существовал удивительный древний обычай. Перед свадьбой невеста должна была продемонстрировать своё мастерство. Ей необходимо было связать всем членам новой семьи по паре рукавиц. Причём, каждая пара должна была быть с определенным символическим орнаментом и связанная из конкретного материала. Большое значение имел орнамент на варежках. Птицы, цветы, ромбы, кресты, полоски и треугольники ярких цветов и в удивительных сочетаниях считались символом-оберегом, переходившим по наследству от матери к дочери. Варежки с орнаментом защищали хозяина от злых сил, помогали в делах. К примеру, цепочка из ромбиков - это своеобразное «древо жизни», ромб с длинными сторонами защищал от тёмных сил и сглаза. Если варежка вышита крестами, значит, она оберегает от огня. «Вязаное» солнце – символ света и жизни.

Слайд 15

Музей варежки. Детский «Музей варежки» в Санкт-Петербурге – это дом, где живет талантливая, озорная и очень добрая девочка Варя Варежкина – неутомимая придумщица и фантазерка, не устающая радовать своих друзей интересными задумками, проектами и мастер-классами. Ежемесячно детский музей посещает более пятисот детей. Они приходят сюда, чтобы стать участниками интересных экскурсий и мастер-классов, приобрести новые навыки и знания и просто интересно и весело провести время.

Слайд 16

Музей варежки.

Слайд 17

Благотворительная акция «Время помогать». Мы уже принимали участие в акции «Старость в радость», а в преддверии нового 2021 года хотим подарить бабушкам и дедушкам домов для престарелых варежки, связанные своими руками. В окна стучится холодная вьюга, Бабушка варежки вяжет для внука. Тёплые, добрые руки у бабушки, Добрые, тёплые выйдут и варежки. Выбежит утром на улицу внук И ощутит теплоту её рук… Н. Красильников

Слайд 18

Ожидаемый результат. Погружение в историю возникновения варежек. Расширение социо-культурного опыта на основе изучения близкого детям предмета одежды. Формирование в ходе реализации проекта творческой группы: родители, дети, педагоги. Организация совместных творческих мероприятий (выставки, мастер-классы, выходы в музеи и на арт-площадки) Участие в творческих и благотворительных акциях.

Слайд 19

Новое в РППС Авторские дидактические игры, созданные совместно (педагоги, дети и их родители). Тактильный театр «Кто спрятался в рукавичке?» и другие.

Слайд 20

Перспективы проекта. Участие в благотворительной акции «Время помогать». Посещение «Музея Варежки».

Слайд 21

Памятник рукавице В карельской деревне Киндасово стоит первый в мире памятник рукавице. Открыли его десять лет назад, к юбилею местного праздника смеха. Идею объяснили так: название деревни происходит от карельского kindas, kinnas — рабочая рукавица. Жаль разрушать легенду, но это топонимический миф. Но на самом деле Киндасово — название очень старое, вполне возможно, имеющее еще саамские корни. В основе лежит саамский термин — kintes, это такая поляна, поросшая травой, на высоком берегу. В те далекие времена это была большая редкость — откуда взяться поляне, если не было ни земледелия, ни покосов? Скорее всего, это было место сезонного саамского поселения. Так что рукавица тут, увы, ни при чем.

Слайд 22

Начало… Открываем окошко в чудесный мир

Слайд 23

Начало…

Слайд 24

Список литературы: Бибикова Н. «Русские варежки: история появления рукавиц, значение элементов, цветовая палитра». Герцвольф Ю. «Рукавицы, перчатки, варежки: какова история возникновения этих слов?». Люстрова И., Скворцов Л., Дерягин В. «Беседы о русском слове. М., 1978). Поверина Г. «Узорные рукавички». Фасмер М. (см. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. т. I . с. 274.). Другие источники: http://rk.karelia.ru/special-projects/100-simvolov-karelii/varezhki/ https://www.youtube.com/watch?v=yPmfF76JmrY https://www.youtube.com/watch?v=ad-Y-A01EG8 https://materinstvo.ru/art/9429 Materinstvo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Варежка"

s6302114.jpgДля детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования образовательная область «Художественное творчество» и "Художественная литература"...

Новогодний праздник для детей подготовительной группы "Где же варежки Деда Мороза?"

Данный праздник включает интеграцию всех образовательных областей, очень насыщенный и полный, незабываемокрасочный , благодаря большому количеству смены деятельности педагогов и детей....

Рукавички-варежки

Развлечение для детей 3-4 лет на основе русского народного фольклора...

Конспект занятия «Маша варежку надела» в младшей группе.

Конспект занятия «Маша варежку надела» в младшей группе. Цель:Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира(варежками,перчатками),используя малые фольклорные жанры.Обогащать сен...

Конспект развлечения в первой младшей группе «Варежки, варежки!»

Сценарий физкультурно-литературного развлечения для самых маленькихх дошкольников....

Конспект ОД во II младшей группе Тема занятия: «Украсим варежку» (пластилинография) по теме стихотворения Ф. Яруллина «Бияләй. (Варежка)»

Цель: Закреплять знания произведения через творчество, обучать создавать предметы с элементами национального орнамента из пластилина  на шаблоне. Развивать мелкую моторику рук.Учить детей украшат...

Проект «День варежки отмечаем, а откуда она пришла – не знаем» ( к дню варежки)

Варежка или рукавичка — обычный повседневный атрибут, способный уберечь зимой от холода.Откуда взялись варежки?Какими бывают варежки?Нужно ли ухаживать за варежками? Чем варежка отмечается от ру...