Конспект занятия "Мы ремесленники" с элементами клубного часа
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: приобщить детей к культуре Кубани.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями работы гончара, ткача, лозоплетельщика, кузнеца, вышивальщицы, приобщать детей к ручному труду, формировать знания детей о ремеслах Кубани
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, любовь к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remeslenniki.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами клубного часа
«Мы – ремесленники»
Дранишникова Ирина Ильинична
Возраст: подготовительная к школе группа
Цель: приобщить детей к культуре Кубани.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями работы гончара, ткача, лозоплетельщика, кузнеца, вышивальщицы, приобщать детей к ручному труду, формировать знания детей о ремеслах Кубани
Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, любовь к малой Родине.
Словарная работа:
- активизация: лозоплетельщик, ткач, гончар, кузнец, гончарный круг, ткацкий станок
- обогащение: кросна
Материал и оборудование: ивовые прутья, ножницы, картонные рамки для ткацкого станка, нити, фольга, глина, дощечки, стеки, канва, лоскуты ткани, иголки, пяльца, наперстки, корзина с письмом, материалы для развивающей среды каждой группы: корзины, вазы, коробы, полотенца, рубахи, горшки, игрушки, подковы, картины, иллюстрации.
Ход занятия:
1 Мотивационный этап
В группе стоит плетенная корзина. Дети обращают на нее внимание.
Воспитатель: что это, ребята? (корзина). Чья она? (дети затрудняются ответить). В ней что-нибудь лежит? (письмо). Что будем делать? (прочитаем)
Воспитатель читает письмо:
«Ремесло — золотой кормилец.
Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.
Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Ничем хвалиться, коль все из руки валится.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь.
Ремесло за плечами не носят, хлеба не просит, а хлеб дает.
Без ремесла как без рук.
Имею ремесло — и на камне хлеб достану»
Воспитатель: ой, это совсем не письмо. Что это, ребята? (пословицы, поговорки). О чем? (о ремесле). А что такое ремесло? (варианты детей). Да, ремесло – это изготовление чего-либо из подручных средств. Что такое подручные средства? А какие вы знаете?
С ремеслом мы разобрались. А вот от кого письмо? Как вы думаете? (варианты детей – от путешественника). Наверное, он знал, что мы сегодня отправимся на экскурсию по детскому саду и подготовил нам сюрприз!
Дети проговаривают правила перемещения по детскому саду.
2 Деятельностный этап
Далее в каждой из групп находятся «мастера своего дела», дети ,заходя в каждую группу, узнают об определенном ремесле.
Группа № 1, на двери табличка «ГОНЧАР»
В развивающей среде группы стоят кувшины, тарелки, глиняные игрушки.
«Гончар» приветствует детей: здравствуйте гости дорогие! Я – гончар. Кто-нибудь знает, что это за профессия? (ответы детей). А вы помните, какой самый главный предмет моего ремесла? (гончарный круг)
Правильно! Гончар – это человек, который изготавливает из глины посуду, игрушки, маленькие скульптуры. Если вы выбрали мою мастерскую, то я могу вам предложить тоже стать гончарами. Вы можете изготовить из глины любое изделие, а потом я передам ваши работы воспитателю.
Группа № 2, на двери табличка «ТКАЧ»
В развивающей среде группы льняные полотенца, русские рубахи и т.д.
«Ткач» приветствует детей: здравствуйте! Знаете ли, кто я? (варианты ответов детей). Я – ткач (или: да, правильно, я – ткач). Какой самый главный инструмент в моей работе? (ткацкий станок). В старину называли его кросна. Но не только ткацкий станок мне служит. Еще у меня есть прялка. Что можно делать прялкой? (ответы детей).
Ткачество давало материал для одежды, украшения жилища.
Раз вы пришли ко мне в гости, я могу разрешить вам попробовать соткать небольшое полотно (на картонных шаблонах закреплены нити). «Ткач» показывает как продевать нити, где их закреплять (см.приложение)
Группа № 3, на двери табличка «ВЫШИВАЛЬНОЕ РЕМЕСЛО»
В развивающей среде много вышивок: в пяльцах, рубахи с вышивками, вышитые картины, полотенца, платки.
Детей приветствует «хозяйка»: здравствуйте, мои дорогие гости! Я – хозяйка этого дома. Как вы думаете, чем я люблю заниматься? (вышивать). Как вы это поняли? (ответы детей). Молодцы! На Кубани умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Я могу показать как учатся вышивать, хотите?
На лоскутах ткани заранее прорисовывается пунктир, для помощи ребенку прокалывать иголкой ткань в нужном месте. «Хозяйка» показывает «шов вперед иголку»; для усложнения на канве показывается вышивка крестом. После того как, дети попробовали «шов вперед иголку», дети пробуют на канве вышивку крестом.
Группа № 4, на двери табличка «КУЗНЕЦ»
В развивающей среде подковы, иллюстрации казаков с оружием и т.д.
«Кузнец» здоровается с детьми: здравствуйте, маленькие помощники! Знаете ли вы, кто я? (ответы детей). Да, я кузнец. Делаю много интересного из железа, которое меня слушается. Какой мой самый главный инструмент? (наковальня и молот).
Это ремесло с давних времен считается очень редким и почетным, но сейчас кузнецы редко встречаются и некоторые полагают, что кузнецов и вовсе уже не существует. Но это не так!
И вы, мои юные кузнецы можете сами в этом убедиться! Хотите попробовать?
Для данной работы потребуется фольга:
Гравирование – нанесение на фольгу рисунка и выкалывание узора зубочисткой.
Рельефный способ – оборачивание пуговиц, мелких предметов фольгой
Тиснение - отпечатки на фольге монет, пуговиц.
Дети пробуют сминать, разглаживать, делать всевозможные фигуры из фольги.
Девочкам фольгу можно превратить в кольца – скручивая фольгу в жгутик и оборачивая вокруг пальца, либо в кулоны: оборачивая картон разных форм фольгой. К кулону прикрепить ниточку.
ГРУППА № 5, на двери табличка «ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ»
В развивающей среде: корзины, вазы, коробы.
Детей встречает «лозоплетельщик»: здравствуйте, дорогие мои гости! А знаете ли вы – кто я такой? (варианты ответов детей). Я – лозоплетельщик. Чем я занимаюсь? (ответы детей). А из чего плету? (ответы детей).
Плетение лозой – старинный народный промысел.
А вы когда-нибудь плели что-нибудь из лозы? Попробовать хотите?
Материал для детей: ивовые прутья и ножницы. «Лозоплетельщик» показывает как плести из прутьев.
3 Рефлексия
После посещения всех групп, дети возвращаются в свою группу, садятся в рефлексивный круг и делятся впечатлениями.
Где вы были? Что делали? Какие ремесла увидели? Что изготавливали у гончара? А у ткача? Как? И т.д.
Выставка детских работ, выполненных на данном занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по Клубному часу
Ситуация месяца: «Мальчики и девочки»...
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному часу Ситу...
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному Часу: «Мы все жители Земного шара». Ситуация месяца - страна «Испания». Подготовила воспитатель подготовительной группы Ким Р.В....
Конспект занятия по Клубному часу
Конспект занятия по Клубному часу...
Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"
Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...
Сценарий клубного часа в импровизации мастерской «ОРИГАМИ», посвящённой общей теме фронтального клубного часа детского сада «Путешествие в искусство» для воспитанников старших и подготовительной к школе групп
Формирование у дошкольников элементарного интереса к теме творчества японского искусства оригами....
Организация совместной работы детей и педагога в процессе проведения технологии «Клубного часа» с элементами опытно-экспериментальной деятельности. (Самообразование).
quot;Клубный час" с элементами опытно-экспериментальной деятельности...