Научно-методическая статья
статья
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 736.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство старших дошкольников с поэзией Сергея Есенина.
Яков Аким, советский детский поэт, говорил: «… страна, где люди с малых лет так любят и понимают родную поэзию, справится со всеми трудностями, сбережет и приумножит великую свою культуру!».
Одна из главных задач педагогов дошкольных учреждений в воспитании детей – через красоту поэзии, найти путь к доброму сердцу ребенка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал. Роль поэзии в жизни ребенка очень важна. Она помогает настроить душу на восприятие высоких чувств. Стремление к поэзии у детей возникает очень рано. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Их тянет к поэзии подсознательно, но потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если педагог и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда новомодные гаджеты вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую.
Мы считаем, что знакомство детей с поэзией Сергея Есенина – прекрасное средство в решении задачи возвращения, в том числе в семью, интереса к поэзии.
Сергей Есенин любимый русским народом поэт. Его справедливо называют душой и сердцем нашей России. Несмотря на кажущуюся простоту, его поэзия глубока и самобытна. Стихи Сергея Есенина согреты каким-то внутренним теплом, которое необходимо дошкольнику. Они помогают детям познавать окружающий мир и самих себя.
Актуальность темы состоит в необходимости новых подходов к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией Сергея Есенина.
Для чтения и заучивания наизусть детьми мы подобрали несколько ранних стихов поэта: «Береза», «С добрым утром!», «Черемуха», «Пороша», «Поет зима - аукает…». В них главной темой является природа и человек. С детьми мы читаем, проводим беседы по теме стихотворения, рассматриваем картины (И. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», И. Левитан «Золотая осень», Е. Волкова «Поздняя осень»), декламируем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, красоты стихотворения. В дальнейшем мы используем виртуальные экскурсии в мир поэзии Сергея Есенина, применяя ИКТ. Это позволяет нам удерживать интерес дошкольников и идти в ногу со временем. Подготавливая визуальный ряд в виде презентаций, мы вставляем видеоролики чтения стихов Сергея Есенина под музыку, записанные нами самостоятельно. И когда дети слышат и видят, как стихи поэта с экрана читают их воспитатели, восприятие заметно усиливается. Воспринимая произведение на слух, дети сталкиваются с уже озвученным содержанием и озвученной формой, и, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику педагога, проникают в суть произведения.
В целях пробуждения интереса к творчеству великого земляка внутри семьи, родители наших воспитанников дома тоже записывают видеоролик для наших презентаций. В них они читают стихотворение Сергея Есенина, которое мы заучиваем с детьми в детском саду. Это прочтение отличает яркое эмоциональное начало, стремление передать образность есенинского стиха, которое позволяет ребенку наглядно увидеть и услышать отношение их родителей к есенинской поэзии. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства. Чтобы сформировать у детей интерес к прекрасному, надо самим взрослым понимать и ценить это прекрасное. Если взрослый знает и любит творческое наследие Сергея Есенина, читает его стихи, то он сумеет сделать творчество поэта близким и дорогим для своего ребенка.
Сначала нами решалась задача запоминания стихотворения, а потом – выразительного исполнения. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, мы применяем мнемотехнику. Метод мнемотехники уже давно используется педагогами многих дошкольных учреждений. В нашей работе мы не только даем детям готовые мнемосхемы, но и составляем их вместе. Дети предлагают свои варианты обозначения слов, словосочетаний и сами делают зарисовки на подготовленных листах. У ребят появляется усиленный интерес к стихам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями. Даже самые стеснительные дети проявляют инициативу и желание рассказывать стихи.
Рассмотрим пример заучивания стихотворения Сергея Есенина «Белая береза»
После прочтения и беседы о стихотворении, мы начинаем зарисовку мнемосхемы. Детям дается лист (рис.1), разделенный на шестнадцать прямоугольников, каждый соответствует строчке из стихотворения. Далее, проговаривая каждую строчку, спрашиваем у детей, как ее можно зарисовать. Выслушиваем их варианты, помогаем им, если затрудняются, и совместно выполняем рисунок. Мнемотаблицу рисуем в два этапа, по два четверостишья. Когда мнемотаблица полностью готова (рис.2), мы даем возможность взять их домой, чтобы рассказать стихотворение родителям.
(рис.1) (рис.2)
Таким образом, мнемосхемы позволяют развивать не только слуховую, но и зрительную память ребенка, а также ускоряют процесс запоминания.
Много интересного, удивительного и необычного способно открыть творчество Сергея Есенина детям и даже взрослым. На поэтических вечерах, «музыкальных гостиных», посвященных жизни и творчеству великого русского поэта, родители наших воспитанников вместе с детьми читают стихи, исполняют песни на стихи Сергея Есенина, танцуют и играют в народные игры. Необычное, музыкально-поэтическое, театрализованное действо помогает не только научить детей чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений, но и способствует развитию актерского мастерства, и самое главное – создает радостный эмоциональный настрой.
На одном из таких вечеров у нас с успехом проходил конкурс чтецов, в котором приняли участие и воспитанники нашей группы, и их родители. Дети с огромным удовольствием читали стихи сами и с интересом слушали, как читают их родители. Цель этого конкурса была не показать, кто больше знает стихов, а просто предоставить всем возможность послушать, как великий поэт говорит о своей любви к Родине, и ко всему, что его окружало. Такие литературные досуги способствуют обогащению духовного мира каждого ребёнка. Затем, мы торжественно подвели итоги: юные чтецы и их родители были награждены дипломами участников. Но были, конечно, и победители, которые получили в подарок сборник стихов Сергея Есенина.
Есенинская лирика помогает детям осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отражению своих впечатлений в рисунке. После проведения совместных «есенинских вечеров», дети с родителями дома рисуют наиболее понравившееся стихотворение, а в группе мы с ними оформляем из этих работ рукописную книгу.
Эта творческая работа представляется увлекательной для педагогов, детей и их родителей. Впечатления, полученные детьми на мероприятиях, остаются яркими, запоминающимися, и первое знакомство с поэзией Сергея Есенина откладывается в памяти ребенка, а не проходит бесследно.
Примечательно, что наша работа способна объединить семьи общим глубоким увлечением, призвана сохранить и укрепить узы между людьми, живущими под тем же небом, что и великий русский поэт.
Поэзия Есенина проникает в различные сферы нашей деятельности. Встречаясь утром в группе, мы с детьми вспоминаем стихотворение «С добрым утром!». Выходя на прогулку, наблюдаем как «шелестят зеленые сережки» у березы. Зимой любуемся красотой «белой березы», которая «принакрылась снегом, точно серебром». Наблюдая за птицами в зимний период, нельзя не вспомнить строки «озябли пташки малые, голодные, усталые». С наступлением весны вдыхаем аромат «душистой черемухи», которая расцветает вместе со всей окружающей природой. И стихи нашего любимого поэта оживают вновь и вновь!
Остается добавить, что имя и творчество Сергея Есенина известно, и любимо нашими воспитанниками. Когда они видят портрет Есенина или слышат знакомое стихотворение поэта, дети с гордостью рассказывают о том, что знаменитый русский поэт Сергей Есенин их земляк и читают разученные в детском саду его стихи. И мы верим, что став взрослыми, наши дети останутся большими почитателями поэзии Сергея Есенина и пронесут это чувство через всю свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
Статья на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »
Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, макси...
Статья в сборнике научно-методических трудов, "Модернизация образовательного процесса в современной школе". Выпуск №4
Статья на тему: "Использование технологий М. Монтессори в воспитании". Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета....
Сборник научно-методических статей
Сборник научно-методических статей и методических материалов педагогов специального (коррекционного) образования, г. Троицк, 2016...
Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...