Эколого-краеведческий проект "Парк - для нас, мы - для парка!"
проект (подготовительная группа)
Материал предназначен для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produkt_iod_-_kopiya.doc | 94.5 КБ |
munitsipalnoe_kazennoe_doshkolnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
(МКДОУ № 14 «Улыбка»)
Педагогический проект по воспитанию экологической культуры
у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
в рамках социального партнёрства
«Парк – для нас, мы – для парка»
Составила: воспитатель высшей
квалификационной
категории Е.Н.Голубева
г. Лодейное Поле
май 2017 г.
«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, как воздух, как
лекарство от болезни, диагноз которой - равнодушие к нашему общему Дому, к Природе».
Эколог В. А. Алексеев
Паспорт проекта
Вид проекта: социально - значимый, экологический.
Тип проекта: Практико - ориентированный, исследовательский, творческий.
По характеру контактов: внутри группы в рамках социального партнёрства с Лодейнопольским историко-краеведческим музеем мемориального парка «Свирская Победа».
По времени проведения: средне - срочный ( апрель - май).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, родители воспитанников, воспитатель группы — Голубева Е.Н, учитель- логопед — Андреева А.В., главный музейный хранитель Лодейнопольского историко-краеведческого мемориального музея парка «Свирская Победа» - Дмитриева С.В.
Актуальность.
В наше время проблеме экологического воспитания у дошкольников уделяется всё больше внимания. В России 2017 год объявлен годом экологии. Почему эта тема актуальна? Веками человек был потребителем по отношению к природе, причинял вред, не задумываясь о последствиях. Каждый из тех, кто причинил вред природе, когда - то был ребёнком и объединял вокруг себя определённый круг взрослых: родителей, родственников, воспитателей…
Я глубоко убеждена, что роль дошкольного учреждения и ближайшего окружения в духовно-нравственном становлении личности дошкольника очень велика, неисчерпаемым источником этого является — природа. Начинать надо с малого — с ближайшего и доступного окружения.
Наш парк — это место общения человека с природой. Это маленький островок, в котором поют птицы и растут деревья. Вместе с ними растут и наши дети! Однако, как правило, и дети, и родители просто не замечают, как растёт наш парк, до конца не осознают, какую роль он играет в жизни нашего города. Беседуя с детьми, я поняла, что некоторые воспитанники моей группы ни разу не посещали музей и парк с вместе с родителями! Многим мамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии. Родители не поддерживают естественный интерес к истории зарождения парка, его наследию, самоценности и уникальности. Кроме того, у детей с речевыми нарушениями низкий уровень социальной компетентности: не сформированы коммуникативные навыки общения, не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым объектам природы, они потребительски относятся к ней.
Концептуальность.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Каждое новое открытие — это маленький шажок на пути к воспитанию экологической культуры!
Существующие программы по экологическому воспитанию и по ознакомлению с окружающим миром не ориентированы на ознакомление с социокультурным природным окружением — конкретно с городским парком. В нашем проекте воспитание экологической культуры старших дошкольников мы осуществляем различными видами детской деятельности в интеграции с краеведческим содержанием. Активная позиция педагогов и социума (музейных работников) делает воспитательный и образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Кроме того, в нашем проекте мы используем сравнительно новую увлекательную технологию — ЛэпБук. Разработанный дидактический материал ЛэпБука «Парк — для нас, мы - для парка!» способствует развитию индивидуальности и самостоятельности, поисковой активности и личной включённости родителей. Т.о. благодаря интеграции образовательной деятельности через многообразие видов деятельности в проекте, дети будут накапливать знания, как маленькие кирпичики огромного здания под названием «экологическая культура».
Цель проекта: воспитание экологической культуры у старших дошкольников посредством обогащения представлений о социокультурном природном окружении — городском мемориальном парке «Свирская Победа».
Задачи проекта:
Обучающие:
1. Формировать умения исследовательской деятельности, развивать у детей чувство первооткрывателей.
2. Учить устанавливать взаимосвязи природы и человека - как основы экологической культуры.
3. Учить определять экологические проблемы и видеть последствия неразумной деятельности человека в природе.
4. Обучать правилам поведения людей в природе и в парке.
Развивающие:
1.Развивать опыт эмоционально-чувственного общения с социокультурным окружением.
2.Обогащать знания об окружающей природе мемориального парка «Свирская Победа», значении парка в жизни города и страны.
3. Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением .
Воспитательные:
1.Воспитывать положительное отношение ко всему живому, желание беречь природу родного края.
2.Воспитывать гордость и любовь к социокультурному историческому и природному богатству родного края.
Ожидаемый результат.
Дети:
Реализация проекта позволит обогатить знания детей об окружающей природе парка, его значении в жизни города и целой страны. Воспитанники получат опыт практической деятельности, смогут проявить себя, почувствовать себя нужным природе, нести ответственность, научатся отстаивать свою позицию, находить пути решения. Несомненно, дети проявят свои творческие способности и коммуникативные качества. На основе знакомства детей с социокультурным, природным и историческим наследием, мы формируем в детях чувство гордости и причастности к родному парку. Ребёнок, умеющий ценить окружающее наследие, непременно экологически воспитан!
Воспитатели:
В ходе реализации проекта педагоги выступают не трансляторами знаний, а соучастниками образовательного процесса. Основываясь на личностно — ориентированном подходе, у педагогов формируются навыки сотрудничества с родителями и детьми. Использование новой технологии ЛэпБук в проекте активизирует поисковую деятельность и творческий потенциал педагогов.
Родители:
Включение родителей в проект позволит обогатить экологическое просвещение и педагогическую культуру родителей. У родителей появится интерес к образовательному процессу, желание проявить творческие способности в совместном с детьми сочинении экологических сказок, принять активное участие в мероприятиях проекта.
Этапы реализации проекта
1.Этап - Подготовительный.
Цель: составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Воспитатели:
- Мониторинг детей по теме проекта
- Разработка конспектов мероприятий и занятий с детьми.
- Организация предметно-развивающей среды: изготовление экологического Лэпбука «Парк - для нас, мы - для парка» с дидактическим материалом.
Взаимодействие с музеем:
- разработка плана совместных мероприятий
Взаимодействие с родителями:
- Формирование установки на включение в совместный проект родителей воспитанников группы, анкетирование.
- Подбор консультативного материала для стендовой информации «Роль семьи в воспитании экологической культуры у старших дошкольников».
- Совместная деятельность с детьми по изготовлению экологических сказок.
- Участие в совместном детско-родительском КВН «Природа — твой дом! Береги её!»
2.Этап - практический. Реализация проекта.
Цель: реализация задач воспитательно-образовательного процесса в планировании работы осуществляется по следующим образовательным областям в непосредственно - образовательной и организованной деятельности:
«Социально-коммуникативное развитие»:
- Беседы: « Что мы знаем о парке «Свирская Победа?», «О пользе зелёных насаждений для человека», «Единственный парк в России!».
- Экскурсия в историко-краеведческий музей Парка «Свирская Победа» на занятие «Наш парк «Свирская Победа» - единственный в России. Береги его!»
- Экскурсия-прогулка « По аллеям парка».
- Экскурсия в историко - краеведческий музей мемориального парка «Свирская Победа» на занятие «Что такое заповедник?»
- Сюжетно-ролевая игра «Экологи» - сюжет «Мастерская по изготовлению природоохранных знаков».
«Познавательное развитие».
- Рассматривание фотографий «Наш Свирский парк - природы чудо!»
- Создание совместно с детьми пособия «Зелёная книга парка».
- Дидактические игры: «Этажи парка», «Засели парк обитателями», «Расскажи о правилах поведения в парке», «Природоохранные знаки», «Придумай свой природоохранный знак», «Собери мусор», «Хорошо – плохо».
- Беседы: «Какие парки существуют?», «Почему наш парк имеет такое название?», «Что означает « Марш парков?»
- Просмотр презентаций: «Красная книга России», «Гимн экологов», «2017 - год экологии в России».
«Речевое развитие»
- Интервью: «Приходите в наш парк!»
- Ситуативные беседы: «Любимый уголок нашего парка» (по фотографиям)
- Диалоги: «Я побывал на Аллее Героев, а ты?»
- Словесно-речевые игры «Назови чего в нашем парке много?», «Поймай и назови» (с мячом), « Выйди на крылечко - доскажи словечко».
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Чтение глав из книги Петра Васильева «Сказки старого дуба», чтение и разучивание отрывка стихотворения заведующего филиалом Лодейнопольского историко-краеведческого музея мемориального парка «Свирская Победа» Нины Валерьевны Трошевой, посвящённое нашему парку.
- Рисование «Наш Свирский парк — природы чудо!»
- Изготовление коллажа «Подарок парку!»
«Физическое развитие »
- Речедвигательные гимнастики: «Это город! Как красив он!», «Я хочу на самолёте полететь и на парк свой в полёте посмотреть!»
- Физминутка «Мы пойдём сейчас налево».
- Подвижные игры «Белки на дереве», «Перелёт птиц», «1,2,3 — к названному дереву (кустику) беги!» и т.д.
- Пальчиковые игры «У природы нет плохой погоды!»
3. Этап — заключительный.
Цель: подведение итогов проекта, результаты мониторинга по проекту.
Наш проект — это маленький шажок на пути воспитания будущих защитников природы! В ходе реализации проекта мы совершили увлекательные экскурсии — путешествия по парку, отлично погуляли на природе. Рисуя природоохранные знаки и сочиняя экологические сказки, воспитанники нашей группы научились выражать свои мысли и чувства. У детей появилось чувство причастности к родному парку! Ведь теперь в парке есть ёлочка, которую дети посадили и будут за ней наблюдать, а когда вырастут - расскажут своим детям. Проводимая работа в проекте «Парк — для нас, мы — для парка» позволила расширить природоведческие знания, которые наши дети успешно продемонстрировали на итоговом мероприятии проекта.
- Итоговое событие проекта: Детско-родительский экологический КВН «Природа — твой дом! Береги её!»
Продукты проекта:
Изготовление экологического Лэпбука по теме проекта «Парк — для нас, мы — для парка».
Акции проекта:
- «Встретить нас природа рада! Мы ребята - эколята!» -размещение на территории парка природоохранных знаков.
- «День дарения» - подарок парку от воспитанников группы, изготовление коллажа «Парк- для нас, мы- для парка!».
- «Зелёный десант» - посадка ёлочки от группы «Лучики».
- Участие в XI Региональном экологическом конкурсе «Дети за чистоту окружающей среды!» рисунков и плакатов « Природа — дом твой! Береги её!»
- Участие воспитанниц группы — Гультяевой Юлии и Трошковой Маргариты в Международном Экологическом конкурсе «2017 год — год экологии в России» на сайте Международного интерактивного ресурсного центра «Достижение» и победа в номинации Эко – рисунок
- Участие воспитанниц группы — Альшанниковой Анастасии и Трошковой Маргариты в Международном экологическом конкурсе «Береги планету!» на сайте Образовательного центра «Путь знаний» и победа в номинации «Рисунок».
Список литературы.
1. «Экологическая тропинка: увидеть, услышать, узнать, понять…», СПб, «ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, 2016 г.
2.Н.В.Коломнина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2005 г.
3.С.В.Машкова, Г.Н.Суздалева, Л.А.Егорова «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе», Волгоград, издательство «Учитель».
4.И.А.Холодова, Г.С.Александрова, А.В.Корнеева «Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО», Волгоград, издательство «Учитель» 2016 г.
5.Т.Г.Кобзева, к.п.н., Г.С. Александрова, И.А.Холодова «Организация деятельности детей на прогулке» (старшая группа), Волгоград, издательство «Учитель».
6. Л.Н.Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4-7 лет», М., ТЦ Сфера, 2011 г.
7.В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», М., ТЦ Сфера, 2008 г.
9.А.В.Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДОО», Волгоград, издательство «Учитель».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» №14 «Улыбка»
Игровое дидактическое пособие
Эколого-краеведческий ЛЭПБУК «Парк – для нас, мы –для парка» - как эффективное средство обучения старших дошкольников с ТНР
в условиях ФГОС ДО».
разработала вопитатель
Е.Н.Голубева.
г. Лолейное Поле
апрель, 2017г.
«Увлечь, развивать и радовать,
Кусочками мир этот складывать,
И вместе сложить в кармашки,
Находки и ценности наши»
Г. Демченко.
Введение.
Важным аспектом современного Российского образования является продуктивное обучение – умение самостоятельно и доказательно мыслить, ставить перед собой задачи и находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленных целей. Особенно актуально звучат слова Л.С.Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них может сделать самостоятельно». Естественно, сами дошкольники ещё не способны к поиску необходимых решений, т.к. не овладели навыками чтения и письма, поэтому нуждаются в помощи взрослых – воспитателей и родителей. Необходимо искать новые средства обучения в ДОУ.
Одной из сравнительно новых игровых педагогических технологий и средств обучения в современном образовании является учебное пособие ЛЭПБУК.
ЛЭПБУК в переводе английского – накопительная книга.
ЛЭПБУК – это не большая самодельная интерактивная папка в виде книги, внутри которой содержится много кормашков или конвертиков, книжек – раскладушек, объединённых информацией по теме ЛЕПБУКа.
Меня заинтересовала эта новая технология и я разработала эколого- краеведческий ЛЭПБУК «Парк — для нас, мы — для парка!»
Актуальность.
Наш парк — это место общения человека с природой. Это маленький островок, в котором поют птицы и растут деревья. Вместе с ними растут и наши дети! Однако, как правило, и дети и мы — взрослые просто не замечаем, как растёт наш парк, какую роль играет в жизни нашего городка. Родители не поддерживают естественный интерес к истории зарождения парка, к наследию, его ценности и уникальности. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Каждое новое открытие — это маленький шажок на пути к экологической культуре!
Цель: Создание условий для эффективного развития познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей в проекте « Парк - для нас, мы - для парка»
Задачи в работе с ЛЭПБУКом:
Коррекционно – обучающие:
1. Формировать умения исследовательской деятельности, чувство первооткрывателей.
2. Закреплять и систематизировать изученный материал
3. Обучать правилам поведения людей в природе и в парке.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать опыт эмоционально-чувственного общения с социокультурным окружением.
2. Обогащать знания об окружающей природе мемориального парка «Свирская Победа», значении парка в жизни города и страны.
3. Закреплять знания детей о взаимосвязи природы и человека, как основы экологической культуры.
4. Накапливать опыт практической и творческой деятельности по реализации знаний, полученных при взаимодействии с природным окружением.
5. Развивать связную речь, диалогическую и монологическую сторону речи.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать гордость и любовь к социокультурному историческому и природному богатству родного города.
Ожидаемый результат:
При активном взаимодействии детей друг с другом и воспитателем воспитанники будут проявлять активный познавательный интерес. Значительно повысится уровень развития эколого – природоведческих и краеведческих знаний и умений, связной речи и социально- коммуникативных качеств, дети проявят творчество и самостоятельность.
Эколого – краеведческий ЛЭПБУК «Парк – для нас, мы – для парка» может применяться в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, а так же воспитателями обычной группы.
Создание ЛЭПБУКА разделено на этапы:
1. Этап — подготовительный.
1. Изучение материалов о педагогической игровой технологии ЛЭПБУК из методических изданий, интернет ресурсов
2. Обоснование темы ЛЭПБУКА, на основе модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам это сделать?
3. Составление плана, разработка макета и дидактического материала для ЛЭПБУКА.
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование.
2. Формирование установки на включение в совместную деятельность с детьми по созданию экологических сказок и дидактических игр для ЛЭПБУКа.
2.Этап — практический. Создание экологического ЛЭПБУКа «Парк — для нас.
Для создания основы «накопительной книги» я использовала две обычные папки на плотной картонной основе для делопроизводства с завязками — шнурками. Края папки я оклеила цветной бумагой — « самоклейкой», сконструировала в одну папку. Я подготовила весь материал по теме, распечатала картинки для игр — заданий, обозначила названия кармашков и других развивающих заданий в ЛЭПБУКе.
Реализация поставленных задач в работе с ЛЭПБУКом осуществляется в интеграции образовательных областей : «Социально — коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно — эстетическое развитие».
Экологический ЛЭПБУК «Парк — для нас, мы — для парка» содержит дидактический материал, отвечающий требованиям ФГОС ДО к современным образовательным технологиям и содержит следующие игры — задания и игровые ситуации:
- Дидактическая игра «Расскажи о правилах поведения в парке».
Игра закрепляет знания детей о правилах поведения в парке, развивает связную речь. Варианты этой игры можно изменить «Отгадай правило по описанию». Ребёнок рассказывает правило, а другие дети подбирают нужную картинку к правилу. В качестве усложнения можно использовать вариант игры «Картинки с каким правилом не стало?» (можно использовать от 6 до 8 картин)
2.Дидактическая игра «Зелёная книга Парка».
Игра способствует развитию познавательного интереса у детей, кругозора, активизирует словарь детей по лексическим темам: «Деревья», «Кустарники», «Лекарственные растения», «Ягоды», «Грибы».
3.Дидактическая игра «Расскажи про природоохранные знаки».
Игра способствует воспитанию экологической культуры у детей, бережного отношения к природе, совершенствованию связной речи.
4.Дидактическая игра «Придумай и нарисуй свои экологические знаки». Игра воспитывает самостоятельность, экологическую культуру у дошкольников. Развивает творческие способности и познавательный интерес.
5. Дидактическая игра «Составь экосистему Парка».
Игра помогает детям осознать, что в природе всё взаимосвязано. При желании 3 итогов.
можно усложнить игру, добавив мелкие игрушки (подойдут киндер — игрушки) диких животных и насекомых. И новый вариант игры - «Засели этажи Парка обитателями»
6. «Чем славится наш Парк?», «Наш Свирский парк — природы чудо!», «Стихи о парке».
В этой мини — папке мы накапливаем фотоматериалы с фотографиями достопримечательностей нашего парка (Семь аллей с памятными событиями), историческими фотоматериалами, фотографиями наших с детьми экскурсий в Лодейнопольский историко — краеведческий музей мемориального парка «Свирская Победа». Здесь же мы поместили стихотворение заведующего филиалом нашего музея Нины Валерьевны Трошевой, посвящённое нашему парку. Эта работа помогает воспитывать в детях чувство причастности и гордости за наш Мемориальный парк — единственный в России.
7. «Экологические сказки».
Эта рубрика направлена на совместную деятельность родителей и детей и нацеливает родителей на воспитание у детей эмоционально — положительного отношения к природе.
3.Этап - подведение итогов.
ЛЭПБУК «Парк – для нас, мы – для парка» обеспечивает игровую, познавательную, речевую и творческую активность детей. На основе знакомства детей с социокультурным природным и историческим наследием мы сформируем в детях чувство гордости и причастности к родному парку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...
Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»
Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности....
эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"
Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников с природными богатствами Я...
План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.
Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...
План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"
Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...
Эколого-краеведческий проект «Наше дерево – Береза», конкурс "Воспитатель года 2014"
материалы для конкурса...