Путешествие по реке Немпту
опыты и эксперименты (средняя группа)

Шульжицкая Влада Владимировна

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx680.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 14 р.п. Мухен

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

«Путешествие по реке Немпта»

Подготовила и провела: Шульжицкая Влада Владимировна

                                                          МУХЕН 2018г

Задачи:

° формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде;

° продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования;

° поощрять выдвижение детьми гипотез;

° формировать навыки сравнения свойств различных материалов;

° развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей;

° воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Материал: тазики для воды (по одному на подгруппу из 3-4 детей), тряпочки для вытирания воды, поролон, пластмасса, дерево, металл, бумажный кораблик.

Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов; чтение: В. Сутеев «Корабик», С. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»; дидактическая игра «Подбери слова»; разработка детьми правил работы с водой, рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт».

Ход занятия. 

   Дети с воспитателем подходят к карте  родного района.

Воспитатель спрашивает, а где мы живем? (ответы детей)

А как называется река на которой мы живем? ( вместе с детьми рассматривают на карте место положения поселка и реки , уточняет что реки на картах отмечают синим цветом)                                                               . C:\Users\Мама\Desktop\мама\САД\портфолио\фото  группы\Лето 2018\IMG-20180720-WA0022.jpg

Воспитатель: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Немпта на моей лодке».

   Ребята вместе с воспитателем подходят к экспозиции стоянки народов Приамурья.

 Воспитатель рассказывает, что давным -давно жили люди на берегах нашей реки и они тоже плавали по рекам.

Предлагает взять с сетке кораблики (по одному ) рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать (выделяют проблему):        

- Нельзя: он маленький; он утонет; он быстро промокнет; он надёжный.

Ребята а давайте проверим как поведет бумажная лодка себя в воде  в воде.C:\Users\Мама\Desktop\мама\САД\портфолио\фото  группы\Лето 2018\IMG-20180720-WA0030.jpg

Педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путём, что их предположения верны.

 На начальном этапе необходимо обратить внимание на то, как дети приняли и поставили перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей.

 (А твоя цель? А что ты хочешь узнать?)

Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и делятся на подгруппы по количеству тазиков (по желанию).

Затем проверяют, тонет или нет бумажный кораблик, степень его надёжности. Они наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвётся, становится непрочной.

Выводы:

-У меня намокла и стала мягкой.

-Я бы не хотел на такой путешествовать - она же утонет.

-Мой упал набок, и его залила вода.

Сообщают , что на бумажной лодке  путешествовать нельзя: она непрочная, размокает в воде.                                                            C:\Users\Мама\Desktop\мама\САД\портфолио\фото  группы\Лето 2018\IMG-20180720-WA0054.jpg

Воспитатель ставит проблемный вопрос:   «Я поняла, что лодку  из бумаги делать нельзя. Но как же тогда мы отправимся в путешествие по реке Немпта ?»

     Дети высказывают предположения. Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если такого предположения не возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том, что мы сами можем построить лодку, а дети могут подсказать, как и из чего это можно сделать.

 -Какими свойствами должна обладать лодка?                      
 

 -Держаться на воде и не тонуть.

 -Какие материалы отвечают этим требованиям?

 -Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон...

 Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?

Дети выдвигают предложения о способах проверки материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?»

Дети берут в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в тазики, проводят эксперимент.

В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т.д., чтобы проверить, тонет оно или нет).

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

- Что получилось?

- Какие выводы ты сделал?

- А как это получилось?

 -Из чего бы ты посоветовала мне  сделать лодку?

- А это значит...

Выводы:

- Я сделал кораблик из дерева - у меня деревяшка не утонула.

- А у меня пластмассовый кораблик не утонул: наверное, можно и из неё построить.

- Железка сразу же пошла ко дну, значит, не подходит.

- А поролон сильно намокает - это плохо.

Воспитатель: Из каких материалов лучше строить лодки, корабли? Молодцы ребята помогли мне , а то я бы попала в беду на бумажной лодке. Я вам приготовила подарок  изображением как можно сделать кораблики из подручных средств.

              На занятиях по изодеятельности дети рисуют или в Уголке изобретателя самостоятельно изготавливают из утилизированных материалов образцы корабликов, устраивают выставку.

C:\Users\Мама\Desktop\мама\САД\портфолио\фото  группы\Лето 2018\IMG-20180720-WA0058.jpg

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по математике в средней группе "Путешествие по реке"

занятие в средней группе по математике...

Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"

Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической к...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игрыЦель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках....

Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».

НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...