Путешествие по реке Немпту
опыты и эксперименты (средняя группа)
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx | 680.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 14 р.п. Мухен
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми средней группы.
«Путешествие по реке Немпта»
Подготовила и провела: Шульжицкая Влада Владимировна
МУХЕН 2018г
Задачи:
° формировать представления у детей о свойстве бумаги размокать в воде;
° продолжать развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования;
° поощрять выдвижение детьми гипотез;
° формировать навыки сравнения свойств различных материалов;
° развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей;
° воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материал: тазики для воды (по одному на подгруппу из 3-4 детей), тряпочки для вытирания воды, поролон, пластмасса, дерево, металл, бумажный кораблик.
Предварительная работа: конструирование из бумаги корабликов; чтение: В. Сутеев «Корабик», С. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»; дидактическая игра «Подбери слова»; разработка детьми правил работы с водой, рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт».
Ход занятия.
Дети с воспитателем подходят к карте родного района.
Воспитатель спрашивает, а где мы живем? (ответы детей)
А как называется река на которой мы живем? ( вместе с детьми рассматривают на карте место положения поселка и реки , уточняет что реки на картах отмечают синим цветом) .
Воспитатель: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Немпта на моей лодке».
Ребята вместе с воспитателем подходят к экспозиции стоянки народов Приамурья.
Воспитатель рассказывает, что давным -давно жили люди на берегах нашей реки и они тоже плавали по рекам.
Предлагает взять с сетке кораблики (по одному ) рассматривают бумажный кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно путешествовать (выделяют проблему):
- Нельзя: он маленький; он утонет; он быстро промокнет; он надёжный.
Ребята а давайте проверим как поведет бумажная лодка себя в воде в воде.
Педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путём, что их предположения верны.
На начальном этапе необходимо обратить внимание на то, как дети приняли и поставили перед собой цель эксперимента, опросить как можно большее количество детей.
(А твоя цель? А что ты хочешь узнать?)
Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду и делятся на подгруппы по количеству тазиков (по желанию).
Затем проверяют, тонет или нет бумажный кораблик, степень его надёжности. Они наблюдают, как постепенно бумага намокает в воде, рвётся, становится непрочной.
Выводы:
-У меня намокла и стала мягкой.
-Я бы не хотел на такой путешествовать - она же утонет.
-Мой упал набок, и его залила вода.
Сообщают , что на бумажной лодке путешествовать нельзя: она непрочная, размокает в воде.
Воспитатель ставит проблемный вопрос: «Я поняла, что лодку из бумаги делать нельзя. Но как же тогда мы отправимся в путешествие по реке Немпта ?»
Дети высказывают предположения. Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если такого предположения не возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том, что мы сами можем построить лодку, а дети могут подсказать, как и из чего это можно сделать.
-Какими свойствами должна обладать лодка?
-Держаться на воде и не тонуть.
-Какие материалы отвечают этим требованиям?
-Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон...
Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?
Дети выдвигают предложения о способах проверки материалов.
Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?»
Дети берут в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в тазики, проводят эксперимент.
В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т.д., чтобы проверить, тонет оно или нет).
Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:
- Что получилось?
- Какие выводы ты сделал?
- А как это получилось?
-Из чего бы ты посоветовала мне сделать лодку?
- А это значит...
Выводы:
- Я сделал кораблик из дерева - у меня деревяшка не утонула.
- А у меня пластмассовый кораблик не утонул: наверное, можно и из неё построить.
- Железка сразу же пошла ко дну, значит, не подходит.
- А поролон сильно намокает - это плохо.
Воспитатель: Из каких материалов лучше строить лодки, корабли? Молодцы ребята помогли мне , а то я бы попала в беду на бумажной лодке. Я вам приготовила подарок изображением как можно сделать кораблики из подручных средств.
На занятиях по изодеятельности дети рисуют или в Уголке изобретателя самостоятельно изготавливают из утилизированных материалов образцы корабликов, устраивают выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по математике в средней группе "Путешествие по реке"
занятие в средней группе по математике...
Конспект занятия для средней группы "Путешествие по реке Чульман"
Игра - путешествие по реке...
Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"
Дать детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях; познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать элементарные навыки экологической к...
Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...
«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»
Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игрыЦель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках....
Технологическая карта занятия с дошкольниками "Путешествие по реке времени» Тема « Путешествие в прошлое телефона».
НОД с дошкольниками "Путешествие по реке времени» (старшая группа)Тема « Путешествие в прошлое телефона»....
Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»
Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...