Методическая разработка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Формирование целостного представления о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятий с детьми, имеющими нарушения речи 5 – 7 лет
Тема: «Квест – игра по станциям Чувашии»
Учитель-логопед
Антипина Елена Михайловна
Ядрин, 2020
«Квест – игра по станциям Чувашии»
Цель: Формирование целостного представления о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему
Задачи: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать любовь к Родине, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников; формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.
Участники: дети 5-7 летнего возраста; воспитатели; учитель-логопед; воспитатели.
Актуальность
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Оборудование: мультемидийный комплект, видеоклип о Чувашии, презентация, разрезные картинки, чувашские вышивки.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, ребята! Добрый вечер уважаемые гости.
Я предлагаю вашему вниманию видеоклип.
- Ребята о чем этот ролик? (О Чувашии)
-Правильно, о Чувашии.
В: Чувашия!
О, край ста тысяч песен,
Не зря в тебя поэты влюблены!
Я без тебя, как путница без зренья,
Ты жизнь моя, тревога, озаренье,
Ты — Родина любимая моя. (Аркадий Лукин).
Сегодня мы с вами совершим путешествие по Чувашии. Запрягаем лошадей и поехали (дети имитируют, что запрягают упряжку, встают друг за другом и двигаются по кругу).
В. Трррр. Приехали. Станция «Моя Чувашия».
На экране карта республики Чувашии, флаг Чувашской Республики, звучит гимн Республики.
В : Это наша Чувашия.
Что за произведение прозвучало сейчас?(ответы).
-Правильно гимн Чувашии. А это флаг и герб Чувашии.
Флаг жёлтого цвета. В центре находятся гербовые эмблемы «Древо жизни» (символ Возрождения) и «Три солнца». По старинным чувашским преданиям раньше было 3 солнца.
Государственный герб представляет собой золотой щит, в середине- так же «Древо Жизни», лента с надписью «Чаваш Республики – Чувашская Республика», изображение листьев и шишек хмеля, «Три солнца».
Цвета – желтый и красный - традиционные цвета чувашского народа. Желтый считается самым красивым цветом, олицетворяющий все самое прекрасное и светлое, богатство, справедливость, милосердие. Красный означает – достоинство, могущество, мужество, сила.
Как выглядит Чувашия на карте? Давайте посмотрим . Вот она наша республика. Чувашская Республика расположена на востоке Русской равнины, в правобережье р. Волги. Ребята, а с кем граничит Чувашия? (Ответы детей)
с Нижегородской областью, с Республикой Марий Эл , с Татарстаном, с Мордовией и Ульяновской областью .(Показ границы Чувашии на карте)
В: Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Умельцы». Встречает у домика детей Илемби: Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Я вас ждала!
(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Чувашия - ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику удивляются, восхищаются красотой чувашских вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой на память.
- Ребята, какие вы знаете вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).
-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры, шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм - мужской, женский, детский.
- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир чувашских узоров.
-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем).
-А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).
-Правильно, вышивальщицы, мастера - вышивальщицы.
Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.
- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).
- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.
Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.
Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.
Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.
Еще в старину чуваши считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.
Разнообразие вышивок и элементы вышивок размещены на слайде. На столе разрезные картинки национальный костюм чувашей. Дети с Илемпи выполняют коллективную работу «Собери костюм», из частей.
-Вы молодцы! Маттурсем! Поблагодарим Илемпи, на чувашском языке – «Тавтапус!».
Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Знаменитые люди».
В: Ребята посмотрите на слайд, здесь на слайде знаменитые люди нашей Республики и города. Давайте назовем их.
Дети называют: И. Я Яковлев.- это великий чувашский педагог – просветитель. И. Я. Яковлев написал первый чувашский букварь, открыл чувашскую школу. К. В. Иванов. - известный чувашский поэт. На Красной площади находится Чувашский академический драматический театр, который носит его имя. За свою короткую, но яркую жизнь поэт написал много стихов, в которых прославил чувашский народ.
Назовите известных космонавтов Чувашии
Ю.А.Гагарин - первый космонавт в Чебоксарах улица, названная его именем, А. Г. Николаев, в его честь названа улица.
А как зовут Актера, который снимался в театре и кино? Н.Д. Мордвинов
Назовите известного хирурга, который построил больницу в г. Ядрине? К.В. Волков.
В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Игровая - хороводная».
-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри, музыка С. Никитиной).
- - Тавтапус, ачасем!
Чувашская народная игра «Отгадай имя (Ятне пел)»
Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
«Мышеловка»
Цель: развивать быстроту и выносливость.
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « сказочная».
Из какой сказки эти слова отгадайте.
- За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга. (Мост Азамата).
- – Я бы сплясала, но у меня нет хорошего платья. А без платья – что это за пляска? (Лиса плясунья)
- – Не берусь сказать, правда это или неправда, я живу сапожным ремеслом. Но неделю назад над нашей деревней разразился сильнейший дождь. И как раз во время этого дождя через деревню проходил полк солдат. Так вот все они – а их небось больше трех тысяч было – укрылись от дождя одним капустным листом, и все остались сухими. (Бедный Илюш)
- Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под ногой снег похрустывал.
Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные ведьмы. (Девушка на Луне)
- — А где же твой брат?
— Брат в город уехал и, видать, не скоро вернется.
— Ах, в город ехать у него деньги нашлись, — закричал лавочник, — а со мной рассчитаться да отработать за долг ни денег, ни времени нету! Я как сказал, так и сделаю. Собирайся живо! Поедешь ко мне и станешь работать до тех пор, пока брат тебя не выкупит!
— Мне все равно, где ни жить, — проворчала пряха. — Кормить будешь так стану и у тебя жить.(Угандей и Селендей)
В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « наш Детский сад».
На каких станциях мы были? О чем там говорили, что делали? Что вам понравилось?
Используемая литература
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
- ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
- Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
- Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
- Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
- Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
- Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
- Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
- Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
- Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....