Методическая разработка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Формирование целостного представления о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_-_igra_po_stantsiyam_chuvashii.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятий с детьми, имеющими нарушения речи 5 – 7 лет
Тема: «Квест – игра по станциям Чувашии»
Учитель-логопед
Антипина Елена Михайловна
Ядрин, 2020
«Квест – игра по станциям Чувашии»
Цель: Формирование целостного представления о Чувашии, через эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интереса к его прошлому и настоящему
Задачи: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать любовь к Родине, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников; формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.
Участники: дети 5-7 летнего возраста; воспитатели; учитель-логопед; воспитатели.
Актуальность
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Оборудование: мультемидийный комплект, видеоклип о Чувашии, презентация, разрезные картинки, чувашские вышивки.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, ребята! Добрый вечер уважаемые гости.
Я предлагаю вашему вниманию видеоклип.
- Ребята о чем этот ролик? (О Чувашии)
-Правильно, о Чувашии.
В: Чувашия!
О, край ста тысяч песен,
Не зря в тебя поэты влюблены!
Я без тебя, как путница без зренья,
Ты жизнь моя, тревога, озаренье,
Ты — Родина любимая моя. (Аркадий Лукин).
Сегодня мы с вами совершим путешествие по Чувашии. Запрягаем лошадей и поехали (дети имитируют, что запрягают упряжку, встают друг за другом и двигаются по кругу).
В. Трррр. Приехали. Станция «Моя Чувашия».
На экране карта республики Чувашии, флаг Чувашской Республики, звучит гимн Республики.
В : Это наша Чувашия.
Что за произведение прозвучало сейчас?(ответы).
-Правильно гимн Чувашии. А это флаг и герб Чувашии.
Флаг жёлтого цвета. В центре находятся гербовые эмблемы «Древо жизни» (символ Возрождения) и «Три солнца». По старинным чувашским преданиям раньше было 3 солнца.
Государственный герб представляет собой золотой щит, в середине- так же «Древо Жизни», лента с надписью «Чаваш Республики – Чувашская Республика», изображение листьев и шишек хмеля, «Три солнца».
Цвета – желтый и красный - традиционные цвета чувашского народа. Желтый считается самым красивым цветом, олицетворяющий все самое прекрасное и светлое, богатство, справедливость, милосердие. Красный означает – достоинство, могущество, мужество, сила.
Как выглядит Чувашия на карте? Давайте посмотрим . Вот она наша республика. Чувашская Республика расположена на востоке Русской равнины, в правобережье р. Волги. Ребята, а с кем граничит Чувашия? (Ответы детей)
с Нижегородской областью, с Республикой Марий Эл , с Татарстаном, с Мордовией и Ульяновской областью .(Показ границы Чувашии на карте)
В: Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Умельцы». Встречает у домика детей Илемби: Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Я вас ждала!
(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Чувашия - ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику удивляются, восхищаются красотой чувашских вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой на память.
- Ребята, какие вы знаете вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).
-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры, шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм - мужской, женский, детский.
- Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир чувашских узоров.
-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем).
-А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).
-Правильно, вышивальщицы, мастера - вышивальщицы.
Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.
- Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).
- Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.
Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.
Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.
Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.
Еще в старину чуваши считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.
Разнообразие вышивок и элементы вышивок размещены на слайде. На столе разрезные картинки национальный костюм чувашей. Дети с Илемпи выполняют коллективную работу «Собери костюм», из частей.
-Вы молодцы! Маттурсем! Поблагодарим Илемпи, на чувашском языке – «Тавтапус!».
Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Знаменитые люди».
В: Ребята посмотрите на слайд, здесь на слайде знаменитые люди нашей Республики и города. Давайте назовем их.
Дети называют: И. Я Яковлев.- это великий чувашский педагог – просветитель. И. Я. Яковлев написал первый чувашский букварь, открыл чувашскую школу. К. В. Иванов. - известный чувашский поэт. На Красной площади находится Чувашский академический драматический театр, который носит его имя. За свою короткую, но яркую жизнь поэт написал много стихов, в которых прославил чувашский народ.
Назовите известных космонавтов Чувашии
Ю.А.Гагарин - первый космонавт в Чебоксарах улица, названная его именем, А. Г. Николаев, в его честь названа улица.
А как зовут Актера, который снимался в театре и кино? Н.Д. Мордвинов
Назовите известного хирурга, который построил больницу в г. Ядрине? К.В. Волков.
В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « Игровая - хороводная».
-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри, музыка С. Никитиной).
- - Тавтапус, ачасем!
Чувашская народная игра «Отгадай имя (Ятне пел)»
Один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань-ка ты реветь.
А попробуй нас поймать
И по голосу узнать.
Игроки разбегаются. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.
Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.
«Мышеловка»
Цель: развивать быстроту и выносливость.
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
В. Продолжаем наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем дальше по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « сказочная».
Из какой сказки эти слова отгадайте.
- За семь дней и ночей он сковал узорчатый, сверкающий семью цветами мост. Один конец моста упирался в горы Арамази, другой опускался на волжские луга. (Мост Азамата).
- – Я бы сплясала, но у меня нет хорошего платья. А без платья – что это за пляска? (Лиса плясунья)
- – Не берусь сказать, правда это или неправда, я живу сапожным ремеслом. Но неделю назад над нашей деревней разразился сильнейший дождь. И как раз во время этого дождя через деревню проходил полк солдат. Так вот все они – а их небось больше трех тысяч было – укрылись от дождя одним капустным листом, и все остались сухими. (Бедный Илюш)
- Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под ногой снег похрустывал.
Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные ведьмы. (Девушка на Луне)
- — А где же твой брат?
— Брат в город уехал и, видать, не скоро вернется.
— Ах, в город ехать у него деньги нашлись, — закричал лавочник, — а со мной рассчитаться да отработать за долг ни денег, ни времени нету! Я как сказал, так и сделаю. Собирайся живо! Поедешь ко мне и станешь работать до тех пор, пока брат тебя не выкупит!
— Мне все равно, где ни жить, — проворчала пряха. — Кормить будешь так стану и у тебя жить.(Угандей и Селендей)
В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Запрягаем лошадей и едем по равнинам и оврагам, по полям и лесам. Трррр. Приехали. Станция « наш Детский сад».
На каких станциях мы были? О чем там говорили, что делали? Что вам понравилось?
Используемая литература
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
- ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
- Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
- Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
- Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
- Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
- Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
- Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
- Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
- Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....