Перспективное планирование работы с детьми по реализации национально – регионального компонента
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_komi_regionalnomu_komponentu_v_sredney_gruppe.docx | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №42» г. Сыктывкара
____________________ Г. В. Сажина
Перспективное
планирование работы с детьми
по реализации национально – регионального компонента
Разработала:
Гошко Наталья Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории;
Цель: Знакомство детей с особенностями Республики Коми.
Задачи национально - регионального компонента:
- Познакомить воспитанников с особенностями климата нашего края, расширить их знания о растительном и животном мире Республики Коми, разучить с детьми некоторые коми народные игры.
- Развивать речь, память, координированность движений, прививать интерес к изучению родного края.
- Воспитывать у дошкольников любовь к своей семье, родному дому, близким людям, родному городу, краю.
Перспективный план работы по направлению «Коми региональный компонент»
на 2019-2020 учебный год
Месяц | Форма работы | Программное содержание | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Сентябрь | Беседа «Что такое детский сад» | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым. | Дидактические игры
Рассматривание альбома «Осень в лесу». Труд на участке группы. Уборка сломанных веток на участке группы «Сказка». Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария. |
Целевая прогулка «Осень на участке детского сада» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сделать акцент на её красоте и разнообразии, пробуждать эстетические чувства. | ||
ООД «Сказки народа Коми» | Познакомить детей с коми народной сказкой. Учить понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса характер персонажей. Развивать умение внимательно слушать произведение, развивать речь. Воспитывать интерес к сказкам народа Коми. | ||
Коми национальный музей: «Насекомые строят» | Формировать представления у детей о насекомых республики Коми. Развивать у детей познавательный интерес к животному миру. | ||
Беседа «Флаг – государственный символ Республики Коми»» | Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе РК – флаге, познакомить с цветами флага РК, знать назначение государственного флага. | ||
Октябрь | Беседы:
| Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина». | Рассматривание иллюстраций с фотографиями города Сыктывкара. Дидактические игры
Настольная игра «Весёлые гонки». Раскраски «Мой город Сыктывкар». |
Игра «Кто, где работает?» | Воспитывать интерес к разным профессиям. Рассказать о профессиях людей в городе Сыктывкаре, месте их работы. | ||
Беседа «Транспорт родного города» | Закрепить название родного города, название видов транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувство любви к своему городу. | ||
Чтение коми сказки «Лиса и заяц» | Продолжать знакомство с коми народными сказками. | ||
Подвижная игра «Пышкай» | Развивать у детей тембровый слух, певческие навыки, умение передавать образ воробья через музыкально - ритмические движения. | ||
Ноябрь | ООД «Достопримечательности города Сыктывкара» (ИКТ) | Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина», познакомить с достопримечательностями города Сыктывкара. | Подвижные игры
Дидактические игры
Раскраски «Мой город Сыктывкар». Рассматривание альбома
|
Чтение коми сказки «Мышь и сорока» | Формировать у дошкольников интерес к природному миру родного края. Продолжать развивать умение слушать. | ||
Беседы:
| Формировать у дошкольников начальные представления о растительном мире Коми Края. Познакомить детей с перелётными птицами Коми края. | ||
Поход в библиотеку – филиал №18: «Экологический час» | Знакомство детей с экологией Республики Коми. | ||
Коми филармония. | Знакомство с Верой Булышевой, её репертуаром. | ||
Декабрь | «Животный мир республики Коми» (ИКТ). | Формировать представления у детей о животных республики Коми. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных. | Рассматривание альбомов:
Строительные игры:
Дидактические игры:
Труд на участке группы. Сгребание снега на участке группы «Сказка». |
Целевая прогулка «Зима на участке детского сада» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними | ||
Беседа «Зима в родном городе» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, родному городу, закрепить название родного города, реки, приметы зимы. | ||
ООД «Зимующие птицы нашей республики» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона. | ||
Подвижная игра «Мышь и угол» (Шыр да Пельос) | Учить быстро перебегать на другое место. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость. | ||
Январь | Беседа «Где живёт северный олень?» | Формировать представлений о животных Коми края, ознакомление с представителем животного мира Севера. | Рассматривание:
Подвижные игры
Рассматривание узоров коми национальной одежды. Дидактические игры
|
Подвижная игра «Стой, олень! (Сувт, кор!)». | Продолжать знакомить дошкольников с коми народными играми, развивать физические качества. | ||
Просмотр презентации «Животные Севера». | Формировать представлений о животных Коми края, ознакомление с представителем животного мира Севера. | ||
Ознакомление с элементами коми орнамента «Украсим варежки» | Воспитывать интерес к коми декоративно-прикладному искусству, любовь к родному краю. | ||
Проект «Одежда наших предков» (ИКТ) | Расширять представления детей о коми национальной одежде посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. | ||
Февраль | Знакомство с коми пословицей: «Балуйся, но ума не теряй -Ышмы, да садьтöтöд». | Познакомить детей с коми пословицей, учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц. | Рассматривание плаката «Чего нельзя делать в природе» Дидактические игры
Подвижные игры
|
Беседа «Как сохранить природу» | Формировать представления детей о природе. О том, как люди заботятся о ней, какие меры они принимают, чтобы её сохранить. | ||
Чтение коми народных сказок: «Солдат» | Продолжать знакомство с коми народными сказками, умение слушать. | ||
Март | Вечер коми загадок | Уточнять представления детей о коми загадках, учить отгадывать описательные коми загадки, воспитывать любовь, уважение к окружающему миру и к животным, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя, активизировать словарный запас. | Рассматривание иллюстраций с фотографиями города Сыктывкара. Строительные игры
Дидактические игры
|
Подвижная игра «Маленький воробушек» (Ичотик пышкай) | учить выполнять движения по тексту. Воспитывать желание играть вместе в подвижные игры. | ||
Апрель | Целевая прогулка «Весна на участке детского сада» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, закрепить признаки ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | |
Заучивание отрывка стихотворения коми писательницы Швецовой Анастасии | Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов. Воспитывать любовь к поэзии коми писателей. | ||
Май | Беседа «Край, в котором мы живем». | Формировать представление о Республике Коми, закрепление полученных знаний. | Рассматривание картин «Наш город», «Улицы нашего города», «Достопримечательности нашего города». Сюжетно-ролевая игра «Мы путешествуем на автобусе по своему родному городу». |
ООД «Перелётные птицы нашей республики» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с названиями перелётных птиц. | ||
Виртуальная экскурсия по городу Сыктывкару (ИКТ) | Закреплять полученные знания о Республике Коми. |
Сотрудничество с семьями воспитанников
- Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей»
- Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»
Отрывок стихотворения коми писательницы Швецовой Анастасии
Республика Коми —
Родная земля.
Здесь чистые реки,
Леса и поля.
Цветы здесь растут
Такой красоты,
Что мир обойди,
Не сыщешь таких.
И солнце, и звезды, и месяц у нас
Всегда так красиво
На небе горят.
И если бы ты
Оказался у нас,
Воспел бы в стихах
Коми край в тот же час.
Коми загадки.
По утрам не на коне Приезжает гость ко мне... Вечером за горизонт
Убегает - клонит в сон... Золотой, с приходом дня, Будит раньше всех меня!
солнышко
А я тружусь и днем и ночью, Не пью, не ем, не лягу спать...
Но если время хочешь знать, Спроси меня – отвечу точно!
часы
Как кузнечик, на опушке Скачет маленький комочек...
Страшно – прижимает ушки. Хвостик куцый, что грибочек...
заяц
Косолапы ножки - В тепленьких сапожках... По лесу шагаю,
Всех вокруг пугаю... Как оскалюсь, зарычу - Очень грозен, не шучу!
Мед с вареньем я люблю, А зимой в берлоге сплю... Кто это?
медведь
Меня вы очень-очень ждали, Но только тучки собрались,
Вы тут же прятаться взялись И от меня сбежали.
дождь
Лесная избушка Стоит на опушке.
Ни окошек, ни дверей, И полно народу в ней...
Но всяк жилец избушки той За прочих встать готов горой...
Что это?
муравейник
Жгуч и горек мой пучок, Но во мне огромный прок!
Кто укусит – тот заплачет, Вот такая незадача!
лук
Дождь за горизонт скатился, А на небе появился,
Выпив влагу с облаков, Дивный обруч в семь цветов.
радуга
Серебристый серп на небе Был как будто перекован
Молотом в буханку хлеба... Глядь – уж серп отточен снова.
луна
От рождения мы были Заперты в своей темнице.
Тесно пусть – не повозиться, Понапрасну не грустили.
Знаем мы, случится это - Кто-то теплою рукою,
Дверь в темницу приоткроет - Нас проглотит за обедом!
горох
Красивая шаль, но никто не позволит себе надеть её.
полати
Парень с девушкой все время смотрят друг на друга,
а подойти друг к другу не могут.
пол и потолок
Добрый молодец да каждому под подол заглядывает.
порог
Старую – престарую бабу туда и сюда за грудь дергают.
дверь
Четыре брата живут под одной крышей.
стол
В каждой избе хлев без стен.
стул
Ночью гладь, а днем возвышенность.
постель
С четырьмя рогами, с двумя животами, а не живой.
подушка
На день по разу ест.
печка
В каждой избе подстилка из медвежьей шкуры.
лежанка
Зимой все время ест, а летом все спит.
железная печь
Корова маленькая, а молоко никогда не исчезает.
рукомойник
Сестра с братом зимой и летом купаются.
ведра
В каждом доме Петр с большим носом.
подойник
Баба с толстым животом многими поясами подпоясана.
кадка
Посреди моря лодка плывет.
ковш
С огненным сердцем, с водяным животом, в медном платье.
самовар
Чем больше я верчусь, тем больше богатею и толстею.
веретено
Через железное окно пугало высовывается.
игла, нить
Пятеро братьев дом строят:
один ходит вокруг дома, а остальные сидят
вязальные спицы
Четвероногий бежит, а двуногий гонится за ним.
одноколка
Дуйся, не дуйся, Через голову суйся.
Попляши день-деньской И пойдешь на покой.
Рубаха
Не шит, не кроен, А на ниточке сборен.
Чулки
Как гулять – так надевать,
чтоб не мерзли пять да пять.
Носки
Два котика, четыре хвостика.
Лапти
Днем скамья, а ночью – круг или хомут.
собака
Сначала хлоп-хлоп, а затем резкий крик.
петух
Старик в пушистом совике в прорубь смотрит.
олень
Коми народные игры
Воробей (Пышкай)
С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют:
В наш весёлый сад
Прилетел воробей и поёт.
Воробей, воробей, не дремли,
Кто мяукнет, узнай?
Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.
Маленький воробушек (Ичотик пышкай)
Выбранный по желанию или считалкой «маленький воробушек» ходит внутри круга и показывает всё, что поётся в песне:
У маленького воробушка живот болит.
Где ходил, где ходил, маленький воробушек?
У маленького воробушка нога сломалась.
Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?
У маленького воробушка рука болит.
Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?
У маленького воробушка голова болит.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка глаза болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка уши болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
У маленького воробушка зубы болят.
Где ходил, где был, маленький воробушек?
Потом на его место выходит другой игрок.
Мышь и угол (Шыр да пельос)
Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мьлпки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:
Мышка, мышка, дай мне угол!
В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.
Коми народные сказки.
Мышь и сорока.
Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке:
— Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп.
Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой.
Пришла мышь домой, стучится:
— Сестрица-сорока, открой!
Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки. Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела:
Мышь плывёт-качается:
Лодка у неё — сорочья грудина,
Весло — бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус-соболий хвост.
Под крутым бережком подгребёт,
Под песчаным бережком — подтолкнёт.
Идёт навстречу заяц, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою...
— Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее — сорочья грудина,
Весло — бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус — соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком — подтолкнет.
Повстречалась им лиса, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою...
— Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку:
Мышь плывет-качается:
Лодка у нее — сорочья грудина,
Весло-бобровый хвост,
Шест — выдрин хвост,
Парус — соболий хвост.
Под крутым бережком подгребет,
Под песчаным бережком — подтолкнет.
Повстречался им медведь, говорит:
— Сестрица-мышка, возьми меня в лодку.
— Не возьму, лодка у меня маленькая.
— Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою.
— Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь.
— Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил.
Лиса и заяц
Жили на лесной полянке лиса и заяц. У лисы шкура дорогая, а у зайца — дешевая. Лиса день-деньской хвалится:
— Я зверь дорогой. У меня красивый мех. А заяц в ответ:
— Не хвастайся, не то я так сделаю, что твоя шкура подешевеет.
Заяц говорит, а ему никто не верит, истому что, хотя он и храбрый, а все-таки косой.
Вот и зима прошла, весна красна наступила, лето явилось. А так и не проучил хитрый заяц хвастунью-лису.
Однажды, ближе к осени, принялись заяц с лисой бегать, в прятки играть. Бегали, бегали заяц с лисой по парме — дремучему лесу, и косой заманил лисицу в ловушку. Она с размаху угодила между двух берез. Так застряла, что ни взад, ни вперед.
А храбрый заяц тут как тут: наломал березовых прутьев и принялся лису стегать. Сам сечет, сам приговаривает:
— Ой, не ешь ты кур,
Не хватай цыплят,
Не терзай зверят,
Не воруй зайчат,
Не хитри, не хитри, не хитри,
И не хвастайся!
Звери и птицы собрались, глядят, как заяц лису учит. Храбрый заяц хлестал лису до тех пор, пока все прутья не обломались и он сам от усталости на землю не повалился.
А лиса как рванется — и вырвалась из ловушки. Но пока она билась между берез — обтрепалась ее шкура. Лиса кинулась на зайца. Тот и про усталость забыл: во всю мочь побежал. Лиса бросилась в погоню и догнала бы косого, да заяц ее с толку сбил. Со страха заскочил заяц в лисью нору, а лиса мимо пробежала: ей невдомек, что в ее жилье — косой. А в норе лисята закричали зайцу:
— Кто ты такой? Уходи!
Но заяц уже опомнился, у него страх прошел. Усы закрутил, приосанился.
— Я тот, кто вашу мать прутьями отстегал. Покажите мне второй ход, а то и вам не миновать порки,— закричал храбрый заяц.
Испугались лисята, показали зайцу второй ход из норы, и он дальше по лесу помчался. Бежит во весь дух, чует, что лиса снова на его след напала.
Бежал, бежал косой... Семь гор перескочил, семь лесов перелетел, шесть рек переплыл, а как добрался до седьмой реки, так кувырком с пригорка покатился и угодил в прибрежную грязь. До того вымазался заяц — уши и те к голове прилипли. И стал он похож на бобра.
А умываться-то некогда, только косые глаза протер лапками. Скорей связал плот и собрался плыть вниз по реке.
А лиса семь гор перескочила, семь лесов пробежала, добралась до седьмой реки, чует — на берегу зайцем пахнет.
Глядит: бобер, весь грязью намазанный, на плоту стоит и багром от берега плот отталкивает, да никак не оттолкнет.
Лиса и спрашивает:
— Бобёр, а бобёр, не пробегал тут заяц? Улыбнулся косой, свой плот, наконец, оттолкнул и спросил:
— Это какой заяц-то, уж не тот ли, что лису березовыми прутьями отстегал, дорогую шкуру ей испортил?
— Не знаю,— отвечала лиса.— Мне этот заяц не нужен. Подумаешь, дело было на копейку, а разговор — за семью горами.
Лиса повернулась и в лес пошла, а косой благополучно поплыл вниз по Вычегде, веселую песню запел.
Лиса лежала, лежала в лесу, думала, думала и решила: «Пойду-ка я опять к реке, может, только один бобёр знает о том, как со мной заяц поступил, а другим ничего неизвестно».
Побежала лиса напрямик к берегу.
А заяц не спеша плывет на плоту по извилистой реке. Он успел уже раздобыть себе московский кафтан и шапку.
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
— Ты кто будешь?— спрашивает лиса.
— Я москвич, домой плыву,— отвечает заяц.
— Какие новости на свете?— спрашивает лиса.
— Не слыхал я никаких новостей,— отвечает косой.— А только слыхал, будто заяц лису отстегал, дорогую шкуру ей испортил, с нее спесь сбил.
Лисе горько стало, опять пошла в лес, легла под дерево.
Заяц плыл, плыл, решил отдохнуть, к берегу пристать.
А лиса полежала, полежала и снова вышла к реке, побежала по берегу. «Не встречу ли,— думает,— еще кого-нибудь. Может, только бобер да москвич слышали о моем позоре...»
Снова села у реки и ждет, не покажется ли кто. Глядь, заяц плывет. Лиса опять его не узнала — он шапку новую надел.
— Кто ты, откуда плывешь?— спрашивает лиса.
— Москвич я, из Москвы плыву,— отвечает косой.
— Не слыхал ли в Москве какую новость?
— Никаких особых новостей не слыхал,— молвил заяц.— Только говорят в Москве, будто заяц лису прутьями отстегал.
— А кроме того, ничего особенного не слыхал?— вздохнула лиса.— А не знаешь, не подешевела ли теперь дорогая лисья шуба?
Заяц отвечает:
— Конечно, подешевела! Если двадцатирублевой была, то после такого случая десять рублей будет стоить, а если десять рублей стоила, то до пяти рублей дойдет.
Заплакала лиса, в лес убежала и с той поры не хвасталась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование работы по реализации национально-регионального компонента в первой младшей группе
таблица: тема, цели, период, мероприятия, словарь...
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
Доклад для выступоения на методическом объединении...
Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.
В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. И поэтому я считаю, что в силах педагога восстанавливать и...
Из опыта работы. «Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»
Из опыта работы.«Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательной деятельности подготовительной группы»Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все бо...
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...
Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ. Из опыта работы.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации ...