КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лосева Татьяна Владимировна

ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.

ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.

Задачи:

      Образовательная: Познакомить детей с народностями Приамурья (нанайцы, нивхи, эвены, эвенки, удэгейцы, ульчи, орочи). Формировать представление о жизни и быте этих народов.

      Развивающая: Расширять кругозор детей, представления об окружающем их мире, активизировать словарь детей по теме.

      Воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

 Форма проведения: Экскурсия в этнографический музей детского сада.

 Подготовка к занятию:

1. Договоренность о посещении этнографического музея.

2. Яркое красочное приглашение.

3. Тематическая выставка детской художественной литературы по теме.

4. Шапочки «оленьи рога» к игре «Олени и пастухи».

Предшествующая работа:

1.Рассматривание иллюстраций.

2. Тематическая выставка книг.

3. Чтение сказок.

4. Разучивание игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 47_konspekt_narody_priamurya.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

(В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

   

ТЕМА: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.

ЦЕЛЬ: Знакомство с жизнью и бытом коренных народов Приамурья.

Задачи:

      Образовательная: Познакомить детей с народностями Приамурья (нанайцы, нивхи, эвены, эвенки, удэгейцы, ульчи, орочи). Формировать представление о жизни и быте этих народов.

      Развивающая: Расширять кругозор детей, представления об окружающем их мире, активизировать словарь детей по теме.

      Воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

 Форма проведения: Экскурсия в этнографический музей детского сада.

 Подготовка к занятию:

1. Договоренность о посещении этнографического музея.

2. Яркое красочное приглашение.

3. Тематическая выставка детской художественной литературы по теме.

4. Шапочки «оленьи рога» к игре «Олени и пастухи».

Предшествующая работа:

1.Рассматривание иллюстраций.

2. Тематическая выставка книг.

3. Чтение сказок.

4. Разучивание игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, давайте рассмотрим  нашу книжную выставку. В этих книгах рассказы и сказки о людях, которые живут на берегах реки Амур.

 Дети рассматривают  книги. Воспитатель предлагает прочитать сказку «Айога».

-  Как звали девочку?

- Что с ней произошло?

- Из-за чего она превратилась в птицу?

- А как поступила соседская девочка?

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с красочным конвертом и говорит:          - Здравствуйте ребята! Я очень спешил к вам, чтобы вручить это письмо.

 Дети благодарят Печкина за письмо. Вскрывается конверт и воспитатель читает приглашение в этнографический музей.

- Ребята! А вы хотите узнать, где жили герои сказки, чем они занимались. (Да). Сегодня мы познакомимся с коренными народами, населяющие Приамурье.

- Это приглашение в музей, в котором мы узнаем о жизни и быте этих народов.

Дети организованно спускаются в музей, где воспитатель рассказывает о жизни и быте коренных народов Приамурья.

. Давайте сейчас рассмотрим фотографии, на которых изображены люди разной национальности. Это нанайцы, нивхи, эвены, эвенки, удэгейцы, ульчи, орочи.

 1. Рассматривание макета Хабаровского края.

- Ребята посмотрите, где проживает каждая народность.

- А теперь мы с вами узнаем, как они живут и чем занимаются.

2. Рассматривание невода с рыбами.

Главное занятие  людей живущих на берегах Амура - это рыболовство.

- Ребята, а как вы думаете, что такое рыболовство? (ловля рыбы) Правильно!

- А при помощи чего можно ловить рыбу? (удочка) Правильно!

Эти люди тоже пользовались удочками зимой, когда река замерзала, а летом они пользовались сетями и неводом.

3. Кроме рыболовства мужчины занимались охотой и оленеводством (разводили оленей).  

Небольшими группами мужчины уходили в тайгу и охотились на зверей.

- А на каких диких животных они охотились, вы узнаете, отгадав загадки:

/ Что за зверь лесной                                        Кто под елкой ловко скачет

Встал, как столбик, под сосной,                      И взлетает на дубы?

 И стоит среди травы –                                     Кто в дупле орешки прячет,

Уши больше головы? (заяц).                            Сушит на зиму грибы? (белка).

А зимой под вьюжный вой,                              Трав копытами касаясь,

Спит в избушке снеговой. (медведь)              Ходит по лесу красавец,

                                                                            Ходит смело и легко,

                                                                            Рога раскинув широко. (олень)

А ещё на кабаргу, лося, косулю, выдру, соболя и других животных.

 Мясо использовали в пищу, а из меха шили шапки и шубы, а также использовали как одеяла и украшение своего жилища (как ковер или покрывало на кровать). Мех обменивали на ткани, различные инструменты, продукты и украшения.

Также мужчины рубили деревья для строительства жилища, лодок, нарт (сани), для изготовления всякой утвари. Из крапивы делали нити, из коры деревьев – веревки для плетения сетей.

Женщины летом занимались сбором ягод, грибов, различных лечебных трав. Из шкур животных шили одежду и обувь. Также из коры деревьев плели корзины, разные шкатулки, циновки (похожи на половики).

4. Рассматривание национальной одежды.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается национальная одежда коренных народов Приамурья от нашей одежды? (различными яркими красочными узорами) Правильно!

Халаты шили из рыбьей кожи, украшали различными аппликациями, а праздничные – аппликациями и металлическими бляшками. Обувь тоже украшалась различными аппликациями.

5. Рассматривание полотна с шаманом.

В каждом селении были свои шаманы, которые совершали различные обряды, для того чтобы была удачная охота, большой улов на рыбалке. Ещё шаманы лечили людей и животных.

- Ребята вам понравилось в музее?

-  С кем мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали?

 

Вернувшись в группу провести игру «Олени и пастухи».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект экскурсии в мини-музей детского сада

Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....

Познавательная экскурсия в "Казачий музей" детского сада

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истор...

Экскурсия в краеведческий музей детского сада

Уже много лет в нашем детском саду функцонирует краеведческий музей. Здесь воспитатели и родители собрали много утвари разных народов, проживающих в нашем городе. Детям очень нравится посещать этот му...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».

НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....

Картотека игр к конспекту занятия (В форме экскурсии в этнографический музей детского сада.)

Подборка игр для знакомства детей с играми народнов Приамурья.  Формировать представление о жизни и быте этих народов....

Экскурсия в мини-музей детского сада "Крестьянская изба"

Мероприятие со старшими дошкольниками в виде  экскурсии  по мини-музею русского быта  "Крестьянская изба" с целью ознакомления детей с предметами старины, народными традициями...

Презентация "Экскурсия в мини-музей детского сада "Русская изба"

Презентация представляет собой отчет о посещении музея "Русская изба"....