От мини музеев к интерактивному музею в ДОУ.
статья
В статье рассказывается о значении мини музеев в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gryaznova_t.m._muzei.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
« ОТ МИНИ-МУЗЕЕВ К ИНТЕРАКТИВНОМУ МУЗЕЮ ДОУ»
Воспитатель 1 категории: Грязнова Т.М.
В настоящее время всё больше внимания уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, большинство взрослых мало знакомо с народной культурой, почти уже никто не помнит обычаи и культуру своего народа. Поэтому музейная педагогика является одним из направлений в помощи подрастающему поколению.
В нашем детском саду работают два музея «Бурятский» и «Русский». Музей является хранителем культурного наследия человечества и наша задача сохранить это наследие и передать подрастающему поколению. В создании музеев мы столкнулись с рядом проблем, это и место, где органически могли бы вписаться экспонаты, и сбор копий экспонатов.
Музей у нас образован 10 лет назад, и расположен в коридорах детского сада. В бурятском музее расположен баннер озера Байкал с иллюстрациями животных обитающих на Байкале, лепнина из жизни бурятского народа, а так же элементы из жизни. Тем самым совершая путешествие по определённой теме, ребёнок осуществляет действия с экспонатами – предметами быта. Куклами в национальной одежде, фигурками животных. Дети получают информацию, расширяют кругозор.
Русский уголок представляет собой русскую избу, в которой гармонично вписались печь, самовары, столы и скамья. Благодаря тому, что музеи расположены в коридорах, у детей есть возможность провести путешествие, экскурсию по любой теме. Экспонаты музея постоянно обновляются, используются на утренниках, развлечениях.
Такие путешествия очень интересны детям раннего возраста, которые в игровой форме и в интересной обстановке могут познакомиться с наследием нашего народа, осуществить действия с экспонатами – предметами быта, куклами в национальных костюмах, фигурками домашних животных. Ведь, интерактивным становится экспонат, который можно трогать, ребята получают новые впечатления, расширяют кругозор, представление о родном крае.
В нашем музее проводятся интересные тематические занятия - «Топись-топись печка» где детям даётся представление о русской печке, как на ней можно сварить кашу, как её надо топить. «Народная игрушка – Матрёшка», «В гости к хозяюшке», «Куклы в национальных костюмах», «У бабушки в деревне», «Бабушкин самовар» «Русские наряды», подвижные игры «Поясок», «Огуречик – огуречик». Благодаря наглядности, усвоение материала происходит быстрее. Детям нравится заниматься в «избе» использовать в игре предметы быта, дети знакомятся с лаптями, туеском, горшком, кочергой. Детям нравится наряжаться в кокошники, сарафаны. А больше всего им нравится, когда рассказывают дети-волонтёры. В своих беседах они используют потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки.
Дети совершают путешествие к озеру Байкал, узнают, что такое юрта, как называются бурятские костюмы. Тем самым дети раннего возраста постепенно начинают понимать родную культуру, заинтересовываться, мы прививаем им нравственное воспитание, воспитываем патриотические чувства.
Важная особенность музеев в том, что проводится большая работа и воспитателей и родителей. Родители находят экспонаты, помогают в оформлении экспозиций, дети изготавливают поделки по тематике праздника или по теме занятия. Дети с удовольствием трогают экспонаты, играют с ними.
Применение интерактивной методики в музейной среде способствует развитию культуры и социализации дошкольников, обогащению новыми впечатлениями и расширению кругозора, представление о мире, стимулирует познавательную активность, повышает эффективность использования музейной информации в образовательном процессе и объединяет детей, родителей и педагогов в совместную деятельность.
Интерактивный мини музей значительно расширяет рамки традиционной музейной педагогики, он может трансформироваться под конкретные запросы, он позволяет детям не только посмотреть, но что более важно потрогать, попробовать применить предмет по назначению. Так же если в музеях трогать экспонаты нельзя, то в интерактивном мини музее сада их можно потрогать, подержать в руках, поиграть с ними и даже взять на время домой, дети сами могут менять и переставлять экспонаты. Особенно это нравится детям раннего возраста.
В музее у нас есть зона активной деятельности – это столики, коврики, где дети могут просто посидеть, пообщаться, поиграть и сделать что-то своими руками. Каждый ребенок может слепить из глины Нерпочку, из соленого теста «Бузы», сшить игрушку-оберег, и унести с собой на память результат своей деятельности. Такое направление мы считаем актуальным при организации и проведении в детском саду Клубного часа, например, «Сагаалган» «Встречаем Масленицу» «Весёлое Рождество», « Символ года»
В нашем мини музее есть и специально подобранная аудиотека. Посетители – дети, родители и гости в зависимости от темы выставки песни, сказки, но и звуки леса, его обитателей, шум Байкальских волн и др. или занятия могут послушать не только бурятские мантры и русские мелодии,
Педагогами и родителями созданы развивающие лэпбуки: «12 названий», «Бурятский народный орнамент» «Бурятские узоры Буряад хээ», «Покров Пресвятой Богородицы», «Улан-Удэ - столица у Байкала», так же дети могут посмотреть презентации «Храмы нашего города» «Торжество, торжество наступило Рождество» другие, помогающие детям с радостью повторить, закрепить пройденное и узнавать новое о родном крае.
. Различные атрибуты быта, посуда, образцы вышивки, куклы в национальной одежде, музыкальные произведения экспонаты используются педагогами в образовательных событиях: занятиях, развлечениях, играх
Интерактивный музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителями, помогает нам вместе совершать путешествия по нашей малой Родины Бурятии и сделать это прошлое интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.
Таким образом, реализуя в ДОУ направления «Музейная педагогика» и организовывая интерактивный музей ДОУ мы создаем условия для формирования у наших воспитанников чувства привязанности и уважения к национальным обычаям и традициям, к родине своих предков, к природе своего края, этикету, национальному искусству, к своей Родине. И главное мы воспитываем у дошкольника представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Презентация мини-музея "Музей граммпластинок"
Описание опыта создания в группе музея пластинок...
Презентация "Паспорт мини-музея "Музей боевой славы"".
Данная презентация адресована в первую очередь педагогам ДОУ работающим в направлении "Музейная педагогика". Презентация подскажет, как грамотно построить работу по данному направлению, на что следует...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...