Методическая разработка "Формы культурно-просветительской работы с родителями"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_kulturno-prosvetitelskoy_raboty_s_roditelyami.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Формы культурно-просветительской работы с родителями 3
Примеры форм работы с родителями 6
Организация музея в ДОУ как форма культурно-просветительской работы педагога 9
Формы культурно-просветительской работы с родителями
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с родителями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Как мы уже говорили, задачами детского сада являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Следовательно, формами работы детского сада с родителями детей в дошкольном возрасте будут являться:
- Традиционные формы работы
- Нетрадиционные формы работы
Представим названные формы в идее таблицы.
Таблица 1
Традиционные | Нетрадиционные |
Презентация детского сада | Конкурсы и проекты |
Родительские собрания | «Круглый стол» с родителями |
Семинары и консультации для родителей | Деловые игры |
Наглядный материал (Информационный стенд, Буклеты, листовки, памятки, Внутренняя газета детского сада) | «Клубы» (семейные) |
Посещение семьи | Вечера вопросов и ответов |
Дни открытых дверей | «Встречи-знакомства» |
Переписка педагогов и родителей | Праздники в детском саду |
Анкетирование |
Примеры форм работы с родителями
Рассмотрим некоторые из форм работы подробнее.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).
Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации – её ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.
Основными целями работы клуба являются:
• Гармонизация детско-родительских отношений.
• Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
Задачи деятельности клуба:
• согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка;
• организация общения детско-родительского коллектива в ходе игр и продуктивной деятельности;
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей среднего возраста;
• обогащение семейного досуга.
Принципы:
• принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок-педагог, родители-ребёнок, педагог-родители) ;
• принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
• принцип взаимного развивающего влияния.
Технологии:
• технология экспериментирования;
• технология коммуникативного общения;
• технология гуманного воспитания.
Предполагаемый результат:
• родители повысят свой уровень психолого-педагогической компетентности в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
• родители и дети приобретут практические навыки.
• приобретут практические знания по гармонизации детско – родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
Организация музея в ДОУ как форма культурно-просветительской работы педагога
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.
Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.
Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:
- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;
- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;
- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.
Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.
Это взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам.
Структура модели музейной педагогики:
цель,
задачи,
направления,
специальные требования,
формы и методы работы,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Создание музея в ДОУ – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Примерная тематика:
- Народно- прикладное искусство;
- Скульптуры малых форм;
- Скульптуры малых форм из различных видов материалов;
- Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика различных художников;
- Музей игрушки;
- Музей истории создания книги;
- Музей различных животных;
- Музей одного образа (например: музей мяча, зонтичный музей, музей пасхального яйца, морской раковины, тарелок и т.д.);
- Музей боевой славы;
- Музей музыкальных инструментов;
11.Музей природы (дерева, камня, дары природы, воды и т.д.);
12.Музей часов;
13.Музей колокольчиков;
14.Музей опавших листьев;
15.Музей календаря;
16 Музей матрешки;
17.Музей очков;
18.Музей шляпы;
19.Музей денег.
По региональному компоненту:
1.Музей родного города;
2.Музей народно-прикладного творчества народов ХМАО-Югры;
3.Картинная галерея о зиме в родном городе;
4.Музей хлеба;
5.Художники и поэты Югры;
6.Животные нашего края;
7.Птицы нашего края;
8. Берестяной мир;
9.Природная аптека и др.
Формируются музеи по степени ознакомления с данным материалом, как итог изучения определенной темы, блока занятий, по теме проекта.
Формы работы в музеях:
- Экскурсии с целью создания коллекции;
- Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета;
- Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума;
- Конкурсы творческих рассказов;
- Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию;
- Выставки по созданию тематики, из природного материала, посвященный творчеству писателей, народному искусству;
- Викторины;
- Проведение праздников, развлечений;
- Сбор экспонатов, поисковая работа;
- Прогулки, экскурсии с целью знакомства с достопримечательностями;
- Анкетирование родителей по теме мини- музея;
- Тематические вечера, занятия;
- Театрализованная деятельность;
- Интервьюрирование.
Тематика, формы работы усложняются в зависимости от возраста. Образовательную деятельность можно спланировать и проводить 1 раз в неделю.
Создание и тематика музея могут возникнуть и спонтанно. (Дети принесли в группу красивый предмет).
К работе по оформлению и организации музея также необходимо привлечь родителей.
Так, постоянный актив музея, избранный из числа родителей, призван регулярно:
• пополнять фонды музея путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами; устанавливать связи с другими музеями;
• проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
• изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
• осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
• проводить экскурсии для воспитанников, родителей, работников шефствующих предприятий и других гостей детского сада.
Отдельный важный этап при организации музея в ДОО - подбор музейных экспозиций.
В рамках реализации проекта нами на базе нашего МБОДУ был создан ряд музейных экспозиций в группах.
Созданные музейные экспозиции были представлены в мини-музеях в старших и подготовительных группах.
Приведем примеры созданных экспозиций
Мини-музей «Академия здоровья»:
Экспозиция: «Путь к здоровью»
«Я человек»
1. Глобус и картинки детей разных национальностей,
2. Дерево роста,
3. Игрушка человечек.
«Моя семья»
Сделанные родителями и детьми «семейные древа»
«Гигиена»
1. Мыло, мочалка.
2. Зеркало, расческа.
3. Зубная щетка, зубная паста.
4. Гели для душа.
5. Полотенце
«Питание»
1. Набор овощей.
2. Набор фруктов.
3. Книга о вкусной и здоровой пище.
«Закаливание»
1. Пляж с загорающим малышом.
«Медицина»
1. Детский набор «Доктор»
2. Бинты, вата
«Олимпийские игры»
1. Факел
2. Игры про олимпиаду
3. Пьедестал почета, медали.
4. Талисман детского сада
5. Кубки.
«Мы со спортом дружим»
1. Фигурки из киндер сюрпризов с различными видами спорта
2. Альбом с различными видами спорта,
3. Значки с различными видами спорта,
4. Олимпийские значки,
5. Знакомство со спортом, набор DVD дисков
6. Тир
7. Игрушки: Лягушка – теннисист, Собака хоккеист, Мишка на роликах.
Мини-музей «Лучший друг» помог собрать вещи, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них.
Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями. На экскурсиях детям рассказывают про разные породы собак, приводят примеры спасения людей лучшими друзьями.
«Мягкие игрушки-собачки», «Резиновые игрушки-собачки», «Пластмассовые игрушки-собачки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки-собачки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Взрослые собаки» и «Щенки».
«Декоративные фигурки (статуэтки) собак» из различных материалов, как и предыдущие коллекции служат объектами детских исследований («Твёрдый - мягкий», «Тяжёлый - лёгкий», «Гладкий - шершавый» и т.д.)
«Галерея» оформлена в виде большого полотна в раме, куда прикрепляются фотографии, детские рисунки, аппликации («Моя собака», «Покорми щенка» – нарисовать корм в миске, «Здесь был Барбос» – следы и т.д.). Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.
«Библиотека»
Здесь собраны народные сказки и авторские произведения о собаках, детские журналы, энциклопедии для детей, наборы картинок.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены в низкой тумбе. Дети могут использовать их самостоятельно или вместе с педагогом (маски-шапочки, «Ящик ощущений», «Чудесный мешочек», прищепки, пазлы и т.д. )
Интересную часть экспозиции составляют сочинения ребят из архива мини-музея.
Мини-музей Ложки.
Совместно с родителями были созданы книжки: потешки про ложки, «История ложки», «Рецепты Пилюлькина», «Вкусные истории». Иллюстрации включены в фотоальбомы: деревянные ложки, ложка в народных промыслах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями
Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...
Методическая разработка "Перспективное планирование работы с родителями во II младшей группе ДОУ"
Планирование разработано в соответсвии с Федеральными государственными требованиями....
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»
Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)
Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами млад...
«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»
Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»...