Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)
методическая разработка

Каймакова Марина Константиновна

Данная методическая разработка предназначена для гармонизации детско-родительских отношений. Она может использоваться для работы с детско-родительской парой, а также детско-родительскими группами младшего дошкольного возраста. В представленном материале раскрывается использование методов на снятие напряжения и принятие своего ребенка и рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubyashchiy_roditel_kaymakova_m.k.docx873.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Каймакова Марина Константиновна

                 воспитатель

МДБОУ  «Детский сад №3»

ст. Старонижестеблиевская

Методические разработки   для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений (Кафедра любящего родителя)

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

           «Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения. Нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.»      Я. Корчак

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Цели:

– способствование гармоничному развитию ребёнка в условиях психолого-педагогического сопровождения системы «ребенок-родитель-педагог».

– повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

– укрепление отношений между родителями и ребенком;

– обращение внимания родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей, относиться к ним с пониманием, принятием;

– повышение у родителей уровня эмоционального и социального интеллекта.

Задачи:

– создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, педагогов, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений;

– формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в образовательный процесс;

– реализация системы мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребенка.  

     

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В дошкольном возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов и свойств личности. Маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. 

Ведущее значение в системе отношений ребёнка дошкольного возраста

с окружающими людьми имеют отношения со взрослыми, в процессе общения с которыми происходит усвоение опыта накопленного предшествующими поколениями.

На данный момент современный темп жизни задаёт свои задачи и цели, которые преследует современная семья.

У современной семьи есть свои особенности:

– семья стала меньше по численности;

– современная семья менее стабильна;

– уменьшилось число семей, где глава муж;

– семья стала менее дружной, т. к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

– значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В действительности  мы имеем  в детском саду родителей, которым не хватает времени на воспитание своих детей.

Мы в свою очередь стараемся создать условия в ДОУ, которые способствовали бы гармоничному формированию и развитию позитивных детско-родительских отношений.

 Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, как правило, бессознательно. На стиль воспитания оказывают влияние личностные качества родителей.

Рассмотрим стили воспитания детей в семьях: авторитарный, либеральный, индифферентный, авторитетный, демократический.

  1. Авторитарный стиль.

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень неуступчивы и категоричны. Их дети замкнуты, боязливы, угрюмы и

зависимы, раздражительны.

  1. Либеральный стиль.

 Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми, слишком высоко ценят своего ребёнка. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. У ребёнка формируется инфантильность, высокая тревожность, страх реальной деятельности и достижений, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно.

  1. Индифферентный.

 Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

  1. Авторитетный.

Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

  1. Демократический стиль.

 Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец трудолюбия, честности, нравственности.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и,

воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления c любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.

Моя  задача – помочь родителям определить стиль воспитания в семье. И перейти от авторитарного или либерального к авторитетному или демократическому стилю воспитания.

Для этого  в первой младшей группе  организуется стендовая информация в группах в виде консультаций на актуальные для родителей темы, например: «Индивидуальные особенности детей», «Родительские директивы», «Как воспитать настоящего мужчину?», «Воспитание девочки», «Адаптация к детскому саду», и др. Часть просветительского материала в форме статей и рекомендаций публикуется на страницах ДОУ в социальных сетях. Разработаны памятки для родителей «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет»,  «Профилактика игровой компьютерной зависимости», «Как справиться с истерикой» и др.

В рамках работы по индивидуальному запросу родителей мною проводились консультации на различные темы: «Возрастные особенности ребёнка», «Кризис трёх лет», «Результаты диагностики уровня развития психических процессов», «Агрессивный ребёнок», «Возрастные страхи», «Не могу сказать «нет» ребёнку» и др.

Мною были подобраны упражнения, направленные на снятие напряжения, успокоение, принятие своего ребенка:

 1. Упражнение «Воздушный шарик» Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

2. «Игра без правил» Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания и т.д. Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало фразы: "Мне нравится, что ты…" и добавляя к ней свое утверждение. Тем самым возникает позитивный диалог.

 3. Игра «Зеркало» Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого. Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются ролями.

 4. «Машины» Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений. Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли "машины", родитель – в роли "мойщика машины". В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше ласковых слов. Затем меняются ролями.

5. «Только вместе!» Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также встать.

6. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка.

 Рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с детьми:

1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении

2. Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»

3. Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми

 5. Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей

6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач

7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни

 8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию

9. Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Помните, дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Важно знать, когда:

– ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;

– ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;

– ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;

–  ребенка хвалят – он учится быть благородным:

–  ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;

– ребенка поддерживают – он учится ценить себя; ·

– ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания, которые дети будут реализовывать в воспитании своих детей.

 В заключении хотелось бы закончить словами известного педагога В.А. Сухомлинского: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Воробьева Е.Н., Колесников В.Н., Мерк В.Т. Программа родительских тренингов «Невероятные годы» // Психолог в детском саду. 2008. № 3. С. 42-63.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., «МАСС МЕДИА», 1995. – 240 с.

3.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

4.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова.- Изд. 2-е.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. - 568.

5.Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – Спб.: Речь, 2006. – 128 с.

6.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.

7.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

8. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

e2c4091c-40b4-4b2b-9881-4e8dbd49f06a.jpg

2ca0d8c2-128f-474f-91e5-21a9b7ae03d7.jpg

b7b5326d-a8ba-430d-9137-9150d4c0e5ed.jpg

7dd194aa-a118-44c1-93a2-1e1c8abe41a2.jpg

a766ec74-b68d-4afd-aa86-002558268182.jpg

096a7c79-7d46-47ad-9aa2-df37b889b5cd.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы"

Работа с родителями должна строится на деятельностном подходе. Давать практические рекомендации для решения конкретных жизненных задачь. Этот материал помогает родителям самим найти и применить решени...

Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы

Матариал содержит практические приемы работы с родителями с использованием тренинговой системы....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства (Кафедра ответственного родителя) «ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Методическая разработка посвящена взаимодействию с семьями воспитанников, для актуализации их участия в развитии, воспитании и обучении детей.Данная разработка является продуктом длительного изу...

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленная на формирование компетенций ответственного родительства. « ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательно-образовательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их полное взаимодей...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...