Консультация для воспитателей "Формирование у детей знаний об экологии в процессе реализации регионального компонента"
консультация (старшая группа)
Интерес к развитию региональных систем экологического воспитания подрастающего поколения проявляется на разных уровнях образовательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakih_by_obrazovatelnyh_kontseptsiy.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Старший дошкольный возраст является этапом развития ребёнка, при котором с наибольшей эффективностью можно закреплять в детях знания об экологии на основе ознакомления с природой родного края. Через знакомые для ребёнка образы необходимо объяснять главные принципы положительного взаимодействия людей с окружающим миром, разъяснять разницу между положительным и отрицательным влиянием человека на природу и добиваться позитивного эмоционального отклика детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Воспитателям детского сада необходимо проводить регулярные беседы с детьми на темы о родном крае, особенностях его природы, видах растений, животных и птиц, обитающих в нём. Наблюдать вместе с детьми за объектами живой и неживой природы. Проводить эксперименты с ветром, песком, водой, льдом, снегом и так далее. Другими словами, делать уклон в сторону экологического воспитания детей на основе ознакомления с природой родного края. Естественно, нельзя забывать и том, что получать и закреплять новые знания наиболее эффективно в процессе игровой деятельности. В этой связи имеет смысл проводить такие игры как: «Совушка», «Птички и кошка», «Перелёт птиц», «Воробышки и автомобиль», «Летает – не летает», «Зоопарк» и так далее. Самое главное заинтересовать ребёнка в изучении окружающего мира. Также будет уместно просматривание коротких фильмов, слайд-шоу о природе родного края, о животных, растениях, птицах и насекомых, обитающих в нём.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения.
При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.
С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле. А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек, птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели:
Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;
Календари наблюдений за ростом и развитием растений Курского края;
Календарь наблюдений за птицами Курского края.
Экологическое воспитание нужно проводить проводить в тесной связи с семьёй. Родители могут оказывать посильную помощь в экологическом воспитании своих детей (скачивать информацию и документальные фильмы о животных из интернета, иллюстрации, изготавливать с детьми кормушки для птиц, приносить семена цветов, помогать засаживать клумбы цветами).
Родители могут сходить с детьми в лес в разное время года (весной - рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц, летом – понаблюдать за бурной жизнью насекомых, осенью – полюбоваться красотой осенних деревьев, зимой – полюбоваться красотой зимнего пейзажа.)Сходить на экскурсию в Краеведческий музей.
Много знаний о природе дети получают во время непосредственно образовательной деятельности. На НОД дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. На некоторых объектах природы можно показать, что без них природа не может обойтись: что будет, если не станет комаров. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. НОД можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные. Например, НОД по теме «Лес» нам поможет провести сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной и Русалка.
Осовная задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
Методическая разработка: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников
Реализация регионального компонента в МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района осуществляется через знакомство детей от 3 до 7 лет с национально-культурными особенностями Хабаровского края (...
Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.
Ознакомление детей с родным краем....
Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС
Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.
Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента
Айнура АкматоваКонсультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонентаДошкольный возраст - благоприятный период для п...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента
Айнура АкматоваКонсультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонентаДошкольный возраст - благоприятный период для п...