Проект «Край Карельский – край родной»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Комлик Валентина Николаевна

Перспективное планирование

по внедрению национально-регионального компонента.

Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_karelskiy_-_kray_rodnoy.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Край Карельский – край родной»

Региональный компонент в реализации программы.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогические условий:

Цель.

Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, где он родился и живет.

Задачи:

  • Формировать элементарные представления об историческом прошлом Родины, города; представлять в разных формах несколько важных событий из ее истории.
  • Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг: празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник города.
  • Знакомить детей с отечественной государственной символикой (флагом, гербом России, Карелии, гимном), с гербом города Костомукши, который отражает исторические корни и источники благосостояния города и перспективу развития;
  • Давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих город, их традиции и обычаи.
  • Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан города, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
  • Показывать старые вещи и документы, связанные с историей Костомукши.
  • Формировать представления об основных современных профессиях, о профессиональных принадлежностях и занятиях работников «Карельского окатыша».
  • Побуждать детей рассказывать о своей семье, детсаде, улице, городе.
  • Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
  • Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям города, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями родного города.

Примерные задачи регионального характера в образовательных областях:

                                   

  • Познакомить с понятием «Север», дать элементарные представления о его холодном климате.
  • Дать первоначальные представления о природе Севера, познакомить с некоторыми растениями Севера.
  • Познакомить с птицами (воробей, голубь, снегирь, куропатка, полярная сова, некоторыми животными Севера. Дать элементарные представления о северном олене.
  • Познакомить с названием родного города, воспитывать любовь к нему: знакомить с названиями улиц, рассказать о его красивых местах, достопримечательностях.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, родного города.

В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

  • Обогащать знания детей о родном крае;
  • Воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
  • Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

 Содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем:  

  • Мой дом, моя улица, мой детский сад.
  • Город, где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д).
  • Наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики.
  • Россия (столица, герб, защитники Родины; дружба народов).
  • Знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.

Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

  • Экскурсии в музеи, по памятным местам, организация наблюдений;
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
  • Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
  • Организация наблюдений за природой;
  • Просмотр слайдов;
  • Оформление альбома на заданную тему;
  • Праздники, концерты, вечера дружбы;
  • Изготовление атрибутов к этим праздникам;
  • Оформление в помещении детского сада интерьера избы;
  • Фольклорные занятия;
  • Рассматривание изделий народного прикладного творчества;
  • Изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
  • Художественная самостоятельная деятельность детей;
  • Беседы и разговоры с детьми.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно, расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города, с республикой, чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми. 

История возникновения города: рассказ об истории возникновения города воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города, называет имя или имена тех, кто город основал;

История названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии (горняков, первооткрывателей…)

Здания города -начать следует с того, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение;

Люди, которые прославили свой город, свою страну: рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии;

Места отдыха жителей города: рассказать о том, где в городе расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно

В основу ознакомления с родным краем закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

Перспективное планирование

по внедрению национально-регионального компонента.

Средняя группа.

Сентябрь - октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа: «Север и юг нашей страны».

Цель: Познакомить детей с глобусом – моделью Земли.

Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов.

Определять природные условия Севера.

Учить находить на карте Республику Карелия.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона.

Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением- листопадом.

Рисование: «Осень в Карелии»

Цель: Знакомить детей с орнаментом народов Карелии.

Воспитывать любовь, гордость к своему краю.

Изготовление поделок из природного материала.

Цель: Развивать творчество детей,

вызывать интерес к работе с природным материалом.

Ноябрь

НОД: «Растительный мир Карелии»

Цель.  Различать и называть растения, произрастающие на территории Карелии.

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему.

Настолько - печатная игра-лото: «Грибы»

Цель. Различать и называть грибы, произрастающие на территории Карелии, учить различать съедобные и несъедобные грибы.

Экскурсия в заповедник.

Цель: Познакомить детей с национальным достоянием города Костомукша.

Развивать интерес к природе родного края.

Воспитывать гордость за свою республику и свой город.

Составление коллажа: «Я живу в Карелии»

Цель: Обобщить знания детей о Карелии, развивать интерес к своей республике, гордость.

Декабрь

Беседа: "Животный мир Карелии"

Цель. Различать и называть животных, проживающих в Карелии.

Отгадывание загадок о растениях и животных Карелии.

Составление своих загадок.

Цель: Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

Разучивание карельских народных игр: «Кукот»

«Сиди, сиди, Яша»

«Догонялки»

 «Ко мне с кольцом»

«Кислый» круг»

Цель: Знакомство с народн. фольклором

Рисование:

«Страна лесов и озёр»

Цель: Развивать творч.  воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.

Январь

Беседа: «Жизнь и быт народ Карелии».

Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение между детьми; желание больше узнавать об особенностях жизни жителей Карелии. Пополнять словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра

«Печём «Калитки».

Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности.

Рисование:

«Родной город Костомукша».

Цель: Развивать творч. воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
Закрепить название своего города.

Катание на лыжах, санках, с горки. Зимние эстафеты и развлечения.

Цель: Создать детям веселое зимнее настроение.

Февраль

Беседа: «Как появился город Петрозаводск – столица Карелии»

Цель: Познакомить со столицей Карелии. Рассказать детям об истории возникновения и названия Петрозаводска.

Конструирование: «Мы строим новый город»

Цель: Учить детей фантазировать, применять на практике полученные знания.

Целевая прогулка на озеро.

Цель: Наблюдаем за природными изменениями зимой.

Слушание аудиозаписи карельских песен и песен о Костомукше.

Цель: Развивать интерес детей к народной культуре.

Март

Чтение карельской сказки

«Красавица Насто» Рассматривание иллюстраций к сказке Тамары Юфа.

Цель: Развивать интерес детей к народной культуре

Уточнить представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.

Художественный труд

«Укрась Карельский кушак».

Цель: Продолжить знакомство с карельскими орнаментами.

Знакомство с карело–финским эпосом «Калевала»

Цель: Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала»

Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству.

Знакомство с городами Карелии.

  • Цель: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю, знакомить с основными занятиями людей, живущих в республике, способствовать общему развитию на основе любви к культуре, традициям Карелии.

Апрель

Обобщающее занятие: «Мой родной край».

Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении, их образе жизни и занятиях.

Изделия из карельской берёзы. Береста.

Цель: Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам.

Изготовление сувенира из бересты.

Цель: Продолжить знакомство детей с карельскими промыслами. Учить работать с берестой.

Знакомство с островом Кижи.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Познакомить с достопримечательностью Карелии – Кижами.

Совместно с родителями составить альбом «Кижи»

Май

Ознакомление с Красной Книгой Карелии.

Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Вечер загадок

 «Кто на Севере живет?»

«Что на Севере растет?»

Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок.

Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

Изготовление с родителями коллажа: «Путешествие в Карелию».

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.

Рассматривание альбомов с иллюстрациями Карелии, коренных жителей, их быта.

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сибирь-мой край родной"

Проект создан с учетом рекомендаций по ФГТ. Материал разбит по образовательным областям. В конце представленно  итоговое мероприятие....

Проект "Сахалин-наш край родной"

Любовь к Родине воспитывается с детства.  Помочь увидеть красоту родного края,  узнать культуру и самобытность   народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...

Проект "Городец-мой край родной"

Данный проект формирует у детей представления о городе в котором они живут; о его достопримечательностях, истории, культуре....

Познавательный проект "Край любимый, край родной"

Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...

Проект нравственно-патриотической направленности «Край Крестецкий – край родной» (Новгородская область)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать п...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

ПРОЕКТ «Край Чувашский – край родной!»

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа посредством сотрудничества с социальными институтами города Козловка....