Проект «Край Карельский – край родной»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Перспективное планирование
по внедрению национально-регионального компонента.
Средняя группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_karelskiy_-_kray_rodnoy.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Край Карельский – край родной»
Региональный компонент в реализации программы.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогические условий:
Цель.
Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, где он родился и живет.
Задачи:
- Формировать элементарные представления об историческом прошлом Родины, города; представлять в разных формах несколько важных событий из ее истории.
- Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг: празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник города.
- Знакомить детей с отечественной государственной символикой (флагом, гербом России, Карелии, гимном), с гербом города Костомукши, который отражает исторические корни и источники благосостояния города и перспективу развития;
- Давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих город, их традиции и обычаи.
- Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан города, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
- Показывать старые вещи и документы, связанные с историей Костомукши.
- Формировать представления об основных современных профессиях, о профессиональных принадлежностях и занятиях работников «Карельского окатыша».
- Побуждать детей рассказывать о своей семье, детсаде, улице, городе.
- Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
- Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям города, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями родного города.
Примерные задачи регионального характера в образовательных областях:
- Познакомить с понятием «Север», дать элементарные представления о его холодном климате.
- Дать первоначальные представления о природе Севера, познакомить с некоторыми растениями Севера.
- Познакомить с птицами (воробей, голубь, снегирь, куропатка, полярная сова, некоторыми животными Севера. Дать элементарные представления о северном олене.
- Познакомить с названием родного города, воспитывать любовь к нему: знакомить с названиями улиц, рассказать о его красивых местах, достопримечательностях.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, родного города.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- Обогащать знания детей о родном крае;
- Воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
- Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- Воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
Содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем:
- Мой дом, моя улица, мой детский сад.
- Город, где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д).
- Наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики.
- Россия (столица, герб, защитники Родины; дружба народов).
- Знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.
Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:
- Экскурсии в музеи, по памятным местам, организация наблюдений;
- Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
- Организация наблюдений за природой;
- Просмотр слайдов;
- Оформление альбома на заданную тему;
- Праздники, концерты, вечера дружбы;
- Изготовление атрибутов к этим праздникам;
- Оформление в помещении детского сада интерьера избы;
- Фольклорные занятия;
- Рассматривание изделий народного прикладного творчества;
- Изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
- Художественная самостоятельная деятельность детей;
- Беседы и разговоры с детьми.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно, расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города, с республикой, чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми.
История возникновения города: рассказ об истории возникновения города воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города, называет имя или имена тех, кто город основал;
История названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии (горняков, первооткрывателей…)
Здания города -начать следует с того, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение;
Люди, которые прославили свой город, свою страну: рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии;
Места отдыха жителей города: рассказать о том, где в городе расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно
В основу ознакомления с родным краем закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.
Перспективное планирование
по внедрению национально-регионального компонента.
Средняя группа.
Сентябрь - октябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Беседа: «Север и юг нашей страны». Цель: Познакомить детей с глобусом – моделью Земли. Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов. Определять природные условия Севера. Учить находить на карте Республику Карелия. | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона. Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением- листопадом. | Рисование: «Осень в Карелии» Цель: Знакомить детей с орнаментом народов Карелии. Воспитывать любовь, гордость к своему краю. | Изготовление поделок из природного материала. Цель: Развивать творчество детей, вызывать интерес к работе с природным материалом. |
Ноябрь | |||
НОД: «Растительный мир Карелии» Цель. Различать и называть растения, произрастающие на территории Карелии. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему. | Настолько - печатная игра-лото: «Грибы» Цель. Различать и называть грибы, произрастающие на территории Карелии, учить различать съедобные и несъедобные грибы. | Экскурсия в заповедник. Цель: Познакомить детей с национальным достоянием города Костомукша. Развивать интерес к природе родного края. Воспитывать гордость за свою республику и свой город. | Составление коллажа: «Я живу в Карелии» Цель: Обобщить знания детей о Карелии, развивать интерес к своей республике, гордость. |
Декабрь | |||
Беседа: "Животный мир Карелии" Цель. Различать и называть животных, проживающих в Карелии. | Отгадывание загадок о растениях и животных Карелии. Составление своих загадок. Цель: Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики. | Разучивание карельских народных игр: «Кукот» «Сиди, сиди, Яша» «Догонялки» «Ко мне с кольцом» «Кислый» круг» Цель: Знакомство с народн. фольклором | Рисование: «Страна лесов и озёр» Цель: Развивать творч. воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности. |
Январь | |||
Беседа: «Жизнь и быт народ Карелии». Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение между детьми; желание больше узнавать об особенностях жизни жителей Карелии. Пополнять словарный запас детей. | Сюжетно-ролевая игра «Печём «Калитки». Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности. | Рисование: «Родной город Костомукша». Цель: Развивать творч. воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности. | Катание на лыжах, санках, с горки. Зимние эстафеты и развлечения. Цель: Создать детям веселое зимнее настроение. |
Февраль | |||
Беседа: «Как появился город Петрозаводск – столица Карелии» Цель: Познакомить со столицей Карелии. Рассказать детям об истории возникновения и названия Петрозаводска. | Конструирование: «Мы строим новый город» Цель: Учить детей фантазировать, применять на практике полученные знания. | Целевая прогулка на озеро. Цель: Наблюдаем за природными изменениями зимой. | Слушание аудиозаписи карельских песен и песен о Костомукше. Цель: Развивать интерес детей к народной культуре. |
Март | |||
Чтение карельской сказки «Красавица Насто» Рассматривание иллюстраций к сказке Тамары Юфа. Цель: Развивать интерес детей к народной культуре Уточнить представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края. | Художественный труд «Укрась Карельский кушак». Цель: Продолжить знакомство с карельскими орнаментами. | Знакомство с карело–финским эпосом «Калевала» Цель: Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала» Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству. | Знакомство с городами Карелии.
|
Апрель | |||
Обобщающее занятие: «Мой родной край». Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении, их образе жизни и занятиях. | Изделия из карельской берёзы. Береста. Цель: Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам. | Изготовление сувенира из бересты. Цель: Продолжить знакомство детей с карельскими промыслами. Учить работать с берестой. | Знакомство с островом Кижи. Цель: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Познакомить с достопримечательностью Карелии – Кижами. Совместно с родителями составить альбом «Кижи» |
Май | |||
Ознакомление с Красной Книгой Карелии. Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края. | Вечер загадок «Кто на Севере живет?» «Что на Севере растет?» Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики. | Изготовление с родителями коллажа: «Путешествие в Карелию». Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте. | Рассматривание альбомов с иллюстрациями Карелии, коренных жителей, их быта. Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Сибирь-мой край родной"
Проект создан с учетом рекомендаций по ФГТ. Материал разбит по образовательным областям. В конце представленно итоговое мероприятие....
Проект "Сахалин-наш край родной"
Любовь к Родине воспитывается с детства. Помочь увидеть красоту родного края, узнать культуру и самобытность народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...
Проект "Городец-мой край родной"
Данный проект формирует у детей представления о городе в котором они живут; о его достопримечательностях, истории, культуре....
Познавательный проект "Край любимый, край родной"
Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...
Проект нравственно-патриотической направленности «Край Крестецкий – край родной» (Новгородская область)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать п...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
ПРОЕКТ «Край Чувашский – край родной!»
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа посредством сотрудничества с социальными институтами города Козловка....