ПРОЕКТ «Край Чувашский – край родной!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа посредством сотрудничества с социальными институтами города Козловка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-proekt-kray-chuvashskiy-kray-rodnoy.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга » г. Козловка Чувашской Республики
ПРОЕКТ
«Край Чувашский – край родной!»
(формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа)
Козловка– 2021
Содержание проекта
1. Обоснование проекта
2. Актуальность
3. Анализ ситуации
4. Описание проблемы
5. Цель и задачи проекта
6. Ожидаемые результаты проекта
7. Конечные результаты
8. Сроки выполнения проекта
9. Ресурсы
10. Участники проекта
11. Планы реализации проекта по разделам
12. Литература
Наименование проекта «Край любимый – край родной!» (формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре к ознакомлению с традициями чувашского народа) |
Актуальность Каждый народ владеет и хранит ценности, сокровища прошлого, которые создавались на протяжении всей его многовековой истории. Это и материальная и духовная культура. Это и материальные памятники: города и села, памятники архитектуры и искусства, традиции народного творчества, народно – прикладное искусство, трудовые навыки, народные праздники, народные игры. Это и природа, под воздействием которой развивается человеческая культура. Это и такие непреходящие ценности народа, как его язык, мудрость, искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники, сказки и легенды, любимые блюда и одежда. История и культура народа не только открывают человеку окно в мир, они помогают ему понять современность, которую по-настоящему можно оценить не только в свете тысячелетий. Культура чувашского народа представляет собой насущную необходимость для становления личности ребенка и является средством формирования личности ребенка дошкольного возраста. Сегодня важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей: - духовные (обычаи и традиции, рассказы и предания); -материальное наследие (памятники, архитектура, ремесла, промыслы, одежда и украшения); - биографические очерки об известных людях республики; - языковое. В настоящее время в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. В связи с этим выбор темы актуален. Описание проблемы, на решение которой направлен проект Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа. |
Цель проекта Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа посредством сотрудничества с социальными институтами города Козловка. Задачи проекта - Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа; - способствовать активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности; - воспитывать чувства любви и уважение к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю; - повышать профессиональный уровень педагогов по приобщению дошкольников к культуре родного края; -способствовать укреплению сотрудничества ДОУ и семьи в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине. |
Срок реализации Ожидаемый конечный результат реализации проекта -развитие познавательного интереса к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа; -активное применение воспитанниками полученных знаний в различных видах детской деятельности; -повышение эмоционально-положительного отношения к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю -повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов по приобщению дошкольников к культуре родного края; -укрепление сотрудничества ДОУ и семьи в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине. |
Анализ ситуации
Анализ внешней и внутренней ситуации позволил отметить, что подрастающее поколение, как и народ, начинает забывать традиции, обычаи, язык. Этот процесс в дальнейшем приводит к дефициту культуры, нравственности, духовности в обществе, и создает необходимость: возвращать национальную память, развивать интерес у детей к старинным праздникам, традициям, обрядам, декоративно – прикладному искусству, культуре чувашского народа в разных видах деятельности.
Ресурсы
Имеющиеся ресурсы | Необходимые дополнительные ресурсы |
1.Чувашские национальные костюмы. 2.Уголок краеведения 3.Наглядный материал. 4.Методическая литература по данной теме 5.Коллекция чувашских музыкальных инструментов: шумовые, трещотки, свистульки и др. 6.Книги чувашских авторов: поэтов и писателей 7.Фонетика: аудиозаписи чувашской музыки: лирической, танцевальной, частушки и др. | 1.Добавление экспонатов: предметы старинной чувашской одежды и посуды. 2.Пополнение групповой библиотеки детскими произведениями чувашских авторов, чувашского просветителя И.Я. Яковлева. 3.Пополнение методической литературой по данной проблеме. 4.Пополнение наглядных пособий для занятий с детьми. 5.Пополнение фонетики аудиозаписями чувашских детских песен и частушек. 6.Пополнение предметно – развивающей среды изделиями чувашского народно – прикладного искусства |
Участники проекта
В реализации проекта участвуют дети, воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников.
Разделы проекта
1. «Знаменитые люди Козловки»;
2. «Народные умельцы»;
3. «Легенды и сказки»;
4. «Приглашаем в гости»;
5. «Козловка– мой край родной».
Этапы:
1.Подготовительный
• Обозначение цели проекта;
• постановка задачи данного проекта;
• определение сроков проведения проекта;
• разработка плана мероприятий.
2.Основной
• Реализация проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий.
3.Заключительный
• подготовка отчета с презентацией.
Содержание проекта
В настоящее время в основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей. И чем теснее будет эта связь, тем эффективнее будет работа по данному направлению. Осознавая ценность взаимодействия с учреждениями социума по воспитанию интереса к национальной культуре, привлекаются родители к совместному проведению экскурсий, посещению выставок и музеев. Достаточно активное участие родителей в различных мероприятиях совместно с детьми укрепляет отношения в семье, создает более благоприятный эмоциональный тон общения. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, республика. Диапазон объектов, с которыми мы знакомим дошкольников, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
План реализации проекта по разделам
«Чувашские праздники и традиции» | |||||
Месяц | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | С социумом |
Сентябрь | Авӑн | 1.Беседа с детьми на тему: «Авӑн», рассматривание иллюстраций по теме: «Откуда к нам пришел хлеб»; 2.Чтение легенды «О начале хлебопашества». | |||
Октябрь | Вырма | 1.Знакомство с чувашским орудием труда «Çурла» (серп), с легендой «Как чуваши начали пользоваться серпом»; 2.Показ видео слайда «Как в старину собирали зерновые культуры». | |||
Ноябрь | Ниме | Коллективный праздник «Ниме» | |||
Декабрь | Çĕнĕ çул | Тематическая беседа по теме «Çĕнĕ çул» | |||
Январь | Сурхури | 1.Святки «Сурхури» (хождение по группам) 2.Чувашские народные игры «Игры с Вупӑр карчӑк». | Фотоконкурс «Любимое блюдо чувашской кухни» (йавача, шăртан, пашалу) | Родительская гостиная «Святочные гадания» | |
Февраль | «Улах» (Зимние посиделки) | Тематическое развлечение «Улах» (пение песен, игры) | |||
Март | «Ҫаварни» | 1.Развлечение «Ҫаварни» (Масленница) 2.Катание на санях. | |||
Апрель | Мӑн кун | 1.Фестиваль «Золотое яйцо» (выставка раскрашенных яиц) | Конкурс поделок «Пасхальная корзина» | ||
Май | Акатуй | 1.Слушание чувашских музыкальных произведений песни «Алран кайми аки-сухи», «Илемлĕ» 2. Шуточные соревнования Акатуй | Мастер класс «Изготовление масмака» | Просмотр видео презентации «Как чуваши в старину праздновали Акатуй» | |
Народные мастера | |||||
Сентябрь | 1) Беседы по чувашскому искусству с рассматриванием куклы в чувашском костюме, изделий чувашских мастеров современности и старины (вышивка) в национальном уголке. 2) Знакомство с деятельностью чувашских вышивальщиц (Ефремова Е.И.), Петрова Т.И., Прохорова В.А.). 3) Цикл занятий по мотивам головной повязки «масмак» «Образ солнца в чувашской вышивке»: - Рисование «Яркое сияние солнц». - Аппликация «Сила солнца в его лучах». - Рисование «Много солнц обогревают вспаханную землю». | Анкетирование родителей по теме «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» | Изучение и анализ литературы по проблеме. Создание творческой группы по оформлению музея. | ||
Октябрь | 1) Рассматривание альбома «Чувашское народное искусство», знакомство с ткачеством, изделиями чувашских мастеров (Минеева В.А., Ильбекова А.И.). 2) Занятие по элементам чувашского орнамента «Рисование «Поле, сплошь покрытое колосьями». 3). Рассматривание иллюстрированного материала в альбоме «Чувашское народное искусство». Знакомство с мастерами по изготовлению музыкальных инструментов (Ериванов Н.Л., Филипповы М.Ф. и П.Ф.). 4) Развлечение «Чудесный мир старинных чувашских музыкальных инструментов». | Помощь в создании и оснащении мини – музея. Оформление альбома «Чувашский народный костюм». | Оформление папки – передвижки «Приобщение дошкольников к истокам чувашской народной культуры». | ||
Ноябрь | 1) Занятия по мотивам чувашской вышивки: - Рисование «Густой лес». - Рисование «Животные, повернувшие головы назад». 2) Занятие по мотивам чувашского ткачества: - Рисование «Восхождение третьего солнца» (по мотивам головного убора «сурпан»). - Аппликация «В небе солнце золотое». 3) Занятие по мотивам украшений чувашских народных умельцев: - Лепка «Украшения для куклы» (барельеф). | Консультация для родителей «Чувашское народное искусство. Советы родителям». | Консультация для педагогов «Использование чувашского народного искусства на занятиях по изобразительной деятельности». | ||
Декабрь | Цикл мероприятий «Чувашские мастера»: - беседы, - встречи с интересными людьми, - игры – путешествия. | Консультация на тему «Что такое чувашская культура, отличие от других национальностей». | Подбор экспонатов и оформление мини музея «Чувашская изба». Разработка презентации «Ознакомление дошкольников с народными чувашскими мастерами». | ||
Январь | 1) Знакомство с чувашским преданием о размещении домов в чувашской деревне в старину. 2) Рисование «Чувашская деревня в старину». 3). Знакомство с чувашской керамикой: - рассматривание изделий чувашских мастеров (художник Дуняк О.А., гончар Капралова Е.И.) в альбоме «Чувашское народное искусство»; - беседы. 4) Лепка «Посуда» (по мотивам изделий чувашской керамики). | Составление плана работы мини-музея на учебный год. Разработка презентации «Ознакомление дошкольников с народным искусством». | |||
Февраль | 1) Знакомство с легендой о девочке Масмак. 2) Занятие по мотивам головной повязки «масмак». -Рисование «Звери у крутой горы». | Мастер-класс «Масмак». | Составление картотеки мини музея. | ||
Март | 1) Экскурсия в Краеведческий национальный музей города. 2) Занятие по мотивам чувашской керамики: - Рисование «Роспись кувшинов». 3) Встречи с интересными людьми. | Консультация для родителей «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников». | Экскурсия в мини – музей «Чувашское народное искусство. Старина и современность». | ||
Апрель | 1) Тематические мероприятия в рамках Недели чувашской культуры. - Рисование «Кукла в национальном костюме». 2) Знакомство с чувашской легендой о трёх солнцах. 3) Аппликация «В давние времена светило не одно, а три солнца». 4) Занятие по мотивам чувашских изразцов: - Лепка «Декоративная пластина» (барельеф). | Выставка детских рисунков «Мотивы народного орнамента в детских рисунках, аппликациях». Совместная подготовка атрибутов, костюмов к развлечению «Край чувашский, край родной». | Организация открытых мероприятий в рамках Недели чувашской культуры. | Неделя чувашской культуры | |
Май | 1) Занятие по мотивам чувашской головной повязки «сурпан»: - Аппликация «Вот как чуваши в узоре изображали дом». 2) КВН «Творчество чувашских мастеров». | Итоговое анкетирование родителей «Что мы узнали о чувашском народном искусстве». | Организация открытых мероприятий. | ||
Край Чувашский – край родной | |||||
Сентябрь | Беседы: «Наша Республика – Чувашия. Природа нашей страны», «Наш микрорайон «Рябинка», «Мой любимый детский сад», «Культурный человек нашего края». | Опросник «Знаете ли Вы о своей стране и городе?». | Создание творческой группы по оформлению клумбы. | Выставка по теме «Наша страна | |
Октябрь | Беседы: «Как зарождалась город Чебоксары», Беседа «Путешествуем по улицам города». «Что такое улица и по каким правилам она живет?». Чтение художественной литературы про родной город Чебоксары. | Создать альбом с иллюстрациями города Чебоксары. | Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»; | Праздник «Осенины». | |
Ноябрь | Беседы: «Кто работает в театре», «Мой город Чебоксары. Моя малая Родина», «Я живу в городе Чебоксары», «Правила поведения в общественном транспорте в городе Чебоксары». Драматизация сказки «Лиса плясунья». | Посетить в театр вместе с детьми. | Изучить и анализировать литературы по проблеме. | Посетить в театр. | |
Декабрь | Беседы: «Что такое музей?» (что храниться в музеях, кто там работает, как они относятся к своей работе), «Чувашия мой край родной», «Машины на нашей улице». Путешествие «Музеи в г. Чебоксары». | Посетить музеи города. | Подбор экспонатов для музея «Чувашская изба». Экскурсия в мини-музея. | ||
Январь | Экскурсия к памятникам. Крупные магазины города Чебоксар: «Дом торговли», «Шупашкар», «Мега Мол»,«Мегастрой» и другие. Беседы: «Путешествуем по улицам города», «Наши крупные магазины». Беседа-интервью «Почему город Чебоксары всегда красивый?» | Посетить памятники г. Чебоксары. | Составить план работы мини-музея на учебный год. | ||
Февраль | Беседа: «Заводы и фабрики в Чувашской Республике (Тракторный завод», фабрика «Пике»), «Экспонаты музея Тракторного завода». | Посетить тракторный завод. | Составить картотеки заводов и фабрик. | Посетить тракторный завод. | |
Март | Беседа на тему: «Достопримечательности Чебоксары» (библиотеки, парки и скверы, стадионы)», «Городские здания», «Чувашские праздники и обычаи». | Создать книги о достопримечательностях г. Чебоксары. | |||
Апрель | Беседы на тему: «Жители Чувашской Республики», «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил?». Известные люди: (И. Я. Яковлев, А. Г. Николаев, В. И. Чапаев), чувашские летчики – космонавты. Рассматривать фотографии с изображениями известных людей Чувашии. | Мастер-класс «Чувашия мой край родной» | Организация открытых мероприятий в рамках «Недели чувашской культуры». | Неделя чувашской культуры | |
Май | Беседы: «Природа родного города», «Чувашия мой край родной», «Чувашские праздники и обычаи». Разучивание пословиц о природе. | Посетить с детьми музей В. И. Чапаева. | Организация открытых мероприятий | Посетить с детьми музей В. И. Чапаева. | |
Знаменитые люди Чувашии | |||||
Сентябрь | Знакомство с творчеством чувашской поэтессы Раисы Сарби. | Выставка книг Раисы Сарби. | |||
Октябрь | Знакомство с летчиком – космонавтом А. Николаевым. | Организация экскурсии. | Презентация на тему «Покорители космоса». | Экскурсия к памятнику А. Николаева | |
Ноябрь | Знакомство с творчеством чувашского художника Н. Овчинниковым. | Организация экскурсии. | Презентация на тему «Николай Овчинников». | Экскурсия в художественный музей. | |
Декабрь | Знакомство с чувашским просветителем И. Я. Яковлевым. | Презентация на тему «Великий просветитель чувашского народа». | Экскурсия к памятнику И. Я. Яковлева. | ||
Январь | Знакомство с чувашской спортсменкой О. Ивановой. | Выставка фотографий, книг, альбомов о чувашской спортсменке. | |||
Февраль | Знакомство с творчеством чувашского поэта П. Хузангая. | Выставка книг Петра Хузангая. | Литературные чтения стихов Петра Хузангая. | ||
Март | Знакомство с героем гражданской войны В. И. Чапаевым | Организация экскурсии. | Презентация на тему «Наш легендарный земляк». | Экскурсия в музей им. В.И. Чапаева. | |
Апрель | Знакомство с балериной Н. Павловой. | Выставка фотографий, книг, альбомов о чувашской балерине. | Презентация на тему «Жизнь и творчество чувашской балерины Н. Павловой». | ||
Май | Викторина на тему: «Знаменитые люди Чувашии». |
Список литературы
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с. 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 2014-2015 2015-2016 2016-2017 27
3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21-34.
4. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста Текст.: дис. дра пед. наук / Е.С. Бабунова. Челябинск.2009. -509с.
5. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с.
6. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
8. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
9. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
11. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
12. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
13. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
15. Комратова, Н.Г. Дошкольное детство и основы национальной культуры Текст. / Н.Г. Комратова // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С.92-97.
16. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Проект "Край ты мой любимый, край ты мой родной"
Презентация проекта по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность....
Проект «Край Карельский – край родной»
Перспективное планирование по внедрению национально-регионального компонента.Средняя группа....
Познавательный проект "Край любимый, край родной"
Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...
Методическая разработка проекта" КРАЙ ЧУВАШСКИЙ МИЛЫЙ, РАСЦВЕТАЙ!"
laquo;В краю ста тысяч слов, ста тысяч вышивок и ста тысяч песен..."Методическая разработка , направленная на формирование у дошкольников мотивационно- ценностного отношения к ...
Развлечение ко дню Чувашской недели "Край родной - Чувашский край"
Развлечение ко дню Чувашской недели "Край родной - Чувашский край"...
«Край Чувашский – край родной» Сценарий праздника.
Развлечение для старших дошкольников «Край чувашский – край родной». Цель: Воспитать патриотические чувства, любовь к родному краю, вызвать чувст...