Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя малая Родина»
проект
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя малая Родина» (подготовительная группа)
Автор: Зайнуллина Милауша Таштимировна, воспитатель МБДОУ д/с №4
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.
Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
Соблюдение национальных традиций и обычаев дает почувствовать и понять национальные особенности своего народа, обеспечивает связь, преемственность поколений. На них держится духовно- нравственная жизнь народа: например, сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни.
Душа народа, высокие традиционные национальные ценности успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.
Важным фактором нравственно- патриотического воспитания является природа. Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь. начинает понимать, что он- созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Природа- это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе Родины- родные.
Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, пробуждая и развивая генетическую память, воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формируя нравственное действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине.
Этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, детского сада, села, района на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи проекта
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре знакомить детей с башкирскими народными сказками, народным прикладным искусством
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
-музыкальный руководитель
-физкультурный инструктор
-библиотекари
-пожарные
-работники музея
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 9 месяцев
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое,социально-коммуникативное развитие.
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Башкортостане
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Организованная образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
- Выставки
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта
Перспективный план работы по реализации проекта
Сентябрь
«Здравствуй, детский сад»
Тема | Формы проведения |
«Здравствуй, детский сад» Проект «Здравствуй, дерево» | Беседа: «Как я провел лето» Экскурсия по детскому саду, по его территории Выставка рисунков Оформление фотоальбома «Мой любимый детский сад» Экскурсия в прачечную «Знакомство с работой прачки» Сюжетно- ролевая игра «Детский сад» Беседа «Как вести себя в группе» Праздник «День Знаний» Родительское собрание «Стали мы на год взрослее». Знакомство родителей с проектом. |
Октябрь
«Страницы истории нашего района»
Тема | Формы проведения |
«Страницы истории нашего района» «Историческое прошлое района» «Здесь я живу» | Игра- путешествие «Знаешь ли ты свой район» Рассматривание иллюстраций Составление рассказов «Моя улица» Коллективные работы (рисование,аппликация) «Улица села» Экскурсия в краеведческий музей Беседа «Вырастает, расцветает село с каждым днем» Рассказ воспитателя об истории села Заучивание стихотворений, посвященных родному селу Встречи со старожилами, запись их рассказов Рассказ воспитателя о земляках-поэтах (ФайзиГумеров, Равиль Шаммас, АдхатСинегул, Наиля Гизатуллина). Знакомство с их творчеством |
Ноябрь
«Село будущего»
Тема | Формы проведения |
«Село будущего» «Если бы у меня была волшебная палочка» «Дом , в котором я хочу жить и отдыхать» «Где трудятся жители села» | Экскурсия к новостройкам села (к строящемуся дому) Игра-путешествие в страну «Вообразилию» Конструирование из строительного материала Беседы «Расскажи, где трудятся твои родители», «Все профессии важны, все профессии нужны» Экскурсия к местам работы родителей Чтение произведений о профессиях (загадывание загадок, заучивание стихов) Рассматривание альбома «Профессии» Викторина «Много есть профессий разных» Экскурсия в пожарную часть Экскурсия в библиотеку Участие в районном конкурсе рисунков «Профессия моих родителей» |
Декабрь
«Семь+Я»
Тема | Формы проведения |
«Семь+ Я» | Рассказы о семье Рассматривание семейных фотографий Беседа «Где я живу, в каком доме, на какой улице» Конкурс рисунков «Моя улица» Семейные праздники «Вместе с сыном, вместе с дочкой» Рассказы дедушек, бабушек о селе, о семье, о себе Беседы о труде детей в семье, об их обязанностях как членов семьи Чтение стихотворения «Кто кому кто?» Я. Акима Сюжетно-ролевая игра «Семья» Д/И «Кто как трудится в вашей семье», «Позвони родным» Участие детей с родителями в районном конкурсе снежных фигур сказочных персонажей |
Январь
«Культурное наследие»
Тема | Формы проведения |
«Культурное наследие» «Из бабушкиного сундучка» «К своим истокам прикоснись» | Беседы с детьми о совместном отдыхе с родителями Рассматривание альбома «Достопримечательности нашего района» «Встреча с прекрасным» (музей нашего района) Знакомство с произведениями народного творчества :сказками, легендами, эпосом, загадками, пословицами, приметами такими как: «Урал- батыр», «Акбузат», «Акъял- батыр», «Ашкадар», «Салават» Выставка вышивок «Народные узоры» Выставка этнографических материалов Выставка семейных фотографий «Мы любим бывать здесь» Прогулки по селу с семьей, фотографирование Совместный отдых детей с родителями |
Февраль
«Старшее поколение»
Тема | Формы проведения |
«Старшее поколение» «Героические подвиги воинов- земляков» «Орден твоего дома», «Орден в твоей семье» | Беседы: «День Защитника Отечества», «Наша Армия», «Рода войск» с рассматриванием альбомов о Российской Армии, «Герои-воины, наши земляки», «Профессия- военный» «Беседа о мужестве и храбрости» Встреча с участниками ВОВ и воинами-интернационалистами НОД по рисованию «Солдат на посту» НОД аппликация . Изготовление поделок в подарок папе, дедушке, брату НОД (ФЦКМ) «День Защитника Отечества) Беседа с детьми о героях- земляках: Абдулле Шангареевиче Ахметове и ХасановеСафеХузямовиче Рассказы детей о прадедах- фронтовиках . Публикация в районной газете |
Март
«Детское движение»
Тема | Формы проведения |
«Мы- будущее нашего села» «Моя мама- лучший друг», «Подарок моей мамочке» | Беседы: «Как называют жителей родного села» «Что сельчане делают, чтобы родное село было красивым, что могут сделать дети» «Название улиц, где находится детский сад и где живут дети» «Кем я хочу быть?» Игры из строительного материала «Построим село будущего» Беседа о том, как сельчане весной стараются сделать село красивым Беседа и рассматривание иллюстраций о реках Башкирии Беседа о родниках нашего села, о реке Стерля Конкурс рисунков «Портрет моей мамы» НОД Аппликация «Подарок для мамы» НОД Декоративное рисование «Украшение тарелочки» (Золотаяхохлама) Чтение рассказов В.А.Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки» Утренник, посвященный празднику 8Марта |
Апрель
«В гармонии с природой»
Тема | Формы проведения |
«Человек- часть природы» «В гармонии с природой» «Операция Семечко» «Чудеса своими руками» Мини-музей «Чудо- дерево» | День Земли(22 апреля) НОД «Земля- наш общий дом»(ФЦКМ) НОД Рисование «Затерянный мир динозавров» НОД Лепка «Страна динозавров» Свободная деятельность. Лепка трилобитов. Познакомить детей с древними животными Беседы: «Возникновение жизни на Земле» «Будем беречь нашу природу» «Затерянный мир динозавров» Рассказ воспитателя о вымерших животных их внешних особенностях Рассказ воспитателя о зарождении, возникновении планеты Земля Беседа: «Животные нашего края» Знакомство с Красной книгой Башкирии Составление правил поведения на природе Оформление стенда «Природа родного края» (совместно с родителями) Изготовление экологических плакатов «Берегите рыб!» «Берегите животных!» Сбор семян цветов на посадку) Изготовление поделок из природного материала Прогулки детей с родителями по лесу, парку в поисках веток и корней необычной формы |
Май
«С любовью к селу»
Тема | Формы проведения |
«С любовью к селу» «С добрым утром, ветераны!» | Беседа о районе, в котором живут дети Знакомство с дорожными знаками, правилами соблюдения безопасности на природе, на улице и дома Целевая прогулка по ближайшим улицам (труд взрослых по благоустройству села) Конкурс рисунков на тему «Спасибо добрые солдаты, что защитили мир когда-то» Беседа о празднике День Победы Рассказ воспитателя о блокаде Ленинграда, о девочке Тане Чтение стихов о войне и подвигах солдат : «Пусть дети не знают войны», «День Победы Разучивание стихов , песен ко Дню Победы Рассматривание картин и иллюстраций с изображением подвигов наших солдат Вечер загадок и отгадок про войну Участие детей в районном конкурсе патриотической песни «Песни, опаленные войной» Экскурсия в Парк Победы. Возложение цветов к памятнику Скорбящей матери Утренник, посвященный Дню Победы Праздничное выступление детей перед ветеранами |
Приложения
Мой прадед Хусаинов Миниахмет Саляхович
Регулярно слушая сообщения Совинформ бюро и глубоко переживал вынужденное отступление наших солдат, вторжение фашистских войск в глубь страны и средний брат Миниахмет. В ту пору ему шел лишь восемнадцатый год. Был он щупленький. И ростом не вышел, и здоровьем. Да шустрым был, проворным. Любую трудную работу выполнял в колхозе, тем более что большинство трудоспособных мужчин воевало с фашистами.
Его черед встать грудью на защиту Отечества настал в 1942 году. Миниахмет сразу был направлен в полковую школу. Окончив краткосрочные военные курсы в городе Саратове, в звании сержанта был направлен на фронт. Назначили его командиром орудия одного из батарей 82-го отдельного артиллерийского полка армии генерал-лейтенанта Рокоссовского, сконцентрированной около Сталинграда. Это было время жестоких схватокс фашистами. Наши войны боролись за каждую пядь сталинградской земли. Враг не считаясь с огромными потерями, рвался вперед, к Волге. Его упорству красноармейцы противопоставили отвагу, героизм, готовность ценой жизни постоять за свою Родину. Самоотверженно сражались и воины-артиллеристы.
– Наши батареи открывали по позициям врага ураганный огонь, - вспоминал мой прадед давая интервью корреспонденту газеты «Путь Ленина» в 1982 году.
– Помню, как однажды командир батареи капитан В.Зубков торжественно скомандовал: «По штабу фельдмаршала фашистской армии Паулюса беглый огонь!» В эти минуты были позабыты нами нечеловеческая усталость, бессонные ночи. Не забыть мне и тех минут, когда Паулюс сдавался в плен. Длинный, неуклюжий, он вызывал в каждом из нас лютую ненависть.
Мой прадед воевал еще на Брянщине, в Эстонии, в Чехословакии. Четырежды был ранен, из них два раза тяжело.
За героизм, отвагу в боях был награжден орденом«Красная Звезда», «Отечественной войны»I степени, «Славы»III степени,медалями «За отвагу».
После разгрома фашистской Германии в составе своего полка уехал на Дальний Восток. Участвовал в разгроме японских самураев. Лишь в 1957 году он вернулся в родные края.
Уже через несколько дней после приезда начал работать в родном колхозе. Женился на скромной девушке – Мафтухе. Они вместе родили и вырастили четырех детей. Умер мой прадед в 1994 году.
Азат Маннанов
Подготовительная группа
Орден «Красная Звезда»
Орден «Отечественная война» I степени
Орден «Слава»III степени
Мой прадедушка - фронтовик
Мой прадедушка Тухватуллин Хасан Габдуллович в годы Великой Отечественной Войны храбро сражался на Западном Фронте. Он родился в 1914 году, когда началась война ему было 27 лет. И когда фашисты напали на нашу Родину, как и весь наш народ взял оружие и вступил в ряды Красной Армии. Мой прадедушка был очень храбрым. В одном из жестоких боев он получил тяжелое ранение, лечился в госпитале города Горький целых 9 месяцев, но все же у него в одной руке кость осталась раздроблена.
У моего прадедушки было очень много медалей и орденов. Иногда он их надевал. Когда я вырасту, я тоже пойду служить в армию- пограничником.
9 мая День Победы- самый великий праздник для меня и моей семьи!
Урал Акчулпанов
Подготовительная группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Проект по нравственно патриотическому воспитанию детей в средней группе №10 «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ВЕРБИЛКИ»
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"
Цель проекта: формирование у детей нравственно-патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.Задачи:расширение представлений о родине, о родном крае;закрепление знаний о государственной ...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Мордовия - моя малая Родина"
Проект "Мордовия - моя малая Родина"...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Моя малая Родина»
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...