Озеро Байкал
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи: Закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства; Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Материал: Фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, магнитофон, запись шума волн, обручи.
Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций и фотографий.
Ход:
Под звуки шума моря воспитатель читает стихотворение М. Сергеева:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно как стекло?
Быть может, это небо
За сосны зацепилось
По скалам покатилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может это солнце
Легло под скалы,
Оно лежит устало,
Закрыв свои глаза?
А что это такое?
Всё время в не покое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем. Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях.
Блиц - опрос
Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай – куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).
Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.)
А как вы думаете, почему вода в озере холодная? (потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые).
Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:
Среди скалистых снежных гор
Тайгою дикой окружён,
Лежит он чащей голубой.
Седым Байкалом назван он.
Вода в Байкале глубока.
Чиста вода в Байкале.
Она прозрачна, холодна.
Вкусней найдёшь едва ли!
Сергей Вагин.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок.
Физкультминутка
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнуться, разогнуться.
То зароются в песке.
Приседали столько раз
Сколько рыбок здесь у нас
Сколько чаек здесь у нас
Столько мы подпрыгнем раз.
(дети выполняют движения, согласно тексту).
Воспитатель: Легенду о Байкале мы послушали, стих про чистую воду Байкала прочитали, а не по отгадывать ли нам загадки?
(дети садятся на стульчики, воспитатель с правильным ответом детей на загадки вешают на магнитную доску картинки рыб).
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на О … (омуль)
Бледно-розова, нежна
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
Опасней всех она
Хитра, прожорлива, сильна
Притом такая злюка
Конечно это (щука)
Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост,
Как их название - вопрос!
(бычок - широколобка)
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Даёт ухе особый вкус
Байкальский (хариус)
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
Воспитатель: А что интересного мы знаем о нерпе? Это животное которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих остравах. У нерпы есть лапы и хвост.
У нерпы рождаются детёныши – бельки.
Нерпа спит в воде.
Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
Воспитатель: А почему нерпа толстая (ответы детей)
Воспитатель: Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте, отдохнем на островке.
Кто-то тут купался, загорал,
Жег костер, цветы срывал.
Веселились, как могли,
Пили квас, консервы ели,
Хороводы, песни пели
И остались на поляне у потухшего костра.
Две разбитые стекляшки,
Банки, бублики, бумажки
Словом, мусора гора!
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем немного.
Игра «Уборка мусора»
Да, сегодня мы устали.
На Байкале побывали,
Очень многое узнали,
Но домой ведь нам пора.
Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал
Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»
Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала
Макет озера Байкал и Коллекция природных находок с берегов Байкала. К проекту "Сибирский бриллиант - озеро Байкал"...