Конспект занятия по художественному творчеству "Зерновушка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по изготовления куклы-оберга "Зерновушка" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zernovushka.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в старшей группе «Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега «Зерновушка»
Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре; активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Задачи:
- приобщить детей к народной культуре и традициям;
- заинтересовать детей в изготовлении кукол;
-расширить словарь по теме: народные куклы- обереги ;
- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- научить детей последовательному изготовлению куклы-зерновушки;
- ознакомить детей о истории возникновения таких кукол ;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим , прививать любознательность и усидчивость.
Материалы на каждого ребенка:
Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее) – 18*20 см;
Два кусочка на руки 17х10 см;
Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;
Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;
Нитки красного цвета для крепления поделки;
Лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см - юбка;
Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;
Лоскут цветной или однотонной ткани на душегрею 23х6 см;
Ткань цветная яркая (желательно с фольклорным мотивом) 17х7 см, на сарафан;
Шитьё или кружево 23х7 см на нижнюю рубашку;
Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;
Косынка (треугольный лоскут ткани) – ½ 40*40 см.
Ход занятия:
I Эмоциональный настрой.
Сколько весёлых и радостных лиц
Глаза закрываем и представляем
Что было вчера, мы забываем,
Думаем только о том, что сейчас Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете
Глаза открываем.
Здравствуйте, детушки!
II Познавательная часть:
Слайд 1
Воспитатель: Какое время года у нас на дворе? (Осень)
- В старину говорнил : «Осень прибериха, осень припасиха», как вы думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Действительно, верно, осенью урожай собирают, да на зиму запасают.
Динамическая пауза.
В землю зёрнышко попало,
Прорастать на солнце стало
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А какой сейчас месяц? (Октябрь)
Слайд 2
Воспитатель: Правильно, наступил Октябрь. Но самое главное название Октября - Покров, ведь Октябрь покроет землю, где листом, где снежком. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами.
В старину когда-то
Время не теряли
Вечерами зимними
Много пряли, ткали
А еще когда-то
Куколок крутили
Под рукой что было-
Из того лепили.
Слайд 3
Воспитатель: Традиционные куклы донских казаков были игровые, обрядовые и обереговые.
Слайд 4
Воспитатель: Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.
Слайд 5
Воспитатель:
Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.
Слайд 6
Воспитатель: Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей
Воспитатель:
Вы хотите сделать такую же куклу?
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель:
Так как на дворе осень, все работы в полях завершены и собран урожай, то мы с вами будем делать куклу- оберег «Зерновушка»
Слайд 7
Воспитатель: Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.
III Практическая часть
Воспитатель: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.
Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.
В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.
Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;
Пшено - для радости, защита от сглаза
Пшеница – на рост;
Ячмень - на силу.
Горох - дружба и мир в семье;
Можно и все крупы положить.
Дети набирают крупу в стакан и садятся на свои места.
Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:
Воспитатель: Для изготовления такой куклы нам понадобится:
- Мешочек-основа
- Руки уже готовые;
- Крупа или зерно (по выбору)
- Нитки красного цвета для крепления поделки;
- Лоскут юбка;
- Фартук - лоскут
- Лоскут цветной или однотонной ткани на душегрею;
- Ткань цветная яркая на сарафан;
- Ткань на нижнюю рубашку;
- Тесьма, тонкое кружево под косынку ;
- Косынка (треугольный лоскут ткани) .
Физминутка
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо ,и ещё
Через левое плечо
Буквой « Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Дети выполняют работу следом за воспитателем.Воспитатель: Мешочек наполнить крупой (не полностью). Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.
- Затянуть мешочек нитками сверху.
- Начинаем наряжать куколку. Определив границу шеи, берём ткань для юбки, шов юбки должен быть сзади.
- Таким же способом сверху надеваем сарафанчик, который не должен смыкаться впереди.
- Крепим также фартучек, положив лоскут на лицо, а затем расправляем вниз.
- Берём материал для душегреи, по краям кладём заготовки рук и накручиваем на них ткань, выполнив 5-6 оборотов. Центр остаётся свободным. Валики согнутым концом «выглядывают» из ткани на 0,5 см — это ладони куколки.
- Кладём куклу в центр душегреи, закрутки должны оказаться по бокам. Крепим нитью конструкцию к телу.
- Дети, а кто знает что такое душегрея? (ответы детей)
Воспитатель:
Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана.
- Берём тесьму, оборачиваем вокруг головы.
- Поверх надеваем косынку, предварительно расправив узел на макушке. Оборачиваем шею и завязываем сзади.
Воспитатель: Куколка, которая привлечёт в ваш дом достаток и убережет ваш дом от лишних глаз готова
Во время работы детей звучат казачьи песни.
IV Итог занятия.
Какую куклу мы с вами делали сегодня?
Почему кукол делали без лица?
Я хочу предложить вам обозначить свои впечатления о нашем занятии, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими ручки своих куколок. Лента красного цвета – понравилось все, синяя - хочу узнать больше, желтая –занятие не понравилось..
А теперь, чтобы наша кукла оберегала ваш дом, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»
Конспект занятия...
Конспект занятия по художественной литературе. Конспект составила: Рагимли Хаяла
Конспект занятия по художественной литературе...
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»
Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, художественное слово, личностно – ориентированной «Как у нашего кота шубка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684433","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - тычок. Задачи:Обучающие-...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»
Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»
Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:- Познакомить с содержанием рассказ...