Конспект занятия по художественному творчеству "Зерновушка"
план-конспект занятия (старшая группа)

КОБЯКОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Занятие по изготовления куклы-оберга "Зерновушка" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zernovushka.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе  «Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега «Зерновушка»

Цель:   ознакомление и приобщение детей к народной культуре; активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

Задачи:

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

-расширить словарь по теме: народные куклы- обереги ;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;  

- научить детей последовательному изготовлению куклы-зерновушки;

- ознакомить детей о истории возникновения таких кукол ;

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим , прививать любознательность и усидчивость.

Материалы на каждого ребенка:

Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее) – 18*20 см;

Два кусочка на руки 17х10 см;

Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;

Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;

Нитки красного цвета для крепления поделки;

Лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см - юбка;

Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;

Лоскут цветной или однотонной ткани на душегрею 23х6 см;

Ткань цветная яркая (желательно с фольклорным мотивом) 17х7 см, на сарафан;

Шитьё или кружево 23х7 см на нижнюю рубашку;

Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;

Косынка (треугольный лоскут ткани) – ½ 40*40 см.

Ход занятия:

I Эмоциональный настрой.

Сколько весёлых и радостных лиц

 Глаза закрываем и представляем

Что было вчера, мы забываем,

Думаем только о том, что сейчас Хороший, красивый каждый из вас,

 Вы самое лучшее, что есть на свете

Глаза открываем.

Здравствуйте, детушки!

II Познавательная часть:

Слайд 1

 Воспитатель:  Какое время года у нас на дворе? (Осень)

- В старину говорнил : «Осень прибериха, осень припасиха», как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно,  верно, осенью урожай собирают, да на зиму запасают. 

Динамическая пауза.

В землю зёрнышко попало,

Прорастать на солнце стало

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А какой сейчас месяц? (Октябрь)

Слайд 2

Воспитатель: Правильно, наступил Октябрь. Но самое главное название Октября - Покров, ведь Октябрь покроет землю, где листом, где снежком. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами.

В старину когда-то

Время не теряли

Вечерами зимними

Много пряли, ткали

А еще когда-то

Куколок крутили

Под рукой что было-

Из того лепили.

Слайд 3  

Воспитатель: Традиционные куклы донских казаков были игровые, обрядовые и обереговые.

Слайд 4

 Воспитатель: Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.

Слайд 5

Воспитатель:

Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.

Слайд 6

 Воспитатель:  Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей

Воспитатель:

Вы хотите сделать такую же куклу?

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель:

Так как на дворе осень, все работы в полях завершены и собран урожай, то мы с вами будем делать куклу- оберег «Зерновушка»

Слайд 7

Воспитатель:  Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.

III Практическая часть

Воспитатель: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.

Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.

В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.

Рис - самое дорогое зерно, на праздник;

Перловка - на сытость;

Пшено - для радости, защита от сглаза

Пшеница – на рост;

Ячмень - на силу.

Горох - дружба и мир в семье;

Можно и все крупы положить.

Дети набирают крупу в стакан и садятся на свои места.

Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:

Воспитатель: Для изготовления такой куклы нам понадобится:

  • Мешочек-основа
  • Руки уже готовые;
  • Крупа или зерно (по выбору)
  • Нитки красного цвета для крепления поделки;
  • Лоскут юбка;
  • Фартук - лоскут
  • Лоскут цветной или однотонной ткани на душегрею;
  • Ткань цветная яркая на сарафан;
  • Ткань на нижнюю рубашку;
  • Тесьма, тонкое кружево под косынку ;
  • Косынка (треугольный лоскут ткани) .

Физминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо ,и ещё

Через левое плечо

Буквой « Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Дети выполняют работу следом за воспитателем.Воспитатель:  Мешочек наполнить крупой (не полностью). Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.

- Затянуть мешочек нитками сверху.

- Начинаем наряжать куколку. Определив границу шеи, берём ткань  для юбки,  шов юбки должен быть сзади.

 - Таким же способом сверху надеваем сарафанчик, который не должен смыкаться впереди.

-  Крепим также фартучек, положив лоскут на лицо, а затем расправляем вниз.

- Берём материал для душегреи, по краям кладём заготовки рук и накручиваем на них ткань, выполнив 5-6 оборотов. Центр остаётся свободным. Валики согнутым концом «выглядывают» из ткани на 0,5 см — это ладони куколки.

- Кладём куклу в центр душегреи, закрутки должны оказаться по бокам. Крепим нитью конструкцию к телу.

- Дети, а кто знает что такое душегрея? (ответы детей)

Воспитатель:

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана.

-  Берём тесьму, оборачиваем вокруг головы.

- Поверх надеваем косынку, предварительно расправив узел на макушке. Оборачиваем шею и завязываем сзади.

Воспитатель: Куколка, которая привлечёт в ваш дом достаток и убережет ваш дом от лишних глаз готова

Во время работы детей звучат казачьи песни.

IV Итог занятия.

Какую куклу мы с вами делали сегодня?

Почему кукол делали без лица?

Я хочу предложить вам обозначить свои впечатления о нашем занятии, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими ручки своих куколок. Лента красного цвета – понравилось все, синяя - хочу узнать больше, желтая –занятие не понравилось..

А теперь, чтобы наша кукла оберегала ваш дом, нужно сказать волшебные слова:

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»

Конспект занятия по художественной литературе для старшего дошкольного возраста, тема занятия: «Мир сказок и приключений»...

Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация) для детей второй младшей группы Тема занятия: «Выпал первый снег»

Цель: учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники аппликации.Задачи:образовательные – закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, обогащать предст...

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»

Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:-  Познакомить с содержанием рассказ...