Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прогулка по станице»
план-конспект занятия (старшая группа)

Приобщение  старших дошкольников  к казачьему фольклору и казачьей сказке,  как составляющей части культурного наследия донских казаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Городская тематическая неделя

«Использование современных подходов и инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях поликультурной среды Донского региона»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 62

« Прогулка по станице»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе оздоровительной направленности

(ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка).

 Тема: «Приобщение  старших дошкольников  к казачьему фольклору и казачьей сказке,  как составляющей части культурного наследия донских казаков»

                                         

         

                                             Разработала и провела:                                                      

музыкальный руководитель Щербакова Е.В.

                                  г. Новочеркасск 2019г

Цель: Создание условий для приобщения  старших дошкольников  к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомить детей с казачьим фольклором, приобщать к необыкновенному миру казачьей сказки; расширять представления детей о быте, традициях донских казаков.
  • Закреплять знания о диких и домашних животных.
  • Закреплять умения образовывать слова прилагательные от слов существительных; слова с противоположным значением (антонимы).

Развивающие:

  • Развивать интерес детей к казачьей сказке.
  • Продолжить обучать детей, отвечать на вопросы воспитателя полным  ответом;
  • Развивать, речь, память, творческое мышление;
  • Развивать слуховое восприятие, внимание;
  • Умения согласовывать движения с музыкой;  

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эстетических вкус через приобщение к казачьей сказке, чувство уважения к культурному наследию донских казаков;
  • Воспитывать доброжелательность.

Предварительная работа:

  • Чтение и обсуждение казачьего фольклора;
  • Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам.
  • Создание презентации к занятию;
  • Разучивание развивающей речевой игры с голосом «Пробуждение»;
  • Разучивание хоровода.

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, костюм казачки, цветок, столы- полянки, клубочек, разрезанные на шесть частей картинки.

Ход занятия: 

Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, под  казачью песню «Варенька».

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам  пришло, давайте поздороваемся с гостями. Так как мы с вами живем на донской земле, где  живут казаки, то и  поздороваемся с гостями по- нашему, по казачьи.

Дети: Здорова дневали!

Музыкальный руководитель: Ой, что за народ собрался на берегу Тихого Дона?                                                                               СЛАЙД  2                  

(На экране появляется видеозапись: казаки прохаживаются по берегу Дона -  поют казачьи песни).

Дети:                 Казаки и казачки.

Музыкальный руководитель: А что они делают?

Дети:                 Гуляют, песни поют.

Музыкальный руководитель: Может, кто знает из вас, как называются у казаков такие прогулки?

Дети: Казачьи посиделки, вечери.

Музыкальный руководитель: Такие  прогулки вдоль Дона назывались - вечери. А как же люди вечеряли?

Дети: Казаки ходили друг к другу в гости,  пели песни, водили хороводы,  дети играли в веселые игры. Казачки одевали самые лучшие и красивые одежды: яркие юбки, кофты, сарафаны.              СЛАЙД 3

Музыкальный руководитель: Действительно, такие  прогулки вдоль Дона назывались - вечери или казачьи посиделки.  В давние времена, у казаков был такой обычай, как заканчивались полевые работы - устраивали посиделки. А вот и к нам гостья кто то идет. Да это же казачка Аксинья.

Входит казачка(воспитатель).

Казачка:         Здорово  дневали, казачата!

Дети: Слава Богу!

Казачка: Я-  донская казачка Аксинья, пришла к вам в гости из станицы Вешенская, слышала вы песни и сказки казачьи любите.

Дети: Да.

Казачка:         Я очень люблю сказки. Помниться мне с детства, заберусь я на лежанку к деду, а он мне давай сказки гутарить, да такие интересные заслушаешься…

Музыкальный руководитель: Подумайте, как можно сказать о сказке, - если в ней есть чудо? Какая она? ( Чудесная).

- если есть волшебство, то…(волшебная);

-если есть добро то ….(добрая);

-если  есть радость, то….(радостная);

- если есть мудрость, то… (мудрая).

Казачка: Я предлагаю вам, отправится ко мне в гости, в станицу Вёшенскую.  Вешенская одна из старейших донских станиц. Станица прославлена великим земляком - М.А. Шолоховым.  В своих произведениях он описывал красоту родной природы, традиции и жизнь донских казаков.                                                                    СЛАЙД 4

Казачка: А поможет   нам  в станицу попасть мой цветочек степной - лазориком его в народе зовут.

Степь лазоревая наша...Нет на свете тебя краше!

Как весною зацветёшь...Так к себе нас всех зовёшь.

На красу твою взглянуть...Аромат степей дыхнуть.

Чтобы попасть в станицу,  нужно сказать заветные слова:

 « Раз, два, три, повернись, в донской станице окажись».

( Казачка, под звуки волшебной музыки, прикасается к  каждому  ребенку цветком. Дети проходят на стульчики).

Казачка:         Вот мы и попали в станицу казачью, где живут казаки вольные, да казачки – хозяюшки.                                           СЛАЙД 5

На Дону что не хутор, то своя запевка

На Дону и камень казаку подпевка

Веселы привалы, где казаки запевалы….

Какие казачьи песни вы знаете?

Дети: « Пчелочка златая», « Веники помелики», « По Дону гуляет».

Казачка: Ну тогда чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.

Поется песня 1 куплет « По Дону гуляет».

Казачка: Я очень рада, что вы пришли  ко мне в гости.      

Приглашаю к нам на станичную площадь. А кто, из вас знает, как ее называют казаки?

Дети: Майдан                                                                    СЛАЙД 6 

Казачка: Правильно. А что делали казаки на майдане?

Дети: На майдане устраивали ярмарки, игры, праздники, провожали солдат - казаков на службу.  На майдане можно все станичные новости узнать, о героических казачьих подвигах услышать,

Казачка: особенно интересны эти рассказы, когда их гутарит дед  Щукарь.  Вот мы и пришли на хутор, где живет дед Щукарь. Что-то его на майдане не  видно - заработался.                                      СЛАЙД 7

Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите, какой чистый и выбеленный дом у дедушки. А кто знает, как называют казачьи дома?

Дети: Курень.

Казачка: Ой, и забор дед новый поставил. А как называют по казачьи забор?

Дети: Плетень.

Казачка: Добрый плетень, теперь не одна курица деда на дорогу не выскочит со двора.

Казачка смотрит в сторону.                                                               

Казачка:  Ну пойдемте к хате, дедушку позовем, он очень любит всякие небылицы, да сказки сказывать.

Дети зовут деда Щукаря.

Дети: Дедушка вы дома? Выходите!

Казачка: Нет деда дома, только сундучок стоит. А хранит он в сундуке - сказки разные. Заглянем в сундучок?

Дети: Да.

 Казачка достает конверт и открывает его.

Казачка: Он для нас  приготовил вопросы по сказкам. Готовы на них ответить?

Дети: Да

Дети, воспитатель и казачка Аксинья садятся на скамейку.

Казачка:         Ребята послушайте, из какой донской сказки я вам прочту отрывок, а после попробуйте угадать, что это за сказка.      СЛАЙД 8

« Ах, ты, каналья, обманщица окаянная!- говорит казак.

А лиса казаку:

- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку.»

(Сказка называется « Казак и лиса»)                                    СЛАЙД 9

Казачка:         А вот такой вам вопрос…Как звали кота из сказки «Кот и лиса»? ( Кот Бромбеус о двенадцати ус).                          СЛАЙД 10 

- В какой сказке Царь свою дочь на козленке женил?

( «Про царскую дочь и козленочка»).                                СЛАЙД 11

- Как звали мальчонку, которого похитил хищная птица орёл? (Петрусь).  

                                                                                СЛАЙД 12

Музыкальный руководитель: Ай да,  Молодцы! С этим заданием вы справились. А  что мы  добавим деду  Щукарю в сундук на память? Я предлагаю рассказать пословицы и поговорки про казаков.  СЛАЙД 13

- Казак без коня не проживёт и дня.

-  Казак сам не поест, а коня накормит.

- На Дону и камень казакам подпевает.

- Казак пешком, что нищий с мешком.

- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

-  Казачья смелость порушит любую крепость.

- Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

- Казак без друзей, что дуб без коры.

- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Казачка: Молодцы, много знаете пословиц. Думаю, что деду Щукарю они пополнят сундук. Друзья, нам нужно продолжить свой путь и отправиться  дальше.

Музыкальный руководитель: А чтобы веселей нам было в дороге идти давайте споем казачью песню « По Дону гуляет». (Дети поют 1 куплет песни).

Казачка:         В этом дворе живут упрямцы казачата.             СЛАЙД 14

Музыкальный руководитель: И  мы немного пошалим, превратимся с вами в упрямцев, которые делают все наоборот.

Казачка        Я даю вам волшебный клубочек и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.

Враг……..друг

Плохо ….. хорошо

Тяжело….легко

Высоко….низко

Быстро….медленно

Тихо…..громко

Грустно…весело

Зло…..добро

Жара ….холод

Говорить…..молчать

Грустно……весело

 Музыкальный руководитель: Дети, вы хорошо справились с заданием.

Казачка:         Нам пора в путь…

 Поют 1 куплет песни. « По Дону гуляет».

Музыкальный руководитель: Дети куда мы с вами пришли?  СЛАЙД 15

Дети: На полянку, на лужок.

Казачка: Мы идем по цветущему лугу

Высыхает на травах роса

Ковыли кивают упруго

И нам чудятся их голоса

Они шепчут: « Не рви нас, не надо,

 Наши гибкие стебли не мни

Мы для глаз и для сердца- отрада,

Угощенье донской степи!»

 Вот мы и в степи оказались, посмотрите как здесь красиво, прислушайтесь …

Что вы слышите?                 Грам. запись

Дети: Пение птиц, стрекочут кузнечики, дует степной ветерок.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Пробуждение»

Развивающая игра с голосом «Пробуждение»                  СЛАЙД 16

Музыкальный руководитель: Разойдитесь свободно на полянке. Вдохните глубоко свежий степной воздух носом, не поднимая плеч. Глубокий вдох и сделаем  выдох, скажем: ах.

Ветер дует – задувает –ш-ш-ш- показ ладошками.

Ветер тучки угоняет –у-у-у- волнообразное звучание –громко-тихо.

Ветер в небо улетает –а-а-а-от громкого к тихому

Ветерок нагнал осеннюю тучку

Капельки  к  ним  прилетели и  звонкую  песню  запели. (кап-кап-кап—нисходящим  звуком)

Ветер громче зашумел -ш-ш-ш-

И закачались на ветру деревья.

Упражнение «Ветер и ветерок».

Казачка: И  разбудил ветер  всех  на  свете.

Кошку и с ней котенка,(мур -мур, мяу-мяу  в  разных  регистрах)

Спавшего  в  люльке  ребенка (уа-уа-уа)

Болотных  зеленых  лягушек (ква-ква-ква )

И  даже  ворчливых  старушек (бу-бу-бу)

Злую  собаку (гав-гав-гав)

Назойливых  мух (з-з-з-з)

Вскоре  проснулся  петух (ку-ка-ре-ку)

Звонко  пропел  он.

Солнышко  тоже  проснулось,

И ласково всем улыбнулось

Казачка: Отдохнули?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда в путь.

 Поют песню « По Дону гуляет.

Музыкальный руководитель: Ребята, на донской земле не только поля и степи, но есть и красивые леса. (Показ слайда 17) -какой красивый лес.         

Что вы можете сказать про осенний лес, какой он?

Дети: Чудесный, золотой, молчаливый, грибной, сосновый….

Казачка: В лесу живут разные звери, которые встречаются в донских сказках.

А как называют животных, которые обитают в степях, полях и лесах нашей Родины?

Дети: Дикие животные.

Казачка: Как называют животных, которые живут у казаков в подворье, во дворе?

Дети: Домашние животные.

Проводится игра «Путаница». Осенний лес-  с дикими и домашними животными.

Казачий двор- с дикими и домашними животными.

Воспитатель: Дети посмотрите, все ли на  картинках изображено правильно?                                                                        СЛАЙД 18

Дети: Нет. Все животные перепутались.

Музыкальный руководитель: Как же быть, ведь корова не живет  в лесу, а медведь в будке?

Дети: Нужно распределить животных  по  местам.

Казачка: Где должны обитать дикие животные?

Дети: В лесу, степи, полях.

Казачка: А домашние животные, где должны жить?

Дети: Во дворе у казака.

Казачка: Ну что приступим к выполнению задания?

Дети: Да

Дети располагают животных на свои места.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.

Игра «Назови детенышей» 

- Медведь- (медвежонок)

- Волк- (волчонок)

- Заяц- (зайчонок)

- Лиса- (лисенок)

- Мышь- (мышонок)

- Крот – (кротенок)

Воспитатель: А как называю животных, которые живут в усадьбах у казаков? Дети: домашние животные

Казачка:        

- Лошадь – жеребенок

- Овца – ягненок

- Корова – теленок

- Свинья – поросенок

Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.

Казачка: Отправляемся в путь, мои друзья, а чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.(Песня « По Дону гуляет»).                                          

Казачка: А вот и наша реченька.                                         СЛАЙД 19

Музыкальный руководитель: Дети вы знаете, как называется главная река в Ростовской области?

Дети: Река Дон

Казачка: У нас называют уважительно – Дон батюшка. А почему батюшкой, ка вы думаете?

Дети: Раньше Батюшкой называли отца - кормильца, который заботился о своей семье, о  детях, поэтому и  Дон называли точно также: река поила, кормила, радовала своей красотой.

Казачка: Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Но наша прогулка закончилась  и  вам пора возвращается в детский сад.

Ребята, часто мы живем и не догадываемся, что рядом с нами происходят удивительные события, что-то интересное, важное и очень для нас нужное. Каждый день,  мы соприкасаемся с загадочны миром родного края. Однако по- настоящему он открывается лишь тем, кто умеет его видеть душой. Глаза смотрят с любовью-  замечая все самое лучшее.

Музыкальный руководитель:

- Как  вам кажется, мы хорошо провели время?

- Чем запомнилось наша прогулка?

- У нас были разные задания, какое было самое интересное?

Казачка: А мне понравилось, что вы были добрые, дружные и веселые.

Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам на пути.

 Музыкальный руководитель: Предлагаю закончить нашу прогулку по станице - хороводом.                                                            СЛАЙД 20

Дети с воспитателем говорят слова:

Широки у нас степи,

Глубоки у нас реки,

Изобильная, родная-

Славься Родина Донская!                                                       СЛАЙД 21

Звучит фонограмма песни «Моют вербы золотые косы». Хоровод.

Казачка: А вам, ребята, я дарю мой цветочек лазорик. Он поможет вернуться обратно. До свидания, ребята-казачата. До новых встреч.

Уходит.

Музыкальный руководитель: Этот цветочек поможет вам вернуться в детский сад. Скажем вместе: «Со сказкой мы прощаемся и  в группу возвращаемся».                                                                   СЛАЙД 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»

Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»

Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по зимнему лесу"

интегрированное занятие ознакомление с природным окружением + ИЗО...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект интегрированного  НОД по развитию речи и рисованию  для старшей группы.Тема: "Прогулка в осеннем лесу"...