Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прогулка по станице»
план-конспект занятия (старшая группа)
Приобщение старших дошкольников к казачьему фольклору и казачьей сказке, как составляющей части культурного наследия донских казаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Новочеркасска
Городская тематическая неделя
«Использование современных подходов и инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях поликультурной среды Донского региона»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
« Прогулка по станице»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе оздоровительной направленности
(ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка).
Тема: «Приобщение старших дошкольников к казачьему фольклору и казачьей сказке, как составляющей части культурного наследия донских казаков»
Разработала и провела:
музыкальный руководитель Щербакова Е.В.
г. Новочеркасск 2019г
Цель: Создание условий для приобщения старших дошкольников к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с казачьим фольклором, приобщать к необыкновенному миру казачьей сказки; расширять представления детей о быте, традициях донских казаков.
- Закреплять знания о диких и домашних животных.
- Закреплять умения образовывать слова прилагательные от слов существительных; слова с противоположным значением (антонимы).
Развивающие:
- Развивать интерес детей к казачьей сказке.
- Продолжить обучать детей, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Развивать, речь, память, творческое мышление;
- Развивать слуховое восприятие, внимание;
- Умения согласовывать движения с музыкой;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эстетических вкус через приобщение к казачьей сказке, чувство уважения к культурному наследию донских казаков;
- Воспитывать доброжелательность.
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение казачьего фольклора;
- Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам.
- Создание презентации к занятию;
- Разучивание развивающей речевой игры с голосом «Пробуждение»;
- Разучивание хоровода.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, костюм казачки, цветок, столы- полянки, клубочек, разрезанные на шесть частей картинки.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, под казачью песню «Варенька».
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте поздороваемся с гостями. Так как мы с вами живем на донской земле, где живут казаки, то и поздороваемся с гостями по- нашему, по казачьи.
Дети: Здорова дневали!
Музыкальный руководитель: Ой, что за народ собрался на берегу Тихого Дона? СЛАЙД 2
(На экране появляется видеозапись: казаки прохаживаются по берегу Дона - поют казачьи песни).
Дети: Казаки и казачки.
Музыкальный руководитель: А что они делают?
Дети: Гуляют, песни поют.
Музыкальный руководитель: Может, кто знает из вас, как называются у казаков такие прогулки?
Дети: Казачьи посиделки, вечери.
Музыкальный руководитель: Такие прогулки вдоль Дона назывались - вечери. А как же люди вечеряли?
Дети: Казаки ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы, дети играли в веселые игры. Казачки одевали самые лучшие и красивые одежды: яркие юбки, кофты, сарафаны. СЛАЙД 3
Музыкальный руководитель: Действительно, такие прогулки вдоль Дона назывались - вечери или казачьи посиделки. В давние времена, у казаков был такой обычай, как заканчивались полевые работы - устраивали посиделки. А вот и к нам гостья кто то идет. Да это же казачка Аксинья.
Входит казачка(воспитатель).
Казачка: Здорово дневали, казачата!
Дети: Слава Богу!
Казачка: Я- донская казачка Аксинья, пришла к вам в гости из станицы Вешенская, слышала вы песни и сказки казачьи любите.
Дети: Да.
Казачка: Я очень люблю сказки. Помниться мне с детства, заберусь я на лежанку к деду, а он мне давай сказки гутарить, да такие интересные заслушаешься…
Музыкальный руководитель: Подумайте, как можно сказать о сказке, - если в ней есть чудо? Какая она? ( Чудесная).
- если есть волшебство, то…(волшебная);
-если есть добро то ….(добрая);
-если есть радость, то….(радостная);
- если есть мудрость, то… (мудрая).
Казачка: Я предлагаю вам, отправится ко мне в гости, в станицу Вёшенскую. Вешенская одна из старейших донских станиц. Станица прославлена великим земляком - М.А. Шолоховым. В своих произведениях он описывал красоту родной природы, традиции и жизнь донских казаков. СЛАЙД 4
Казачка: А поможет нам в станицу попасть мой цветочек степной - лазориком его в народе зовут.
Степь лазоревая наша...Нет на свете тебя краше!
Как весною зацветёшь...Так к себе нас всех зовёшь.
На красу твою взглянуть...Аромат степей дыхнуть.
Чтобы попасть в станицу, нужно сказать заветные слова:
« Раз, два, три, повернись, в донской станице окажись».
( Казачка, под звуки волшебной музыки, прикасается к каждому ребенку цветком. Дети проходят на стульчики).
Казачка: Вот мы и попали в станицу казачью, где живут казаки вольные, да казачки – хозяюшки. СЛАЙД 5
На Дону что не хутор, то своя запевка
На Дону и камень казаку подпевка
Веселы привалы, где казаки запевалы….
Какие казачьи песни вы знаете?
Дети: « Пчелочка златая», « Веники помелики», « По Дону гуляет».
Казачка: Ну тогда чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.
Поется песня 1 куплет « По Дону гуляет».
Казачка: Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
Приглашаю к нам на станичную площадь. А кто, из вас знает, как ее называют казаки?
Дети: Майдан СЛАЙД 6
Казачка: Правильно. А что делали казаки на майдане?
Дети: На майдане устраивали ярмарки, игры, праздники, провожали солдат - казаков на службу. На майдане можно все станичные новости узнать, о героических казачьих подвигах услышать,
Казачка: особенно интересны эти рассказы, когда их гутарит дед Щукарь. Вот мы и пришли на хутор, где живет дед Щукарь. Что-то его на майдане не видно - заработался. СЛАЙД 7
Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите, какой чистый и выбеленный дом у дедушки. А кто знает, как называют казачьи дома?
Дети: Курень.
Казачка: Ой, и забор дед новый поставил. А как называют по казачьи забор?
Дети: Плетень.
Казачка: Добрый плетень, теперь не одна курица деда на дорогу не выскочит со двора.
Казачка смотрит в сторону.
Казачка: Ну пойдемте к хате, дедушку позовем, он очень любит всякие небылицы, да сказки сказывать.
Дети зовут деда Щукаря.
Дети: Дедушка вы дома? Выходите!
Казачка: Нет деда дома, только сундучок стоит. А хранит он в сундуке - сказки разные. Заглянем в сундучок?
Дети: Да.
Казачка достает конверт и открывает его.
Казачка: Он для нас приготовил вопросы по сказкам. Готовы на них ответить?
Дети: Да
Дети, воспитатель и казачка Аксинья садятся на скамейку.
Казачка: Ребята послушайте, из какой донской сказки я вам прочту отрывок, а после попробуйте угадать, что это за сказка. СЛАЙД 8
« Ах, ты, каналья, обманщица окаянная!- говорит казак.
А лиса казаку:
- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку.»
(Сказка называется « Казак и лиса») СЛАЙД 9
Казачка: А вот такой вам вопрос…Как звали кота из сказки «Кот и лиса»? ( Кот Бромбеус о двенадцати ус). СЛАЙД 10
- В какой сказке Царь свою дочь на козленке женил?
( «Про царскую дочь и козленочка»). СЛАЙД 11
- Как звали мальчонку, которого похитил хищная птица орёл? (Петрусь).
СЛАЙД 12
Музыкальный руководитель: Ай да, Молодцы! С этим заданием вы справились. А что мы добавим деду Щукарю в сундук на память? Я предлагаю рассказать пословицы и поговорки про казаков. СЛАЙД 13
- Казак без коня не проживёт и дня.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- На Дону и камень казакам подпевает.
- Казак пешком, что нищий с мешком.
- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
- Казачья смелость порушит любую крепость.
- Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
- Казак без друзей, что дуб без коры.
- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
Казачка: Молодцы, много знаете пословиц. Думаю, что деду Щукарю они пополнят сундук. Друзья, нам нужно продолжить свой путь и отправиться дальше.
Музыкальный руководитель: А чтобы веселей нам было в дороге идти давайте споем казачью песню « По Дону гуляет». (Дети поют 1 куплет песни).
Казачка: В этом дворе живут упрямцы казачата. СЛАЙД 14
Музыкальный руководитель: И мы немного пошалим, превратимся с вами в упрямцев, которые делают все наоборот.
Казачка Я даю вам волшебный клубочек и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.
Враг……..друг
Плохо ….. хорошо
Тяжело….легко
Высоко….низко
Быстро….медленно
Тихо…..громко
Грустно…весело
Зло…..добро
Жара ….холод
Говорить…..молчать
Грустно……весело
Музыкальный руководитель: Дети, вы хорошо справились с заданием.
Казачка: Нам пора в путь…
Поют 1 куплет песни. « По Дону гуляет».
Музыкальный руководитель: Дети куда мы с вами пришли? СЛАЙД 15
Дети: На полянку, на лужок.
Казачка: Мы идем по цветущему лугу
Высыхает на травах роса
Ковыли кивают упруго
И нам чудятся их голоса
Они шепчут: « Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни
Мы для глаз и для сердца- отрада,
Угощенье донской степи!»
Вот мы и в степи оказались, посмотрите как здесь красиво, прислушайтесь …
Что вы слышите? Грам. запись
Дети: Пение птиц, стрекочут кузнечики, дует степной ветерок.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Пробуждение»
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» СЛАЙД 16
Музыкальный руководитель: Разойдитесь свободно на полянке. Вдохните глубоко свежий степной воздух носом, не поднимая плеч. Глубокий вдох и сделаем выдох, скажем: ах.
Ветер дует – задувает –ш-ш-ш- показ ладошками.
Ветер тучки угоняет –у-у-у- волнообразное звучание –громко-тихо.
Ветер в небо улетает –а-а-а-от громкого к тихому
Ветерок нагнал осеннюю тучку
Капельки к ним прилетели и звонкую песню запели. (кап-кап-кап—нисходящим звуком)
Ветер громче зашумел -ш-ш-ш-
И закачались на ветру деревья.
Упражнение «Ветер и ветерок».
Казачка: И разбудил ветер всех на свете.
Кошку и с ней котенка,(мур -мур, мяу-мяу в разных регистрах)
Спавшего в люльке ребенка (уа-уа-уа)
Болотных зеленых лягушек (ква-ква-ква )
И даже ворчливых старушек (бу-бу-бу)
Злую собаку (гав-гав-гав)
Назойливых мух (з-з-з-з)
Вскоре проснулся петух (ку-ка-ре-ку)
Звонко пропел он.
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось
Казачка: Отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь.
Поют песню « По Дону гуляет.
Музыкальный руководитель: Ребята, на донской земле не только поля и степи, но есть и красивые леса. (Показ слайда 17) -какой красивый лес.
Что вы можете сказать про осенний лес, какой он?
Дети: Чудесный, золотой, молчаливый, грибной, сосновый….
Казачка: В лесу живут разные звери, которые встречаются в донских сказках.
А как называют животных, которые обитают в степях, полях и лесах нашей Родины?
Дети: Дикие животные.
Казачка: Как называют животных, которые живут у казаков в подворье, во дворе?
Дети: Домашние животные.
Проводится игра «Путаница». Осенний лес- с дикими и домашними животными.
Казачий двор- с дикими и домашними животными.
Воспитатель: Дети посмотрите, все ли на картинках изображено правильно? СЛАЙД 18
Дети: Нет. Все животные перепутались.
Музыкальный руководитель: Как же быть, ведь корова не живет в лесу, а медведь в будке?
Дети: Нужно распределить животных по местам.
Казачка: Где должны обитать дикие животные?
Дети: В лесу, степи, полях.
Казачка: А домашние животные, где должны жить?
Дети: Во дворе у казака.
Казачка: Ну что приступим к выполнению задания?
Дети: Да
Дети располагают животных на свои места.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.
Игра «Назови детенышей»
- Медведь- (медвежонок)
- Волк- (волчонок)
- Заяц- (зайчонок)
- Лиса- (лисенок)
- Мышь- (мышонок)
- Крот – (кротенок)
Воспитатель: А как называю животных, которые живут в усадьбах у казаков? Дети: домашние животные
Казачка:
- Лошадь – жеребенок
- Овца – ягненок
- Корова – теленок
- Свинья – поросенок
Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.
Казачка: Отправляемся в путь, мои друзья, а чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.(Песня « По Дону гуляет»).
Казачка: А вот и наша реченька. СЛАЙД 19
Музыкальный руководитель: Дети вы знаете, как называется главная река в Ростовской области?
Дети: Река Дон
Казачка: У нас называют уважительно – Дон батюшка. А почему батюшкой, ка вы думаете?
Дети: Раньше Батюшкой называли отца - кормильца, который заботился о своей семье, о детях, поэтому и Дон называли точно также: река поила, кормила, радовала своей красотой.
Казачка: Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Но наша прогулка закончилась и вам пора возвращается в детский сад.
Ребята, часто мы живем и не догадываемся, что рядом с нами происходят удивительные события, что-то интересное, важное и очень для нас нужное. Каждый день, мы соприкасаемся с загадочны миром родного края. Однако по- настоящему он открывается лишь тем, кто умеет его видеть душой. Глаза смотрят с любовью- замечая все самое лучшее.
Музыкальный руководитель:
- Как вам кажется, мы хорошо провели время?
- Чем запомнилось наша прогулка?
- У нас были разные задания, какое было самое интересное?
Казачка: А мне понравилось, что вы были добрые, дружные и веселые.
Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам на пути.
Музыкальный руководитель: Предлагаю закончить нашу прогулку по станице - хороводом. СЛАЙД 20
Дети с воспитателем говорят слова:
Широки у нас степи,
Глубоки у нас реки,
Изобильная, родная-
Славься Родина Донская! СЛАЙД 21
Звучит фонограмма песни «Моют вербы золотые косы». Хоровод.
Казачка: А вам, ребята, я дарю мой цветочек лазорик. Он поможет вернуться обратно. До свидания, ребята-казачата. До новых встреч.
Уходит.
Музыкальный руководитель: Этот цветочек поможет вам вернуться в детский сад. Скажем вместе: «Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся». СЛАЙД 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»
Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Прогулка в весенний лес»
Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осенняя прогулка»
Познавательное занятие по развитию речи....
конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по зимнему лесу"
интегрированное занятие ознакомление с природным окружением + ИЗО...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Прогулка в осеннем лесу"
Конспект интегрированного НОД по развитию речи и рисованию для старшей группы.Тема: "Прогулка в осеннем лесу"...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прогулка в Страну здоровья»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...