Декоративно-прикладное творчество, как способ заинтересованности воспитанников к культуре и традициям малой родины.
статья

В настоящее время региональный компонент ФГОС ДО стал весомым поводом для применения интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом, гражданском воспитании детей дошкольного возраста. Реализация регионального компонента предусмотрена основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения.  В педагогике понятие «региональный компонент» рассматривается «как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса подходящего для определенного региона".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное творчество,

как способ заинтересованности воспитанников

к культуре и традициям малой родины.

воспитатель

подготовительной к школе группы

Будякова Н.Л.

Дошкольное детство – период, в котором  закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. От взрослых, окружающих ребенка: родители, педагоги, зависит многое. Всестороннее развитие дошкольника, не только физическое, но и духовное, хорошее воспитание являются определяющими моментами для будущей жизни человека и гражданина. Полноценное существование человека в обществе невозможно без знаний своих истоков, особенностей региона и народа. 

По словам главы государства В.В.Путина «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

Поэтому одной из приоритетных целей современного воспитания  дошкольников, на основе расширения знаний об окружающем - воспитание патриотических чувств, любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну.

В настоящее время региональный компонент ФГОС ДО стал весомым поводом для применения интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом, гражданском воспитании детей дошкольного возраста. Реализация регионального компонента предусмотрена основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения.  В педагогике понятие «региональный компонент» рассматривается «как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса подходящего для определенного региона".

 Уделяя внимание воспитанию любви к малой родине, ее природе и культуре,  реализуя региональный компонент, ДОО осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: изучение традиций и обычаев, приобщение к ним; получение сведений о свойственных данному региону произведениях  декоративно – прикладного искусства; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех пяти образовательных областей по ФГОС ДО: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Познавательное развитие», Физическое развитие». Взяв за основу принцип интеграции, педагог может организовать образовательную деятельность  разнообразно и интересно, так, чтобы вся изложенная информация была воспринята дошкольниками.

Используя  декоративно-прикладное творчество, как способ заинтересованности воспитанников к культуре и традициям малой родины, важно  обратить внимание на следующие моменты: самобытное народное искусство способствует становлению детского творчества; произведения народного декоративно – прикладного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творческую личность; способствуют становлению нестандартного мышления; развивают умение всматриваться и наблюдать.

Опираясь на принцип общей дидактики: связь с жизнью, систематичность и последовательность, индивидуальный подход, происходит  приобщение дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.

Знакомить дошкольников с малой Родиной, родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства можно в таких видах работы, как:

-  история появления вида декоративно-прикладного искусства;

- особенности декоративных образов;

- отличительные особенности декоративно-прикладного произведения;

- выделение выразительных средств.

При подобном ознакомлении дошкольников с произведениями народного творчества конкретно взятого региона необходимо учитывать уровень ранее усвоенного ими материала, также их технических навыков, умений и уже на этой основе строить дальнейшее обучение дошкольников.

Белгородская область славится такими народными художественными промыслами как: Борисовский гончарный промысел, Старооскольская глиняная игрушка, Борисовские иконы.  Богатый материал для приобщения к региональному компоненту  при знакомстве с традиционным женским и мужским костюмом  семнадцати районов Белгородской области.

Изучая произведения декоративно-прикладного искусства Белгородской области, дошкольники знакомятся с местностью, где впервые появился промысел, с его особенностями и историей. Педагоги совместно с детьми рисуют, лепят, составляют аппликации по мотивам декоративно-прикладного произведения, что позволяет лучше закрепить представления о нем.

Уникален каждый промысел, но в то же время имеет и отличия  друг от друга: узорное исполнение, художественная обработка материала, форма изделия. Постигают все это дети при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. В том числе знакомство происходит и во время проведения организованной образовательной деятельности, где применяются мультимедийные технологии (презентации, фильмы, игры).

 Можно во взаимодействии с родителями устроить  выставку - ярмарку с продажей готовой продукции, выполненной самими детьми и совместно с родителями. Организовать это мероприятие можно в виде театрализованного праздника. Целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста проводить тематические праздники для родителей, где дети рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края.

Важную ценность в получении знаний о родном крае  вносит музей. Не имея возможности посетить краеведческий музей или музей народного промысла, можно с успехом, при помощи родителей, организовать его в группе: мини – музей, а также  тематический музей, в рамках знакомства с определенным видом промысла.

Существуют такие формы работы с воспитанниками, родителями, педагогами как:

- практические занятия в мастер – классах;

 - организация и проведение выставок в ДОО;

- участие в конкурсах и выставках выше уровня ДОО;

- проведение мастер- классов, открытых занятий для детей и педагогов по народному декоративно - прикладному творчеству;

 - совместное посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными ценностями и историей своей малой Родины, своей страны;

-проведение совместных с родителями мероприятий.

Приобщение дошкольников к культуре родного края довольно сложный образовательный процесс, предполагающий систематичность и целенаправленность в деятельности воспитателя и детей, при котором можно использовать различные методы, приемы и средства педагогического воздействия на детей.  Народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств для ознакомления детей  дошкольного возраста с культурой родного края.

При воспитании любви к  малой Родине и Родине в целом у детей  дошкольного возраста происходит становление  их будущего морального облика, почитание своего региона и страны, а это содействует развитию таких нравственных качеств как уважение, смелость, гордость и отзывчивость.

Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что приобщая  детей к народному декоративно-прикладному искусству можно воспитать не только духовно-нравственную, но и креативно мыслящую личность.

Патриотическое воспитание посредством декоративно - прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности.

Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям  Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности....

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины

Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины...

Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ

Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре итрадициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...

Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.

    «Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре Тамбовского края

Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полнопр...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО

Аннотация: в данной статье автор повествует об ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Также акцентируется внимание на том, что в условиях реализации ФОП ДО необходимо искать ср...