Декоративно-прикладное творчество, как способ заинтересованности воспитанников к культуре и традициям малой родины.
статья
В настоящее время региональный компонент ФГОС ДО стал весомым поводом для применения интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом, гражданском воспитании детей дошкольного возраста. Реализация регионального компонента предусмотрена основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения. В педагогике понятие «региональный компонент» рассматривается «как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса подходящего для определенного региона".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно-прикладное творчество,
как способ заинтересованности воспитанников
к культуре и традициям малой родины.
воспитатель
подготовительной к школе группы
Будякова Н.Л.
Дошкольное детство – период, в котором закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. От взрослых, окружающих ребенка: родители, педагоги, зависит многое. Всестороннее развитие дошкольника, не только физическое, но и духовное, хорошее воспитание являются определяющими моментами для будущей жизни человека и гражданина. Полноценное существование человека в обществе невозможно без знаний своих истоков, особенностей региона и народа.
По словам главы государства В.В.Путина «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».
Поэтому одной из приоритетных целей современного воспитания дошкольников, на основе расширения знаний об окружающем - воспитание патриотических чувств, любви к Родине и родному краю, чувство патриотизма и гордости за Отчизну.
В настоящее время региональный компонент ФГОС ДО стал весомым поводом для применения интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом, гражданском воспитании детей дошкольного возраста. Реализация регионального компонента предусмотрена основной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения. В педагогике понятие «региональный компонент» рассматривается «как создание системы способов и форм реализации воспитательно - образовательного процесса подходящего для определенного региона".
Уделяя внимание воспитанию любви к малой родине, ее природе и культуре, реализуя региональный компонент, ДОО осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: изучение традиций и обычаев, приобщение к ним; получение сведений о свойственных данному региону произведениях декоративно – прикладного искусства; знакомство с природой региона, привитие любви и бережного отношения к ней.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех пяти образовательных областей по ФГОС ДО: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Познавательное развитие», Физическое развитие». Взяв за основу принцип интеграции, педагог может организовать образовательную деятельность разнообразно и интересно, так, чтобы вся изложенная информация была воспринята дошкольниками.
Используя декоративно-прикладное творчество, как способ заинтересованности воспитанников к культуре и традициям малой родины, важно обратить внимание на следующие моменты: самобытное народное искусство способствует становлению детского творчества; произведения народного декоративно – прикладного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творческую личность; способствуют становлению нестандартного мышления; развивают умение всматриваться и наблюдать.
Опираясь на принцип общей дидактики: связь с жизнью, систематичность и последовательность, индивидуальный подход, происходит приобщение дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.
Знакомить дошкольников с малой Родиной, родным краем посредством народного декоративно-прикладного искусства можно в таких видах работы, как:
- история появления вида декоративно-прикладного искусства;
- особенности декоративных образов;
- отличительные особенности декоративно-прикладного произведения;
- выделение выразительных средств.
При подобном ознакомлении дошкольников с произведениями народного творчества конкретно взятого региона необходимо учитывать уровень ранее усвоенного ими материала, также их технических навыков, умений и уже на этой основе строить дальнейшее обучение дошкольников.
Белгородская область славится такими народными художественными промыслами как: Борисовский гончарный промысел, Старооскольская глиняная игрушка, Борисовские иконы. Богатый материал для приобщения к региональному компоненту при знакомстве с традиционным женским и мужским костюмом семнадцати районов Белгородской области.
Изучая произведения декоративно-прикладного искусства Белгородской области, дошкольники знакомятся с местностью, где впервые появился промысел, с его особенностями и историей. Педагоги совместно с детьми рисуют, лепят, составляют аппликации по мотивам декоративно-прикладного произведения, что позволяет лучше закрепить представления о нем.
Уникален каждый промысел, но в то же время имеет и отличия друг от друга: узорное исполнение, художественная обработка материала, форма изделия. Постигают все это дети при непосредственном знакомстве и взаимодействии с произведением. В том числе знакомство происходит и во время проведения организованной образовательной деятельности, где применяются мультимедийные технологии (презентации, фильмы, игры).
Можно во взаимодействии с родителями устроить выставку - ярмарку с продажей готовой продукции, выполненной самими детьми и совместно с родителями. Организовать это мероприятие можно в виде театрализованного праздника. Целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста проводить тематические праздники для родителей, где дети рассказывают о каком-либо промысле, рисуют и даже используют фольклор родного края.
Важную ценность в получении знаний о родном крае вносит музей. Не имея возможности посетить краеведческий музей или музей народного промысла, можно с успехом, при помощи родителей, организовать его в группе: мини – музей, а также тематический музей, в рамках знакомства с определенным видом промысла.
Существуют такие формы работы с воспитанниками, родителями, педагогами как:
- практические занятия в мастер – классах;
- организация и проведение выставок в ДОО;
- участие в конкурсах и выставках выше уровня ДОО;
- проведение мастер- классов, открытых занятий для детей и педагогов по народному декоративно - прикладному творчеству;
- совместное посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными ценностями и историей своей малой Родины, своей страны;
-проведение совместных с родителями мероприятий.
Приобщение дошкольников к культуре родного края довольно сложный образовательный процесс, предполагающий систематичность и целенаправленность в деятельности воспитателя и детей, при котором можно использовать различные методы, приемы и средства педагогического воздействия на детей. Народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных и наиболее доступных средств для ознакомления детей дошкольного возраста с культурой родного края.
При воспитании любви к малой Родине и Родине в целом у детей дошкольного возраста происходит становление их будущего морального облика, почитание своего региона и страны, а это содействует развитию таких нравственных качеств как уважение, смелость, гордость и отзывчивость.
Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству можно воспитать не только духовно-нравственную, но и креативно мыслящую личность.
Патриотическое воспитание посредством декоративно - прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности.
Формирование у воспитанников эмоционально – ценностного отношения к истории, культуре и традициям Малой Родины, через активизацию познавательного интереса в рамках проектной деятельности....
Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины
Знакомство дошкольников с историей, культурой и традициями малой Родины...
Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ
Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре итрадициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ...
Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»
формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...
Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...
Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре Тамбовского края
Народная культура является неотъемлемой частью жизни любого человека.Только тот, кто знает свою историю, традиции и особенности может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полнопр...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО
Аннотация: в данной статье автор повествует об ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Также акцентируется внимание на том, что в условиях реализации ФОП ДО необходимо искать ср...