Программа "Становление молодого педагога"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- развивать профессиональные навыки молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения с детьми и их родителями;
- формировать у начинающих педагогов потребность в непрерывном самообразованию;
- добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
- воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины.
- формировать способность к овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания воспитаннико
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stanovlenie_molodogo_pedagoga.doc | 982.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа молодого педагога» – эффективная форма методической помощи начинающим педагогам
«Повысить квалификацию – это,
значит, приобрести новое состояние,
степень годности к какому-либо виду труда,
стать достойным, деятельным, молодым, успешным».
В.И. Даль, С.И. Ожегов.
Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию.
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны, которые заключаются затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. В результате она распадается для них на ряд слабосвязанных друг с другом функций. Все это мешает профессиональной адаптации молодого воспитателя.
Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности.
Организация работы с молодыми специалистами предполагает следующие этапы:
- диагностика, выявление состояния проблемы;
- анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы;
- формирование плана действий по реализации стратегии;
- апробация комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым педагогом навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности воспитателя.
Овладение навыком самодиагностики позволяет воспитателю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом педагог выходит на новый уровень самоорганизации - в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Как показывает анализ дошкольной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно.
Для планирования деятельности по программе “Становление молодого воспитателя” были выявлены доминирующие затруднения: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемому предмету; отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к детям; воспитательная работа.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества; выявляются противоречия между профессиональной направленностью и выбранной специальностью, происходит переоценка собственных сил и идеализация выбранной профессии. Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых педагогов, не нашедших себя в выбранной специальности.
Реализация программы работы с молодыми педагогами «Становление молодого воспитателя» строится с учетом трех аспектов деятельности педагога:
«Молодой специалист – коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.
«Молодой специалист – ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.
«Молодой специалист – родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного бесконфликтного взаимодействия с родителями;
Главная цель комплексно-целевой программы – оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной адаптации.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- развивать профессиональные навыки молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств обучения и воспитания, общения с детьми и их родителями;
- формировать у начинающих педагогов потребность в непрерывном самообразованию;
- добиваться повышения качества знаний по психологии дошкольника, умения их использовать в работе;
- воспитывать у начинающих педагогов чувства сопереживания, коллективизма, внимательного отношения к коллегам, обучать навыкам воспитания сознательной дисциплины.
- формировать способность к овладению новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания воспитанников;
Формы работы:
- теоретические выступления;
- встречи с опытными педагогами;
- открытые уроки;
- деловые игры;
- тренинги и семинары;
- анкетирования
- защита проектов.
Реализация Программы работы с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов деятельности педагога:
«Молодой специалист – коллега» – обеспечение молодого специалиста необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые обеспечат прохождение адаптации молодого специалиста в профессии в лёгкой степени; обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками успешного взаимодействия в коллективе.
«Молодой специалист – ребенок» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.
«Молодой специалист – родители» – обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного бесконфликтного взаимодействия с родителями;
Учебно-тематический план
(1-й учебный год)
№ п/п | Темы | Количество занятий | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 |
3. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | 1 | 2 | 2 |
4. | Возрастные особенности детей дошкольного возраста | 3 | 2 | 5 |
5. | Предметно-развивающая среда в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
6. | Педагогическая диагностика в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
7. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
8. | Инновационная деятельность в ДОУ | 5 | 5 | 10 |
9. | Итоговое обследование педагогов | - | 1 | 1 |
Учебно-тематический план
(2-й учебный год)
№ п/п | Темы | Количество занятий | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 |
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 |
3. | Психологическое здоровье детей | 2 | 1 | 3 |
4. | Взаимодействие с семьей | 3 | 1 | 4 |
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
7. | Психическое развитие детей дошкольного возраста | 6 | 2 | 8 |
8. | Проектная деятельность в детском саду | 5 | 5 | 10 |
9. | Подведение итогов работы, анкетирование | 1 | 1 |
Содержание
(1-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Сроки проведения |
1. | Диагностика молодых педагогов | -------- | Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова; | Октябрь |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка; | Задание 1: найти основные определения из “Закона об образовании РФ”, приемлемые дошкольному образованию Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста | Октябрь |
3. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ | Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы Задание 2: Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё» | Ноябрь |
4. | Возрастные особенности детей дошкольного возраста | Особенности психического развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. | Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы | Ноябрь |
5. | Предметно-развивающая среда в ДОУ | Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы | Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований | Декабрь |
6. | Педагогическая диагностика в ДОУ | Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики | Задание 1: разработать таблицу для занесения результатов диагностики детей на начало и конец учебного года Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике | Январь |
7. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ | Творческое задание: написание плана работы по теме самообразования на месяц Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ; | Февраль |
8. | Инновационная деятельность в ДОУ | Понятие инновации. Этапы инновационной деятельности. Создание условий для внедрения инноваций. | Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. | Март |
9. | Итоговое обследование педагогов | -------- | Подведение итогов работы, анкетирование | Апрель |
Учебно-тематический план
(2-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Сроки проведения |
1. | Диагностика молодых педагогов | -------- | Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии» | Сентябрь |
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ; | Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода | Сентябрь |
3. | Психологическое здоровье детей | Понятие психологическое здоровье детей. | Рассмотрение ситуаций влияющих на психологическое здоровье детей. Игры и упражнения в работе педагога | Ноябрь |
4. | Взаимодействие с семьей | Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультация); Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями); Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение); | Задание 1: Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования и тестирования; Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей;
| Декабрь |
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний | Задание 1: презентация новых форм работы с родителями. | Январь |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками | Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры | Февраль |
7. | Психическое развитие детей дошкольного возраста | Особенности психического развития детей второго, третьего, четвертого, пятого, шестого года жизни; Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада (обмен мнениями). | Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы | Март |
8. | Проектная деятельность в детском саду | Проектная деятельность в детском саду. Типология проектов. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ. | Задание 1: Составление примерного плана работы воспитателя по подготовке проекта Задание 2: Составить проект - рассказ | Апрель |
9. | Подведение итогов работы, анкетирование
| - | Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Проект "Молодой педагог" с молодыми педагогами.
Проект направлен на вхождение начинающего педагога в профессию, позволяет в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Наставничество заслужив...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....