Проект в старшей группе на тему: «Кузьминки - по осени поминки»
материал (старшая группа)
Цель проекта: Приобщение детей к истории и традициям русской культуры через знакомство с русскими народными праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzminki_proekt.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Звездочка»
г.Аркадак
Проект
в старшей группе на тему:
«Кузьминки - по осени поминки»
Выполнила воспитатель Ионцева Н.В.
Содержание
1.Паспорт проекта
2.Программа проекта
2.1. Цель
- .Задачи
3. Предполагаемый результат
4.Этапы реализации проекта
5.Планирование проекта
6.Результат проекта
7.Список используемой литературы.
Паспорт проекта
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители
Тип проекта: познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2018
Цель проекта: Приобщение детей к истории и традициям русской культуры через знакомство с русскими народными праздниками.
Интеграция ОО: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно - эстетическое развитие».
Актуальность: Данное мероприятие является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, дети убеждаются, что в народе ценилась честность, мастеровитость. С интересом узнают о забытых обрядах и традициях и с удовольствием участвуют в них.
Для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей со старинным народным праздником «Кузьминки», с традициями, связанными с ним.
- Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными жанрами. В ходе проектной деятельности дети познакомились с пословицами, народными приметами, с хороводными играми.
-Сформировать знания детей о ремеслах на Руси их значении в жизни человека, знакомство с предметами традиционного женского рукоделия и мужского ремесла.
Развивающие:
- Развивать интерес детей к истории и культуре России, к устному народному творчеству, к изучению произведений русского фольклора.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
- Обогащение словарного запаса.
На протяжении всего проекта я старалась обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к истории и традициям русской культуры.
- Воспитывать стремление помогать своим товарищам.
Для родителей:
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
- Способствовать установлению партнерских отношений и дружеских связей родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач.
- Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
- Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме.
Предполагаемые результаты для детей:
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- дети получат знания об истории возникновения народного праздника «Кузьминки»;
- познакомятся с ремеслами на Руси;
-развитие творческой и познавательной способности детей;
- использование детьми в активной речи: потешек, загадок;
- умеют играть в русские народные игры.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- появится тесный контакт с родителями воспитанников;
- повысится статус группы;
- пополнится предметно - развивающая среда;
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы;
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный:
1.Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
2. Подбор музыкальных произведений, пословиц, разработка презентаций.
3.Привлечение родителей к сбору информации о народном празднике.
4.Разработка плана по реализации проекта.
5.Обогащение развивающей среды.
6.Диагностика знаний детей
7. Подготовка консультаций и рекомендаций для родителей
2. этап. Реализация проекта:
- Беседа на тему «Осенние изменения в природе».
-Презентации на тему «Осень в картинах русских художников», «Кузьминки».
- Разучивание поговорок о ноябре, Кузьме и Демьяне.
- ООД «Кузьма и Демьян», «Народный праздник «Кузьминки»»
- Прослушивание песен: «Во кузнице», «Прялица», «Дуня- тонкопряха».
-Разучивание танца «Прялица».
-Разучивание частушек, песни «Курочка- рябушечка».
-Знакомство с женскоим рукоделием и мужским ремеслом на Руси.
-Беседа о семейных праздниках и традициях.
- Раскрашивание подков.
- Проведение консультаций для родителей
- Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время года.
- Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Куй железо пока горячо».
Знакомство с русскими народными играми «Кузнец- молодец», «Дударь», «Сидит Дрёма», «Прялица», «Подушечка».
Дидактическая игра «Ремесла и орудия труда»
3 этап. Заключительный.
- Диагностика полученных знаний
- Анализ полученных данных;
- Итоговое мероприятие: ООД «Народный праздник «Кузьминки»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
неделя | мероприятие | цель |
1 | ООД «Кузьма и Демьян» | Познакомить с легендой о братьях кузнецах |
Презентация «Кузьма и Демьян» | Продолжать знакомить детей со святыми братьями | |
2 | Рассказ «Ремесла на Руси». Просмотр презентации «Ремесла на Руси» | Познакомить детей с ремеслами на Руси |
ООД. Речевое развитие. Знакомство с трудом взрослых на Руси | Продолжать знакомить детей с ремеслами на Руси, пополнить словарный запас новыми словами | |
Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Куй железо пока горячо» | Закрепить знания о ремесле кузнеца | |
Загадки о ремеслах на Руси | Учить отгадывать загадки, закрепить знания о ремеслах | |
Дидактическая игра «Ремесла и орудия труда» | Учить соотносить ремесло и орудие труда | |
3 | Прослушивание и разучивание русской народной песни «Во кузнице». | Прививать любовь к народному фольклору |
Разучивание игры «Кузнец - молодец» | Продолжать знакомить с ремеслом кузнеца, развитие речи | |
ООД художественно-эстетическое развитие. Лепка игрушки « Петушок» | Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Закрепить понятие о курином празднике. | |
Народная игра «Дударь» | Продолжать знакомить с русскими народными играми | |
Рассказ о женском ремесле на Руси | Познакомить с видами женского рукоделия | |
4 | Прослушивание шуточной народной песни «Дуня – тонкопряха» | Прививать интерес и любовь к русскому фольклору, закрепление понятий о женском рукоделии |
Разучивание танца «Прялица» | Продолжать знакомить детей с народным фольклором | |
Беседа «Осень на Руси» | Дать понятие о том чем занимался осенью народ на Руси | |
Рассказ «Кузьминки» | Цель: Познакомить с обычаями и традициями русского народа. | |
Наблюдение за изменениями в природе в осеннее время года. Разучивание пословиц, народных примет про ноябрь и Кузьминки. | Дать понятие о том, с какими осенними изменениями в природе связан праздник | |
Разучивание частушек | Продолжать прививать любовь и интерес к русскому народному фольклору | |
Беседа «Посиделки на Кузьминки» | Рассказать о посиделках на Кузьмин день | |
Разучивание песни «Курочка- рябушечка» | Закрепить знания детей о курином празднике | |
Подвижные игры: «Петушиный бой» | Рассказать детям в какие игры играли на Руси | |
Хороводная игра « Бояре, а мы к вам пришли» | Закрепить знания детей о Кузьме и Демьяне, как о покровителях свадеб на Руси | |
Раскрашивание подков | Развивать творческие способности, фантазию | |
Знакомство с русскими народными играми «Сидит Дрёма» | Познакомить с игрой, в которую играли на посиделках | |
ООД «Народный праздник Кузьминки» | Закрепить знания о народном празднике |
Результат проекта:
ООД «Народный праздник Кузьминки».
Обсуждение проведенного мероприятия.
У детей появился интерес к традиционным и обрядам русского народа,
расширились представления о русских, праздниках и традициях
Анализ достижения целей и полученных результатов.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:
- У детей сформирован образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
- Расширены представления о русском фольклоре.
- Создана развивающая среда: подобранны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр. Подобранна информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
- Музыкальное сопровождение на тему «Кузьминки».
- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Список литературы:
1.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.
2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
3. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972.
4.Интернет- ресурсы.
5.«Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценариев календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт.- сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова, и др. – 3-е изд, перераб.и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 400 с.
6. «Народная обряды и обрядовая поэзия» /Хрестоматия/
г. Екатеринбург 1994 г
7.. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2006. – 320с. – (Вместе с детьми)
8. Т 35 История культуры русского народа / А. В. Терещенко – М: Эксмо, 2007 – 736 9. Народная Русь. – М.: Белый город. 2007. – 592с.
Приложения.
ООД. Речевое развитие. Знакомство с трудом взрослых.
Звучит народная песня « Во кузнице».
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями предметов, относящимся к разным ремеслам. Предлагает отгадать, каким ремесленникам они могут принадлежать.
Картинки: удочка, топор, клещи, наковальня, молот, прялка, гончарный круг с горшком, лопата, пила, веретено, ножницы, игла с ниткой. Дети дают ответы, строят свои догадки, объясняют свой выбор.
( удочка-рыбаку, топор и пила-плотнику, молот, клещи и наковальня-кузнецу,прялка, веретено-пряхе, гончарный круг с горшком-гончару, лопата-садовнику или землекопу, ножницы и иголка-портному).
Воспитатель оставляет только картинки с изображением кузнечных инструментов и предлагает послушать стихотворение и ответить, о ком пойдет речь.
М.Люфти "Кузнец"
Чтобы железо в огне накалилось,
Горн раздувает он.
Чтобы железо в огне размягчилось
Сразу со всех сторон,
Он на огне его держит и вертит,
Знает, когда достать…
А как достанет, может, поверьте,
Все, что хочешь, сковать:
Плуг и мотыгу, клинок и лопату,
Цепи, подкову, струну…
Может любую игрушку ребятам
Сделать в минуту одну.
Может отлить вам ворота литые,
Ну и засов заодно...
Иль откует вам решетки резные, Чтобы украсить окно.
- О человеке какой профессии шла речь в стихотворении? Какие вещи может сделать кузнец? Как вам кажется, легко ли было работать кузнецом?( Стоял сильный звон. От жары было трудно дышать. Кувалда и молот очень тяжелые, их трудно поднимать). Какие опасности во время работы могли подстерегать кузнеца?( можно обжечься расплавленным металлом, от звона ударов молотом по металлу можно оглохнуть). Для какого ремесленника кузнец ковал лопату? Для кого изготавливал струну? Подумайте, кто и для чего мог заказать кузнецу выковать цепь?( хозяин для дворовой собаки, чтобы опускать на цепи ведро в колодец, моряки на цепи поднимают и опускают якорь).
Далее дети вместе с воспитателем рассматривают кузнечные инструменты и рассуждают как и каким способом их применяли на деле. Наковальня – железная подставка, опора для ковки металла, тяжелый молот-кувалда для расплющивания металлических заготовок, разных размеров клещи с длинными ручками для удерживания горячего куска железа.
(Клещами кузнец брал из горна раскаленный кусок железа, клал его на наковальню и бил по нему кувалдой. Для отделки использовались более тонкие инструменты – зубила, щипцы, щипчики, кусачки, сверла, паяльники. Скажите, почему так говорят: «Без клещей кузнец что без рук»? «Кому до чего, а кузнецу до наковальни»? Мы с вами сегодня говорим о ремеслах. Когда на Руси давали людям фамилии, часто присваивали ее по профессии, по ремеслу, которым человек занимался. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецов – одна из самых частых в России. Можете ли вы вспомнить фамилии, в которых слышится название ремесла? После ответов детей воспитатель предлагает поиграть в словесную игру. Воспитатель называет фамилию, а дети называют ремесленника. Садовников, Мельников, Поваров, Рыбаков, Огородников, Плотников, Столяров, Молочников, Токарев, Охотников.
- А теперь поступим наоборот, я буду называть профессию человека, а вы от неё образовывать его фамилию: портной, конюх, пастух, сапожник, дворник, скотник, лодочник, печник, певец.
- А сейчас усложним задание и снова попробуем отгадать какими ремесленниками были, получившие такие фамилии : Гончаров, Кашеваров, Красильников, Ямщиков, Решетников, Лекарев. ( Для того, чтобы игра была более интересна и понятна детям, воспитатель может проводить ее иллюстрируя соответствующими слайдами или картинками).
- Как объяснить пословицу: Кто что знает, тем и хлеб добывает ; Не просит ремесло хлеба, само кормит. (Дети анализируют пословицы. Делают самостоятельные выводы)
Во время активной паузы детям предлагается хороводная игра « Бояре, а мы к вам пришли»
- Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли,
-Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?
- Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила.
-Бояре, она глупая у нас, молодые , она глупая у нас.
- Бояре, а мы плёточкой ее, молодые, а мы плёточкой ее.
- Бояре, она плёточки страшится, молодые, она плёточки страшится.
- Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят, молодые, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к знахарю сведем, молодые, а мы к знахарю сведем.
- Бояре, она знахаря страшится, молодые, она знахаря страшится.
- Бояре отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда.
НОД художественно-эстетическое развитие. Лепка игрушки « Петушок».
- Праздник Кузьмы и Демьяна назывался еще и « Курьими именинами». Кузьма и Демьян слыли в народе покровителями домашней птицы-кур. В этот день иногда даже в гости ходили, захватив в подарок живую курицу. Кур в этот день кормили разными крупами досыта- справляли Курьи именины. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (или слайды) с изображением петуха и курицы. Далее дети вместе с воспитателем рассматривают петуха. Воспитатель обращает их внимание на отдельные части строения птицы, задает вопросы : -Зачем петуху гребень? Есть ли у петуха ноздри? Зачем петуху нужен острый загнутый клюв? (Через клюв пьет воду, им зацепляет зернышки, но и клюется им, защищая от чужаков своих куриц). Зачем петуху нужны сережки? ( Для красоты, хочет понравиться курицам). Перья на теле петуха разные по длине и окраске. Почему на голени перья у петуха короткие но пушистые? ( короткие не дают запутаться в траве, а пух согревает в холода). На хвосте перья длинные и гибкие - их называют косицами. Какая часть тела петуха на ваш взгляд самая красивая? На пальцах у петуха ногти. Такими ногтями удобно разгребать землю, листья. Зачем петуху шпоры? ( Шпорами петух колет и царапает противников в драке);
Мы с вами уже говорили сегодня о ремеслах. Как называется ремесленник, который работает с глиной? (Гончар).Что изготавливают гончары? ( глиняную посуду). А еще гончары изготавливают глиняные игрушки. Вот и недалеко от старинного города Вятка в слободе Дымка жили ремесленники, которые занимались промыслом изготовления глиняных игрушек ( показываем слайды с изображением дымковских баранов с золотыми рогами, индюшек, петухов, оленей и барыни). Каждую игрушку в ручную лепит, а потом расписывает мастер. Нет абсолютно одинаковых фигурок. (Далее рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией слайдов).Для лепки дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Потом изделия сушат. Иногда три дня, а иногда нужно и пятьдесят дней сушить. Затем обжигают в специальной печи. После остывания игрушки покрывают белой краской-белилами, а уж потом раскрашивают.
Раз уж сегодня Курьи именины, и день, Кузьмы и Демьяна- покровителей ремесел, то и мы с вами представим, что мы Вятские ремесленники из Дымковской слободы и будем лепить дымковского петушка. А через несколько дней, когда фигурки высохнут, мы их будем расписывать и вспоминать про Курьи именины. Далее идет занятие лепкой дымковского петушка из глины. По окончании занятия, рассматривая работы детей, воспитатель просит объяснить пословицу « Драчливый петух толстым не бывает».
Подвижная игра « Сапожник». В виде улитки мелом на асфальте начертить «домик сапожника». Водящий-сапожник встает в центре улитки-домика. Один из играющих по очереди звонит в дом к сапожнику. Когда сапожник разрешает к нему войти, игрок на одной ножке допрыгивает до сапожника по спиральной дорожке и обращается к нему : Сапожник, сапожник почини мне сапожки- болят мои ножки.
Сапожник имитирует ремонт обуви ( обводит ступню палочкой, снимает мерку, прибивает гвоздики).
Гость: Сапожник, сколько с меня?
Сапожник называет цену. Гость должен отвлечь сапожника: у вас сзади кошка. Осторожнее. Или : Ой, птичка полетела. Гость убегает, а сапожник догоняет гостя. Если гость не успел убежать-он становится сапожником.
викторина « Ремесла и орудия труда».
1. К какому ремеслу относится это орудие труда?
На ямке, ямке сто ямок со приямком (наперсток)
Сам железный, а хвост льняной ( иголка с ниткой)
Два конца. Два кольца, посредине гвоздик (ножницы)
Сам худ - голова с пуд. На работу вышел - каждый услышал. (Молоток)
Огородник Федот с длинным носом живет. Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
Зубы имеют, а зубной боли не знают (Грабли)
У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. (Наперсток)
Нагнут меня ребятки, И дождь пойдет на грядки.
Принялась она за дело, Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
После подведения итогов викторины. Вспоминаем с детьми, что у сегодняшнего дня есть еще одно название «Курьи именины». Беседуем о домашних птицах. Вспоминаем какую пользу людям они приносят. Читаем русскую народную сказку « Петушок-золотой гребешок и меленка» в обработке А. Афанасьева.
Народные игры
Игра «Петушиный бой».
Цель: развивать ловкость
Описание игры:
В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.
Дети:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Бояре»
Описание игры: (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)
Бояре, а мы к вам пришли
Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре нам невеста нужна,
Молодые нам невеста нужна!
Бояре, а какая нужна?
Молодые, она глупая у нас!
Бояре не валяйте дурака,
Отдавайте нам невесту навсегда!
Русская народная игра «Кузнецы».
По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к кузнецу и говорят:
Эй, кузнец-молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять.
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова!
Раз, два – и готово!
«Жеребцы» на слове «готово» убегают, кузнец их ловит.
Русская народная игра «Прялица».
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.
Прялица, кокорица моя!
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть, попрядывать,
На беседушку поглядывать.
После слов жених выбирает невесту, целует в щёчку. Игра продолжается снова.
Русская народная игра «Подушечка».
Выбирается водящий, он стоит вместе с остальными детьми в кругу, водят хоровод и поют:
Подушечка, подушечка,
Молодушечка, молодушечка,
Кого я люблю, кого я люблю,
Того я и поцелую, тому подарую.
Водящий выходит в середину круга и выбирает к, пляшет с ней и оставляет в середине круга, а сам уходит в хоровод. Потом девушка выбирает парня и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка проекта в старшей группе по теме "Мир осени"
Цель проекта: Ускорение развития речи и интеллекта, направленные на формирование речевой сферы, познавательных процессов, эмоционально-волевой и нравственной сферы....
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :«ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»
Паспорт проекта НаправлениеИнтеграция образовательных областейПознавательно – речевое развитиеПознаниеКоммуникацияЧтение художественной литературыМузыкаХудожественно – эстетическое развитие...
Экологический проект в старшей группе на тему "Золотая осень"
Экологический проект в старшей группе на тему «Золотая осень»Экологический проект в старшей группе на тему «Золотая осень»Продолжительность проекта - 4 недели.Участники пр...
Познавательный проект в старшей группе на тему: «Дары осени».
Участвуя в проекте "Дары осени", дети получают знания и представление об овощах, их свойствах. А так же это проект направлен на развитие связной речи и творческих способностей....
Дистанционный проект в старшей группе «Пчелки». Тема : Золотая осень.
Тип проекта: познавательно-творческий.Длительность:1-2 недели.Участники проекта: дети старшей группы ,воспитатели, родители.Актуальность: Детский сад был закрыт на ремонт ...
Дистанционный проект в старшей группе «Пчелки». Тема : Золотая осень.
Тип проекта: познавательно-творческий.Длительность:1-2 недели.Участники проекта: дети старшей группы ,воспитатели, родители.Актуальность: Детский сад был закрыт на ремонт ...
Проект в старшей группе на тему « Осень»
Проект в старшей группе на тему« Осень»...