Вороний День
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бородина Эльвира Альбертовна

НОД направлена на формирование музыкально творческих способностей у воспитанников, через ознакомление с традициями и обычаями народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voroniy_den.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вороний День»

для воспитанников 7 года жизни (область «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: формировать музыкально творческие способности у воспитанников, через ознакомление с традициями и обычаями народов Севера.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • учить особенностям музыкальной речи (фразировка), ритмическому построению фраз, формировать чувство музыкальной формы;
  • знакомить воспитанников с обычаями и традициями коренных народов Севера; Развивающие задачи:
  • воздействовать на эмоции и чувства дошкольников, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов;
  • развивать слуховое внимание, чувство ритма, логическое мышление, творческие способности воспитанников;

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг другу;
  • воспитывать уважение к культуре других народов, традиционным национальным праздникам.

Активизация словаря: «вурнахатл» - вороны день, «вуша-удант» - здравствуйте, «йэм улем» - до свидания, «хейро» - солнце.

Оборудование для музыкального руководителя: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, фрагмент из мультфильма «Сова и ворон», диск «День Интернета», костюм «Танья – богатырь», дерево - береза.

Оборудование для воспитанников: макеты бубнов для мальчиков, налобные повязки для девочек, разноцветные ленточки, набор аппликаций с силуэтами птицы (вороны).

Музыкальный ряд: альбом народных песен «Песни народов Севера», песня И. Понамаревой «Капель».

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята! (I – II – III - IV - V - V ступени по системе относительной сольмизации методики Г.Струве)

- Здравствуйте! (V – III – I)

Педагог: Ребята, скажите мне, в каком городе Вы живете? (Нижневартовск). Как называется край, где мы живем? (Край, в котором мы живем, называется Югpа). Чем богат наш край? (животными, птицами, …) Знаете ли вы, как называют коренных народов нашего края? (ханты и манси).

У народов Югры, есть такая примета, если прилетела ворона, значит, пришла весна. Ворона всегда была священной птицей. Даже праздник такой есть, который называется по хантыйски – Вурнахатл (Вороны День). Давайте повторим – Вурнахатл.

Педагог: Ребята, слышите крики, кто-то зовет на помощь.

(звукозапись) «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ребята, злой северный шаман заколдовал меня, и я не смогу прилететь на праздник! Помогите мне! Ка-а-ар! Ка-а-ар! Расколдовать меня можно, если узнать обряды и обычаи коренныx народов Севера! Помочь может избавиться от злых чар только Танья богатырь, хранитель легенд (звуки отдаляются) ка-а-ар! ка-а-ар ...»

Педагог: Вы готовы помочь вороне? Нам нужно отправиться на стойбище к Танье - богатырю. На чем мы можем добраться? (Ответы детей). По нашей тайге поезд не пройдет, машины не смогут проехать, для вертолёта нужна специальная площадка. Поэтому я предлагаю поехать на оленях. Присаживайтесь удобнее и поедем.

Танья - богатырь: Вуша - удант! (Здравствуйте, мои дорогие друзья). Я Танья - богатырь. Что вас привело на стойбище? (Ответы детей.)

Танья - богатырь: Я попробую вам помочь. Есть у нас традиция на праздниках исполнять танец. Я вас научу элементам хантыйского народного танца, может, когда вы его станцуете, прилетит ворона.

Танец

Танья - богатырь: Теперь, вы сами попробуйте придумать движения птиц.

Детская танцевальная импровизация

Педагог: Мы познакомились с элементами танца, у вас получились чудесные движения. Мальчики кладите бубны.

Танья - богатырь: Ребята, танец не помог расколдовать ворону. Значит, будем дальше знакомиться с обычаями. Я предлагаю поиграть в народную игру «Солнце», на хантыйском языке «хейро».

Игра «Хейро»

Танья - богатырь: Молодцы, ребята. Вы узнали, что народы крайнего Севера играют на музыкальных инструментах, играют и поют, но вороны все еще нет. Тогда я расскажу вам легенду.

Когда-то давным-давно, ворона была белой и жила в чуме вместе с людьми. Что произошло с вороной, мы узнаем, посмотрев мультфильм.

Просмотр мультфильма

Танья - богатырь: Хоть и стала ворона черной, но люди все равно рады ей. И ждут ее прилета.

Прилет вороны (слайд с вороной).

Танья - богатырь: Подойдите ко мне. В память о нашем национальном празднике «Вороний день», я хочу подарить вам силуэты ворон и набор аппликаций, чтобы вы смогли украсить ее. Посмотрите, как я украсил ворону.

Вручает воспитанникам сувениры.

Музыкальный руководитель: (поет) До свиданья, дети! (I – II – III - IV - V - V ступени по системе относительной сольмизации методики Г.Струве)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вороний день - праздник весны, любви и встреч!"

Непосредственно образовательная деятельность познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной к школе группы направленная на развитие кругозора и расширение знаний о народных...

Праздник народов севера «Вороний день»

Приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси...

Презентация к празднику весны и веселья коренных народов севера ханты и манси "Вороний день"

7 апреля  народы ханты и манси отмечает праздник «Вороний день» - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ...

Статья Вороний день для ФИРО

Статья Вороний день для ФИРО ...

Праздник «Вурна хатл, или Вороны день».

Для детей старшего возраста....

Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...