Праздник «Вурна хатл, или Вороны день».
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Праздник «Вурна хатл, или Вороны день».
(для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет)
Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие художественно-творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;
- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.
Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев ( береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.
Оборудование:
- запись ханты-мансийских мелодий;
- волшебный мешок (см. по тексту);
- тонкие веточки, полоски бумаги, разноцветные ленты, кедровые орехи;
- костюмы Вороны и хантыйской девочки;
- жетоны.
ХОД ПРАЗДНИКА
Воспитатель: Вуща! Вуща! Ешик йох! Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам немного об истории праздника, на который мы сегодня собрались.
Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что как бы ты ни бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей, ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей. И вот 7 апреля, в день прилета ворон, ханты и манси устраивали Праздник вороны, как бы задабривая ее.
(Звучит ханты-мансийская мелодия, входит Акань, девочка одетая в национальный наряд).
Акань: Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Люблю здесь на пенечке посидеть, послушать щебет птиц. Но что это с поляной? Совсем изменилась! Снег стал темнее, возле деревьев проталины. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (Ответы детей.) А раз друзья - милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. Мы гостям завсегда рады! У меня есть волшебный мешок, а в нем... Ой, где же мешок? Ну вот... Опять Ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его сюда, и все нет ее и нет. Где же Ворона?..
Воспитатель: Она, наверное, не хочет лететь из-за того, что весны еще нет.
Акань: Так мы весну сейчас все хором и позовем. Позовем, ребята? Тогда все вместе: «Весна, весна!»
(Дети зовут весну).
Акань: Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит. Только пение птиц может разбудить ее.
(Вбегает Ворона).
Ворона: Карр-карр! Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой мешок, да поблагодарить не забудь.
Воспитатель: Здравствуй. Ворона! Так это ты весну можешь позвать?
Ворона: Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.
Воспитатель: Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?
Ворона: Из детских колыбелек перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки погрею, а то еще холодно. Я птица бездомная, везде летаю, мне тоже хочется воронят-детушек, но я замерзла. Может, мне поможете?
Воспитатель: Конечно, поможем. Ты только скажи, что нужно сделать?
Ворона: Помогите сделать гнездо. А я посмотрю, да в самом уютном и поселюсь.
(Конкурс. Детям предлагаются подручные материалы: тонкие веточки, бумага. Пока звучит хантыйская мелодия, дети выполняют задание - строят гнездо).
Ворона: Акань, помоги мне определить, какое гнездышко самое красивое да уютное.
(Ворона и Акань оценивают гнезда).
Ворона: Порадовали! Спасибо вам, люди добрые. А для победителя есть у меня гостинец из старых запасов - кедровые орешки.
(Ворона награждает победителя конкурса, вручает ему жетон).
Акань: Загляну-ка я в волшебный мешок и узнаю, какую игру он нам предложит.
(Заглядывает в мешок.)
А в мешочке... Итак, задание будет такое: я начну пословицу, а вы должны ее закончить.
Конкурс пословиц и поговорок о птицах. Задание - закончить фразы:
1. Плоха та птица, которая... (свое гнездо марает).
2. Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).
4. Гусь свинье... (не товарищ).
5. Всякая птица свое... (гнездо любит).
6. Старого воробья на мякине... (не проведешь).
Воспитатель: А теперь небольшая викторина.
Вопросы викторины:
1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)
2. Какая птица выше всех летает? (Орел.)
3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
4. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
5. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри.)
6. Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (Королек.)
7. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клест.)
8. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка.)
9. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)
Воспитатель: Вот теперь, наверное, точно весна придет. Правда, Ворона?
Ворона: Нет, не спешите. Я хоть и добрая птица, но ехидная. Пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений о весне.
(Дети читают стихотворения и получают жетоны).
Акань: Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Обязательно делали стол с угощением возле березы, приносили в дар духам ленточки, платки с завязанными в них белыми монетками. Кланялись, обращались к светлым духам и молились о благополучии, здоровье детей и взрослых.
Воспитатель: А ребята еще могут порадовать тебя, Ворона, и нарисовать твой портрет.
(Художественный конкурс. После завершения работы Ворона отбирает несколько лучших рисунков, награждает их авторов.
Ворона: Мне кажется, что ребята заскучали.
Воспитатель: Не волнуйся, Ворона. Мы сейчас поиграем в игру «Земля-вода-небо». Я буду говорить слова: «земля», «вода» или «небо» - и указывать на любого из вас. Если я скажу «земля», то игрок должен назвать животное, обитающее в наших краях. Если я скажу «вода», то нужно назвать рыбу, которая водится в реках нашего края. А если я скажу «небо», то тот, на кого я указала, должен назвать птицу, которая обитает в нашей местности.
(Проводится игра).
Акань: Сколько невнимательных ребят! Что же с ними делать?
Ворона: Пусть они выполнят мое задание, и их вина будет прощена.
(Ворона просит детей, которые ошиблись в игре, изобразить разных зверей и птиц).
Воспитатель: Теперь весна, наверное, уже скоро придет.
Акань: У хантов и манси есть обычай - наряд для весны готовить, развешивать на деревьях и кустах украшения. Давайте и мы подготовим наряд для весны.
(Детям раздаются разноцветные лентыдля украшения священной березы на участке детского сада).
Акань: Наряд приготовили, теперь-то уж точно весна придет. Да только много снега в лесу, долго еще добираться будет.
Воспитатель: А мы пока подведем итоги, подсчитаем, у кого больше жетонов, выявим победителей.
Молодцы ребята, взрослые! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, друг друга поздравляют, угощают.
Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим пирогом.
А еще у народа ханты было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, гости к столу отведать традиционное блюдо «Курник»
Акань: Дорогие ребята и гости, я приглашаю вас пройти к березе, загадать желание и привязать ленточки к священному дереву и угостить птиц остатками пирога.
Воспитатель:
Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!
Сора кеша пайм улаты!
До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вороний день - праздник весны, любви и встреч!"
Непосредственно образовательная деятельность познавательно-творческого характера для детей и родителей подготовительной к школе группы направленная на развитие кругозора и расширение знаний о народных...
Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл)
Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл).Праздник посвящается главно...
Национальный праздник Ханты и Манси " Вороний день"для детей старшего дошкольного возроста
Интегрированное занятие-развлечение Национальный праздник ханты и манси: «Вороний день.» Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В п...
ПРАЗДНИК"ВУРНА -ХАТЛ"
Сценарий праздника для детей старшей группы(5-7 лет)....
"Ворна хатл" Вороний день
сценарий мероприятия "Ворна Хатл"...
Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народов севера «Вороний день»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» Мастер-класс «Изготовление куклы «Ворона» к празднику народ...
Национальный весенний праздник народов ханты и манси «Вороний день» или «Ворна хатл»
Национальный весенний праздник народов ханты и манси «Вороний день» или «Ворна хатл»...