НОД по познавательному развитию с элементами социокультурной программы "Истоки". Тема: "Верность родной земле. Русские богатыри»".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Панькова Елена Александровна

Тема: «Верность родной земле. Русские богатыри».

Цель: формирование собирательного образа защитника Земли Русской – богатыря»

Задачи:

ü  Образовательные:

- первичное освоение детьми социокультурных и духовно – нравственных категорий курса пропедивтики «Истоки»;

- формирование представлений о былинах, их происхождении, содержании;

- формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- расширение представлений детей о былинном образе богатыря

- закрепление знаний детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;

- знакомство детей с основами духовно – нравственных отечественных традиций и традиционного уклада жизни русского народа;

- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями;

 -  Укрепление двигательных навыков детей.

ü  Развивающие

Ø - развитие мотивации на общение в группе, паре;

Ø - развитие умения слушать друг друга, приходить к согласию;

Ø -  развитие мелкой моторики, цветовосприятия;

Ø - развитие представлений о верности родной земле;

Ø - развитие связной речи;

Ø - развитие любознательности, мышления, логики.

Ø - Развивать внимание и точность выполнения упражнений.

ü  Воспитательные:

Ø - воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;

Ø - воспитание умения работать в коллективе;

Ø - воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Воспитывать интерес и уважение к культуре предков;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им соответствовать;

- Формировать осознание себя как части великого народа с вековыми культурными традициями;

- Прививать такие качества как, отзывчивость, сочувствие, взаимовыручка. Развивать внимание и точность выполнения упражнений.

-  Воспитывать интерес и желание к общеразвивающей активной двигательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Верность родной земле. Русские богатыри».

Цель: формирование собирательного образа защитника Земли Русской – богатыря»

Задачи:

  • Образовательные:

- первичное освоение детьми социокультурных и духовно – нравственных категорий курса пропедивтики «Истоки»;

- формирование представлений о былинах, их происхождении, содержании;

- формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- расширение представлений детей о былинном образе богатыря

- закрепление знаний детей о военных доспехах и вооружении русских воинов;

- знакомство детей с основами духовно – нравственных отечественных традиций и традиционного уклада жизни русского народа;

- формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными предложениями;

 -  Укрепление двигательных навыков детей.

  • Развивающие
  • - развитие мотивации на общение в группе, паре;
  • - развитие умения слушать друг друга, приходить к согласию;
  • -  развитие мелкой моторики, цветовосприятия;
  • - развитие представлений о верности родной земле;
  • - развитие связной речи;
  • - развитие любознательности, мышления, логики.
  • - Развивать внимание и точность выполнения упражнений.
  • Воспитательные:
  • - воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;
  • - воспитание умения работать в коллективе;
  • - воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Воспитывать интерес и уважение к культуре предков;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им соответствовать;

- Формировать осознание себя как части великого народа с вековыми культурными традициями;

- Прививать такие качества как, отзывчивость, сочувствие, взаимовыручка. Развивать внимание и точность выполнения упражнений.

-  Воспитывать интерес и желание к общеразвивающей активной двигательной деятельности.

Педагогические технологии:

  • -технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • -исследовательские методы;
  • -технология использования в обучении игровых методов;
  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах);
  • - информационно-коммуникационные технологии;
  • -здоровьесберегающие технологии;

Интеграция образовательных областей:

  • - «Познавательное развитие»;
  • - «Речевое развитие»;
  • - «Социально – коммуникативное развитие»;
  • - «Художественно эстетическое развитие»;
  • - «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная музыкально-художественная, двигательная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Форма проведения: игра – путешествие, активная форма образовательной деятельности. (АФОД) по программе «Истоки»: ресурсный круг, работа в микрогруппе, работа в паре.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение былин о  богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование: ИКТ, презентации «Моя Родина», «Богатыри Земли Русской», аудиозапись сказания и голоса волшебного зеркала, оформление зала в народном стиле, д/и «Четвёртый лишний», картинки со словами «Духовность», «Дружелюбие», «Мудрость», «Стойкость», «Доброта», цветной картон 20 листов, ножницы, скотч, соленое тесто, влажные салфетки, фартуки, шапочки на каждого ребёнка.

Методические приемы: беседа, сюрпризный момент, дидактические игры, показ объяснения, вопросы, ответы, проблемная ситуация, подвижная игра, постановка задания, показ образца, объяснение, показ способа действий, педагогическая оценка, экспертная оценка.

Обогащение и активизация словаря: существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, мудрость, духовность, дружелюбие, доброта, стойкость.

ХОД НОД:

Вводная часть

Организация круга. Приветствие.

Встали мы в кружочек,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе привет!

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш добрый круг.

Звучит голос в записи:

Широка ты Русь по лицу земли! В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил старины святой, громких подвигов?! Уж и есть за что Русь могучая полюбить тебя, назвать матерью, встать за честь твою против недруга. Ай, сильные могучие, богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать коням землю Русскую. Век стоит Русь – не шатается и века простоит не шелохнется.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия!

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось Русское государство, называлось оно Русь, желая завладеть богатыми землями стали нападать на Русь враги, разоряя деревни и города. Чтобы сберечь нашу землю, появились защитники нашей Родины – богатыри,которые славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки ибылины.  Они жили много лет назад, а вот слава об их подвигах,из глубокой старины дошла до наших дней.

Воспитатель:«Ребята, как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине?  Ведь в древности не было ни радио, ни телевидения, ни интернета».

Ответы детей. (Из былин, сказаний, стихотворений, книг).

Воспитатель: - Что такое былина?

(Былина произошла от слова быль, было.) Это народные песни, создавались для исполнения на пирах, праздниках.

 (Былины слагал сказитель).Это особые люди, которые по памяти рассказывали былины нараспев, подыгрывая себе на гуслях. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал о героях  - богатырях, об их подвигах, о победах.  Вот так из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

Появляется Сказитель.

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые.

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Слайды «БОГАТЫРИ»

Сказитель: - Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Сказитель:«Как зовут богатырей, изображенных на картине»?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Сказитель: «Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, и узнать какими качествами должен обладать каждый, кто хочет быть богатырем»?

Дети: - Да.

Воспитатель: «Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю»?

Дети: - Дорогу.

Воспитатель: 

- Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо  -Деньги и слава,
Пойдёшь налево  -  Друзей потеряешь,
Двинешься прямо  - Ждут трудности и опасность.

 -  Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:  - Дорогу, которая идет прямо.

Сказитель: -Стар я стал, чтобы отправляться в такие путешествия, но в помощь вам я дам зеркало, но не простое, а волшебное. Оно то и покажет вам,  кто поможет справиться со всеми трудностями в пути.Преодолев все препятствия, вы узнаете, какими качествами должен обладать каждый богатырь.

Сказитель:- Ну что же, ребята, в путь!!!!

РАБОТА В МИКРОГРУППЕ.

Подготовительный этап.

Воспитатель: - Я вижу полянку недалеко, предлагаю вам присесть и подумать, как дальше быть.

Слышится шум моря.

Воспитатель: - Слышите, ребята, кажется море шумит!

- Ай-ай-ай! Вот беда!

Не пройти нам,  детвора,

Это горе-это море!

Не преодолеть нам никогда.

Что же делать, как нам быть,

Море как нам переплыть?

Воспитатель, обращаясь к зеркалу: «Свет мой зеркальце скажи, кто поможет нам в пути»?

Зеркало: - Вот, царевна - Несмеяна день и ночь онарыдала. Наплакала речку, наплакала море, для нас всех большое горе. Она вам и поможет.

Встречают царевну -Несмеяну, которая занимается вязанием.

Царевна –Несмеяна:Я -царевна Несмеяна, я реветь не перестану.

Для меня построил отец самый лучший в мире дворец. Но башни дворца развалились, и слёзы в глазах моих появились.

Несмеяна:- А вы кто такие? Я вас совсем не знаю.  

Воспитатель: Мы ребята из детского сада. Путешествуем в поисках знаний о том, какими качествами должен обладать настоящий русский богатырь. Ты сможешь нам помочь?

Несмеяна соглашается, но с условием, что дети помогут восстановить ей дворцовые башни.  Дети приступают к работе.

2. Основной этап. Общение в микрогруппе детей (выбор лидера). Групповое решение (обобщение высказывания группы и подведение итога обсуждения в группе). Выступление групп (высказывания по одному от каждой группы).

Картонные башни (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.

Возраст: 6 - 7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 5 человек. Их задача -  за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут. Потом каждая команда высказывает мнение, как им удалось договориться между собой. Трудно было выполнять задание, или легко.

3.Заключительный этап. (Позитивное подведение итога).

Несмеяна радуется восстановленным башням, улыбается.

Несмеяна: Вы, ребята, такие добрые, умелые и дружные. Честное слово, я уже забыла, как смеяться. Спасибо вам большое. Сейчас я передам вам слово, которое говорит об одном из качеств  богатырей. Передает детям карточку со словом

«ДРУЖЕЛЮБИЕ». Несмеяна благодарит детей, уходит.

Воспитатель:- А мы, к сожалению, не можем продолжить наш путь. Что – то не пускает нас!

Воспитатель:

- Вот преграда на пути,
И нам дальше  не пройти.
Надо нам сейчас узнать.

Кто нам будет помогать.

Воспитатель, обращаясь к зеркалу: «Свет мой зеркальце скажи, кто поможет нам в пути»?

Зеркало: - Василиса Премудрая, она очень, очень умная! Вот она то вам и поможет.

Появляется Василиса Премудрая.

Представляется, здоровается с детьми.

Работа в паре.

1. Подготовительный этап: (присоединение, разговор-беседа по теме).

Василиса:

- Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Василиса Премудрая: -  послушайте  пословицу: «Славна богатырями земля Русская».  О ком говорится в пословице?

Ответы детей.

Василиса предлагает произнести пословицу громко, потом тихо, гордо.

Хвалит детей.

2. Основной: Индивидуальный этап (объяснение задания, самостоятельное его выполнение). Работа в паре (выполнение задания, общение). Обсуждение в группе (результаты совместной работы). Экспертная оценка воспитателя.

Василиса: - А теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Для этого разобьемся на пары, каждой паре я раздам картинки с изображением предметов, вы должны указать на лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Дети выполняют в парах задание, рассказывают о сделанных выводах.

Василиса выслушивает, хвалит ребят. Молодцы, ребята, справились с заданием.

3. Заключительный этап. Рефлексия. (Итоговый вопрос).

Василиса: - Вам понравилось играть и работать в парах?

Ответы детей.

-Как вы думаете, карточку с каким словом я вам хочу передать?

Ответы детей.

Сейчас я передам вам слово, которое говорит еще об одном  качестве, которым должен обладать богатырь.

Передает карточку со словом «МУДРОСТЬ».Василиса благодарит ребят и уходит.

Воспитатель: А мы продолжим наш путь.

Воспитатель и дети продолжают  движение под музыку.

Воспитатель:

Ждёт опасность на пути,

Не проехать, не пройти.


Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.

Воспитатель, обращаясь к зеркалу: «Свет мой зеркальце скажи, кто поможет нам в пути».

Зеркало: «Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри. И в этом поможет вам Любава».

Динамическая пауза.

Появляется Любава. Представляется всем, здоровается.

Любава:

- Сейчас будем мы, ребята,

В интересную игру играть,

 силу нашу силушку

Всем надо показать.

Проводится игра «Мед и сахар».

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.

Молодцы, ребята, справились с заданием. Сейчас я передам вам слово, которое раскроет ещё одно качество, которым должен обладать богатырь.

Передает карточку со словом «СТОЙКОСТЬ».Любава прощается с детьми, благодарит и уходит.

Воспитатель:  Передохнуть бы пора! Устали мы! Привал! Во время отдыха нужно сил набраться. А для этого песня русская народная — хорошая помощница.

Под волшебную музыку появляется Жар – птица. Здоровается, представляется детям.

 Предлагает создать оркестр с использованием народных инструментов. Под русскую народную песню.

Жар – птица:

 -  В руки ложки возьмем,

Да песню заведем.

Постучим сейчас на ложках,

Пошумим совсем немножко!

Поиграем от души,

Чтобы ноги в пляс пошли.

Жар – птица:  - Молодцы, ребята, все выполнили верно. Сейчас я передам вам слово, которое говорит еще об одном  качестве, которым должен обладать богатырь.

Передает карточку со словом  «ДОБРОТА».Желает удачи в нелегком пути. Уходит.

Воспитатель: А нам пора в путь, совсем недолго идти осталось.

Воспитатель и дети продолжают  движение под музыку.

РЕСУРСНЫЙ КРУГ.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

Воспитатель:

- Нет возможности пройти,

Вновь преграда на пути…..

Надо очень много знать,
И на  вопросы уметь отвечать!

Воспитатель, обращаясь к зеркалу: «Свет мой зеркальце скажи, кто поможет нам в пути».

Зеркало:

- За высокими горами,
За далекими лесами.
Стоит терем расписной,
Обнесен большой стеной.

В нем как прежде, трудится

Марья свет искусница.Она то вам и поможет.

Марья Искусница: - Горница моя большая, Да красивая такая!

Дети с воспитателем подходят к терему. Здороваются с Марьей Искусницей.

2. Основной этап. (Задаётся вопрос ресурсного круга, активны дети, разговор по кругу и подведение итога).

Она приглашает всех в горницу, в которой расположен стол, на котором лежит тесто. Марья – искусница занимается приготовлением пирога и предлагает детям  помочь ей испечь пирог.  Дети надевают фартуки и шапочки и по примеру Марьи Искусницы готовят  из соленого теста украшения для пирога. Марья Искусница ставит пирог  в печь, и пока он печется, я хочу побеседовать с вами. Дети садятся в круг.

Сейчас я передам вам слово, которое скажет вам  еще об одном  качестве, богатырей».

Передает карточку со словом «ДУХОВНОСТЬ».

Воспитатель: - Мы собрали все слова, говорящие о качествах богатырей.

Марья – Искусница: -  тогда слушайте мое задание……..

Затем объясняет детям задание. Сначала он называет одно качество и предлагает детям сделать выбор (отметить знаком «+», если, по мнению детей, оно необходимо защитнику Отечества - Богатырю. Затем называет следующее качество, и снова предлагает детям сделать выбор. Таким образом дети выполняют задание до конца. Затем детям предлагается выслушать мнение друг друга и прийти к единому решению. Марья – Искусница поочередно называет качества необходимые богатырю, делая паузу после каждого, чтобы дать возможность детям сравнить выбор друг друга и прийти к совместному решению. Наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает положительные моменты. Марья – Искусница показывает свою карточку и обращает внимание детей на правильный выбор.

Воспитатель: -  Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи…)

3. Заключительный этап. (Совместное положительное оценивание результатов работы).

Марья – Искусница: - Легко ли было выполнить задание. Почему?

Марья Искусница хвалит детей:  «Молодцы, ребята, на все вопросы ответили верно.Еще и по хозяйству мне помогли.

А еще наш пирог уже испекся, и я приглашаю вас всех к столу.Достает из печи готовый пирог, показывает всем.

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, помогая другим и друг другу.  Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. 

Воспитатель:

- Скажите, что вам понравилось и запомнилось. Что было интересно для вас? Приятным ли было общение?

А так же выразите все ваши эмоции на дереве пожеланий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дмитрий Донской, Александр Невский-защитники земли Русской. Богатыри."

Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и в подростковом возрасте романтических образов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при ...

Познавательное развитие. Приобщение к социокультурным ценностям. Тема: «Знатоки родного города Абаза»

Итоговая организованная образовательная деятельность для закрепления знаний о родном городе, воспитания чувства доброжелательности; создание условий для творческого и эмоционально – нравственного разв...

Социокультурные истоки тема: "Верность родной земле"

Итоговое занятие с детьми 5-6 летпо теме: «Верность родной земле» по программе «Социокультурные истоки» Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом...

По программе «Социокультурные Истоки» тема «Верность родной земле» в старшей группе

     Сегодня, как и во все времена, является актуальным предоставление возможности детям обрести и сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, науч...

Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...