Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Кыкина Елена Николаевна

Конспект

 познавательного занятия с элементами ручного труда

 «Друзья для куклы Акань»

в средней группе

 

Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, представлений о социокультурных ценностях народа: приобщение детей к традиционной культуре коренного населения Югры – народа ханты-манси;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 познавательного занятия с элементами ручного труда

 «Друзья для куклы Акань»

в средней группе

Подготовила:

 воспитатель средней группы «В»

МБДОУ ДС №56 «Северяночка»

г. Нижневартовск  ХМАО-Югры

Кыкина Елена Николаевна

Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, представлений о социокультурных ценностях народа: приобщение детей к традиционной культуре коренного населения Югры – народа ханты-манси;

Задачи:

1. Образовательные:

  • продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире;
  • познакомить с народным творчеством  Югры;
  • закрепить знания о растительном мире Югры: узнавать и называть ягоды, деревья

2. Развивающие:

  • познакомить со способом нанизывания бусин на нить, развивать творческие  навыки, эстетическое восприятие
  • развивать логическое мышление и воображение;
  • активизировать память, внимание

3. Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, желание помогать игровому персонажу, желание достигать поставленной цели, доводить начатое дело до конца;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления

хантыйского украшения (браслет).

Словарная работа: чум, берестяной короб, нагрудное украшение

Оборудование:  музыкальный диск с песнями ханты, игрушки олень, заяц, белка, кукла Акань, берестяной короб, чум, охотник с собакой, изделия из бисера народа ханты-манси, предметные картинки, бусинки (по 12 бусинок на каждого ребенка, нить для нанизывания бусинок, розетки, салфетки на каждого ребенка)

Ход занятия:
1. Вводно-организационный этапА. Костецкий «Встань, как только солнце встанет»

Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку,

Руку луч тебе протянет.

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама,

И умытым и обутым, всё, прибрав, иди к ней прямо.

К скажи всем: «С добрым утром»

Давайте поприветствуем друг друга, и наших гостей, Доброе утро!

2. Основной этап.

Воспитатель: Ребята, а к нам сегодня еще пришли гости, а кто, попробуйте отгадать, послушайте загадку, о чём я говорю:

- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?

- трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень)

Зверя этого все знают,

Кору, ветки объедает,

Целый день ему не лень

Потому что он…(олень)

Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, а олень пришел к нам в гости не один, с кем пришел олень? Он сказал, что доставил нам гостью и теперь ему срочно нужно возвращаться обратно в лес. До свидания!

Достает куклу Акань.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Кукла.

Воспитатель: Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно играем? Что в ней необычного?

Ответы детей.

Воспитатель: Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут? - Акань.

Воспитатель: А что же случилось, почему тебя олень доставил к нам в детский садик?

Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.

Воспитатель: Ребята Акань с оленем переживают, что они заблудились и спрашивают как называется наш садик и город, в котором мы живем.

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, что, Акань, заблудились или все таки вы правильно пришли? (Акань на ухо шепчет воспитателю)

Воспитатель: Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу, что же с ней случилось.

Дети садятся на стульчики;

Воспитатель на столе показывает театр. Кукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.

- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама рыбачила.

Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу

- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!

Показ украшений народа ханты-манси.

- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.

Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать, даже песенку не кому спеть свою.

 «Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Села отдохнуть на пенечек, вдруг,  с веточки к ней спрыгнула белочка.

-Что ты здесь сидишь-грустишь? Ты кто?

-Я кукла Акань, друга себе ищу. Хочу о нем заботиться, играть, песни ему петь

- А давай я буду твоим другом? Только ты пока побудь здесь, а мне нужно по делам срочно в лес.

Согласилась Акань, и пока белки не было решила позаботиться о ней, достала орешки, ягодки.

Воспитатель: Какая ты молодец, что позаботилась о белочке. А какие же ягодки у тебя были? Ребята, Акань, оказывается не знает названия этих ягод, только знает, что они вкусные, съедобные.

- Ребята давайте поможем кукле Акань и подскажем ей как же называются ягоды которые она собирала.

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Ответы детей.

- Долго она сидела, ждала, но белочка так и не появилась до ночи. Только утром белочка вернулась, даже не стала угощения кушать, спать спряталась в дупло. Обиделась Акань и пошла дальше искать себе друга.

Вдруг выскочил ей на встречу Заяц. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.

- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?

- Понравился кукле приветливый Заяц,

 «Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».

- А что далеко ходить? – говорит Заяц, - я буду твоим другом.  Только ты пока посиди здесь, а я в лес по делам сбегаю.

Осталась вновь Акань одна, решила позаботиться о зайце и насобирала ему веточек молоденьких, коры деревьев разных, которые растут у нас в лесу, чтобы он когда вернулся хорошо покушал.

Воспитатель: Какая ты молодец, что позаботилась о зайце. А веточки каких деревьев ты собирала? Ребята, Акань, не знает как называются эти деревья, но знает, что зимой зайцам сложно найти себе еду, и поэтому они грызут кору с деревьев, веточки маленькие, под снегом траву откапывают.

Ребята давайте поможем кукле Акань и подскажем ей как же называются они.

Дидактическое упражнение «Узнай и назови»

Ответы детей.

- Долго она сидела, ждала, но заяц так и не появился до ночи. Только утром вернулся, даже не стала угощения кушать, хотела Акань  с ним в игру поиграть, да, вдруг услышали они лай собаки, заяц испугался, вскрикнув «охотник» и убежал в лес. Охотник со своей собакой, на лыжах специальных широких охотничьих, бесшумно по снегу прошел дальше.

Осталась  Акань опять одна и пошла дальше искать себе друга. Долго ли коротко ли ходила и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то  ее спрашивает: «Кто же ты и что здесь делаешь? Почему грустная сидишь?»

- Поглядела кукла Акань, а это олень ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Олень ей и подсказал, что в городе Нижневартовск стоит детский садик «Северяночка», там много детей, девочки и мальчики живут весело, дружно, и многое знают и умеют, может там найдешь себе друга. Поэтому олень и кукла Акань этим замечательным утром оказались у нас в гостях.

Воспитатель: Ну, что ребята, как же мы помочь можем Акань?

Ответы детей.

Воспитатель: Кукла Акань, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать. И играть мы любим, хочешь с нами поиграть?

Динамическая пауза 

«У оленя дом большой» музыка народная

Правила игры: Дети делятся на «оленей» (стоят в середине обруча) и «зайцев» (бегают вокруг обручей)

У оленя дом большой (рожки над головой)

Он глядит в свое окно (прямые ладони перед лицом).

Зайка по полю бежит (движение кистями рук)

И ушами шевелит (движения кистями рук над головой)

Дети «зайцы» останавливаются и встают перед «оленями» (попарно)

Тук, тук дверь открой (стучат кулачком)

Там в лесу охотник злой (грозят пальчиком)

Зайка, зайка забегай (зовущие движения кистей рук)

Лапу мне давай (дают руки друг другу)

На музыку отыгрыша меняются местами и игра повторяется вновь.

Воспитатель:  Ребята, кукла Акань согласна остаться с нами. И хочет рукоделию обучить. Проходите за столы – будем плести браслеты из бусинок.

Показ действия нанизывания бусинок на нить.

Самостоятельная деятельность детей. 

Работа детей под музыку народа ханты-манси. Воспитатель вместе с куклой Акань помогают.

Итог: дети рассматривают браслеты друг друга, кукла Акань хвалит их.

- А сейчас, ребята, давайте для куклы Акань подберем уголочек, в котором она будет жить.  

3. Заключительная часть.

Рефлексия.  

- кто приходил к нам в гости?

- трудно было помогать?

- что понравилось сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.

Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие  можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...

"Смастерим кормушки для птиц" познавательное занятие с элементами ручного труда

Программное содержание:·              Совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах;·...

Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....

Открытое занятие по развитию речи с элементами театрализации (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» средняя группа

Создание благоприятных условий творческой активности у детей по средствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации....

Занятие с элементами экспериментирования "Как мы помогали кукле Маше"

Методическая разработка (средний дошкольный возраст)....