Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань» в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект
познавательного занятия с элементами ручного труда
«Друзья для куклы Акань»
в средней группе
Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, представлений о социокультурных ценностях народа: приобщение детей к традиционной культуре коренного населения Югры – народа ханты-манси;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательного занятия с элементами ручного труда
«Друзья для куклы Акань»
в средней группе
Подготовила:
воспитатель средней группы «В»
МБДОУ ДС №56 «Северяночка»
г. Нижневартовск ХМАО-Югры
Кыкина Елена Николаевна
Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, представлений о социокультурных ценностях народа: приобщение детей к традиционной культуре коренного населения Югры – народа ханты-манси;
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире;
- познакомить с народным творчеством Югры;
- закрепить знания о растительном мире Югры: узнавать и называть ягоды, деревья
2. Развивающие:
- познакомить со способом нанизывания бусин на нить, развивать творческие навыки, эстетическое восприятие
- развивать логическое мышление и воображение;
- активизировать память, внимание
3. Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, желание помогать игровому персонажу, желание достигать поставленной цели, доводить начатое дело до конца;
- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления
хантыйского украшения (браслет).
Словарная работа: чум, берестяной короб, нагрудное украшение
Оборудование: музыкальный диск с песнями ханты, игрушки олень, заяц, белка, кукла Акань, берестяной короб, чум, охотник с собакой, изделия из бисера народа ханты-манси, предметные картинки, бусинки (по 12 бусинок на каждого ребенка, нить для нанизывания бусинок, розетки, салфетки на каждого ребенка)
Ход занятия:
1. Вводно-организационный этап. А. Костецкий «Встань, как только солнце встанет»
Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым и обутым, всё, прибрав, иди к ней прямо.
К скажи всем: «С добрым утром»
Давайте поприветствуем друг друга, и наших гостей, Доброе утро!
2. Основной этап.
Воспитатель: Ребята, а к нам сегодня еще пришли гости, а кто, попробуйте отгадать, послушайте загадку, о чём я говорю:
- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?
- трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень)
Зверя этого все знают,
Кору, ветки объедает,
Целый день ему не лень
Потому что он…(олень)
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, а олень пришел к нам в гости не один, с кем пришел олень? Он сказал, что доставил нам гостью и теперь ему срочно нужно возвращаться обратно в лес. До свидания!
Достает куклу Акань.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Кукла.
Воспитатель: Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно играем? Что в ней необычного?
Ответы детей.
Воспитатель: Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут? - Акань.
Воспитатель: А что же случилось, почему тебя олень доставил к нам в детский садик?
Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.
Воспитатель: Ребята Акань с оленем переживают, что они заблудились и спрашивают как называется наш садик и город, в котором мы живем.
Ответы детей.
Воспитатель: Ну, что, Акань, заблудились или все таки вы правильно пришли? (Акань на ухо шепчет воспитателю)
Воспитатель: Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу, что же с ней случилось.
Дети садятся на стульчики;
Воспитатель на столе показывает театр. Кукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.
- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама рыбачила.
Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу
- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!
Показ украшений народа ханты-манси.
- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.
Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать, даже песенку не кому спеть свою.
«Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Села отдохнуть на пенечек, вдруг, с веточки к ней спрыгнула белочка.
-Что ты здесь сидишь-грустишь? Ты кто?
-Я кукла Акань, друга себе ищу. Хочу о нем заботиться, играть, песни ему петь
- А давай я буду твоим другом? Только ты пока побудь здесь, а мне нужно по делам срочно в лес.
Согласилась Акань, и пока белки не было решила позаботиться о ней, достала орешки, ягодки.
Воспитатель: Какая ты молодец, что позаботилась о белочке. А какие же ягодки у тебя были? Ребята, Акань, оказывается не знает названия этих ягод, только знает, что они вкусные, съедобные.
- Ребята давайте поможем кукле Акань и подскажем ей как же называются ягоды которые она собирала.
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Ответы детей.
- Долго она сидела, ждала, но белочка так и не появилась до ночи. Только утром белочка вернулась, даже не стала угощения кушать, спать спряталась в дупло. Обиделась Акань и пошла дальше искать себе друга.
Вдруг выскочил ей на встречу Заяц. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.
- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?
- Понравился кукле приветливый Заяц,
«Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».
- А что далеко ходить? – говорит Заяц, - я буду твоим другом. Только ты пока посиди здесь, а я в лес по делам сбегаю.
Осталась вновь Акань одна, решила позаботиться о зайце и насобирала ему веточек молоденьких, коры деревьев разных, которые растут у нас в лесу, чтобы он когда вернулся хорошо покушал.
Воспитатель: Какая ты молодец, что позаботилась о зайце. А веточки каких деревьев ты собирала? Ребята, Акань, не знает как называются эти деревья, но знает, что зимой зайцам сложно найти себе еду, и поэтому они грызут кору с деревьев, веточки маленькие, под снегом траву откапывают.
Ребята давайте поможем кукле Акань и подскажем ей как же называются они.
Дидактическое упражнение «Узнай и назови»
Ответы детей.
- Долго она сидела, ждала, но заяц так и не появился до ночи. Только утром вернулся, даже не стала угощения кушать, хотела Акань с ним в игру поиграть, да, вдруг услышали они лай собаки, заяц испугался, вскрикнув «охотник» и убежал в лес. Охотник со своей собакой, на лыжах специальных широких охотничьих, бесшумно по снегу прошел дальше.
Осталась Акань опять одна и пошла дальше искать себе друга. Долго ли коротко ли ходила и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то ее спрашивает: «Кто же ты и что здесь делаешь? Почему грустная сидишь?»
- Поглядела кукла Акань, а это олень ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Олень ей и подсказал, что в городе Нижневартовск стоит детский садик «Северяночка», там много детей, девочки и мальчики живут весело, дружно, и многое знают и умеют, может там найдешь себе друга. Поэтому олень и кукла Акань этим замечательным утром оказались у нас в гостях.
Воспитатель: Ну, что ребята, как же мы помочь можем Акань?
Ответы детей.
Воспитатель: Кукла Акань, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать. И играть мы любим, хочешь с нами поиграть?
Динамическая пауза
«У оленя дом большой» музыка народная
Правила игры: Дети делятся на «оленей» (стоят в середине обруча) и «зайцев» (бегают вокруг обручей)
У оленя дом большой (рожки над головой)
Он глядит в свое окно (прямые ладони перед лицом).
Зайка по полю бежит (движение кистями рук)
И ушами шевелит (движения кистями рук над головой)
Дети «зайцы» останавливаются и встают перед «оленями» (попарно)
Тук, тук дверь открой (стучат кулачком)
Там в лесу охотник злой (грозят пальчиком)
Зайка, зайка забегай (зовущие движения кистей рук)
Лапу мне давай (дают руки друг другу)
На музыку отыгрыша меняются местами и игра повторяется вновь.
Воспитатель: Ребята, кукла Акань согласна остаться с нами. И хочет рукоделию обучить. Проходите за столы – будем плести браслеты из бусинок.
Показ действия нанизывания бусинок на нить.
Самостоятельная деятельность детей.
Работа детей под музыку народа ханты-манси. Воспитатель вместе с куклой Акань помогают.
Итог: дети рассматривают браслеты друг друга, кукла Акань хвалит их.
- А сейчас, ребята, давайте для куклы Акань подберем уголочек, в котором она будет жить.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
- кто приходил к нам в гости?
- трудно было помогать?
- что понравилось сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре. Степ - аэробика с элементами фитбола по мотивам русской народной сказки "Теремок". Средняя группа.
Нетрадиционное занятие с использованием сказочного сюжета и применением современного спортивного инвентаря - степов и фитболов. Занятие можно проводить как на физкультурных занятиях, так и в кру...
"Смастерим кормушки для птиц" познавательное занятие с элементами ручного труда
Программное содержание:· Совершенствовать знания детей о зимующих и перелетных птицах;·...
Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"
Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....
Открытое занятие по развитию речи с элементами театрализации (драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» средняя группа
Создание благоприятных условий творческой активности у детей по средствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации....
Открытое занятие с элементами мелкой моторики "Путешествие в зоопарк для детей средней группы"
Занятие по развитию речи с элементами мелкой моторики....
Конспект открытого речевого занятия с элементами ТРИЗ «Знакомство с игрой квест. Транспорт» в средней группе
Квест в средней группе...
Занятие с элементами экспериментирования "Как мы помогали кукле Маше"
Методическая разработка (средний дошкольный возраст)....
- Мне нравится (1)