Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Загадка чувашского орнамента».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Абеева Айгел Айратовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема«Загадка чувашского орнамента».

Цели:

Образовательная: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии. Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим. Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство.

Воспитательная: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре. Любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Развивающая: Развивать социальные навыки; умение работать в группе, учитывать мнения партнёра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема«Загадка чувашского орнамента».

Цели:

Образовательная: Формировать у детей интерес к получению знаний о Чувашии. Познакомить детей с историей чувашского народа, с его прошлым и настоящим. Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных, через чувашское декоративно – прикладное искусство. 

Воспитательная: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре. Любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Развивающая: Развивать социальные навыки; умение работать в группе, учитывать мнения партнёра

Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, Д/И «Подбери орнамент к изображению»

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

Ход:

Психологический настрой

Воспитатель:

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель: Что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”? (ответы детей) Правильно, здоровья! Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (ответы детей) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга на чувашском языке. Ыра кун сунатпар!

Дети: Ыра кун сунатпар!

Воспитатель: А теперь подарим тепло и любовь. Присаживайтесь.

Мой край! Тобой горжусь –

Счастливый.

Мне вечно дорог твой простор,-

Равнин цветущие разливы

Тревожный сумеречный бор!

Воспитатель: Перед нами чувашский дом.

Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. По углам дома клали шерсть, крест из рябины. В переднем углу избы – медные монеты. Соблюдение этих обычаев должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвна. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

Воспитатель: Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьем пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати. В избе производились разные работы. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.

Воспитатель: Девушки наши в старину были очень нарядные. Этот наряд они мастерили своими руками. Чувашские девочки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Их с малых лет воспитывали, как будущих хозяек. Девочки шили, вязали, вышивали. И вся работа сопровождалась песнями. Чувашский народ любит украшать узорами платья, платки, полотенца, рубашки.

По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Воспитатель: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Вы, наверно, уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (ответы детей)

Правильно! Как вы заметили, в цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете что обозначает красный цвет в орнаменте? (ответы детей) Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (ответы детей) Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (ответы). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица.

Давайте вспомним основные узоры.

 (Показ узоров и объяснение их значений)

  1. Солнце.

В: Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

  1. Дерево.

В: На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. 

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

  1. Дом. 

В: Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.

  1. Животное.

В:  Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, так же как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

  1. Земля.

В: Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.

В: А теперь, ребята, я предлагаю вам немного размяться. (физкультминутка)

А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.

Д/И «Подбери орнамент к изображению».

Физкультминутка

А теперь поиграем в игру «Нам хорошо»

В Чувашии мы живем(руки в стороны)

Есть у каждого свой дом, (руки домиком)

Есть работа, (кулачек об кулачек)

Есть друзья, (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я! (обнимаем себя).

 В: Молодцы! А сейчас, пожалуйста, присядьте на стульчики.

(дети садятся на свои места)

В: Ребята, давайте вспомним, как называется наш с вами сегодняшний наряд?

Д: чувашский национальный костюм.

В: А кто запомнил, как называются узоры на наших костюмах? Для чего они нужны?

(ответы детей)

В: Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?

Какие вы молодцы! Какой узор вам понравился больше всего и почему?

Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"

Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительно...

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Фиксики в гостях у ребят»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».Виды детской деятельности: игровая,  двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема "Вкусная профессия"

Программное содержание по образовательной  области  "Познание": - расширять и закреплять представления детей о труде взрослых, подчеркнуть значимость профессии повара; - совершенст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: "Солнце всходит, пританцовывая"

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства.Закрепить представление о назначении изделий (...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема "Изба".

Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта.Воспитывать уважение к родной культуре и традициям....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема «Солнце всходит, пританцовывая»

Продолжать развивать у детей способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашского декоративно - прикладного искусства. Учить создавать образ - символ чувашског...