наврез-встреча весны
план-конспект занятия (старшая группа)

Велуллаева Эльзара Ридвановна
  • Продолжать знакомить детей с культурой крымских татар: обрядами при праздновании Навреза.
  • Развивать и поддерживать интерес к занятиям по изучению крымскотатарского языка.
  • Воспитывать толерантное отношение к культуре крымских татар.

Прогнозируемый результат:

- дети умеют здороваться и прощаться на крымскотатарском языке;

- с удовольствием и интересом участвуют в обрядах праздника Наврез;

- повторяют движения национального танца «Хайтарма»;

-с удовольствием играют в знакомые подвижные игры на весеннюю тематику («Солнышко и дождик»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navrez-vstrecha_vesny.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

            Сценарий развлечения для детей «Наврез-встреча весны»

Место проведения: МБДОУ

Дата проведения: 21 марта 2019 года.

Подготовила:  воспитатель Велуллаева Э.Р.

Цель: ознакомление детей с культурой крымских татар, с праздником Наврез.

Задачи: формировать представление детей о традициях народа проживающего в Крыму. Воспитывать толерантность. Развивать внимание, вызывать интерес к культуре других народов.

Оборудование: скатерть, два коврика, кувшин с цветами, турка ,поднос с кофейными чашками, шапочки петуха , курицы, цыплят, разноцветный зонт, угощение.                                                    

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с культурой крымских татар: обрядами при праздновании Навреза.
  • Развивать и поддерживать интерес к занятиям по изучению крымскотатарского языка.
  • Воспитывать толерантное отношение к культуре крымских татар.

Прогнозируемый результат:

- дети умеют здороваться и прощаться на крымскотатарском языке;

- с удовольствием и интересом участвуют в обрядах праздника Наврез;

- повторяют движения национального танца «Хайтарма»;

-с удовольствием играют в знакомые подвижные игры на весеннюю тематику («Солнышко и дождик»).

Ход развлечения:

 (под весёлую крымско-татарскую музыку дети заходят в зал)

Сервер Какура «Къырымым»

Ведущая 1: Селям алейкум сайгъылы мусафирлер, севимли балалар!

Бугун бизге энъ гузель, энъ дюльбер, севимли баарь байрамы Наврез кельди.

Эвель заманлардан берли бу байрам янъы кунь, янъы Йыл байрамы сайыла

Ведущая 2:  Сегодня Праздник отмечаем! Наврез байрам приходит в дом!

Сегодня мы Весну встречаем с её капелью и теплом!

Ведущая 1: С весенним лёгким дуновеньем соприкоснулась вся земля

И от его прикосновенья природа словно ожила!

Ребенок: Кельди баарь,нур сачып
Наврез къокъуй мор ачып
Эшерди  челлер ,дагълар
Эзан   наврезим мубарек!

Ребенок: Кельди баарь турыныз,
Бу наврезге бакъыныз,
Котерильсин  башынъыз,
Все:         Эзан наврез мубарек!

Ребенок Когда приходит к нам Наврез
Цветут сады, цветут поля.
Когда приходит к нам Наврез,
Весною дышит вся земля.

Песня: «Кунеш»

Ребёнок: Затрепетали в небе птицы

 и в бег пустились ручейки

На всём бегу Наврез к нам мчится!

 Быстры, легки его шаги!

Наврез кельди дагъларгъа,

Багъчаларгъа, багъларгъа.

Гуль туттырып къолларгъа

Озгъара тарлаларгъа.

Вишне, кираз, алмалар

Ап-акъ чечек ачалар,

Берекеттен хабер берип

Къокъуларын сачалар.

Ведущая 1: Наврез-это Новый день, начало весны, праздник солнца и жизни.

В этот день обновляется природа и  оживает все вокруг.
В давние времена, когда народ жил вокруг гор и степей, люди не имели ни  компасов, ни календарей, ……. и определяли время по солнцу и луне,

Наврез приходил в их дома 21 марта, в день весеннего равноденствия , когда день и ночь длится одинаково, по 12 часов . Накануне праздника дома приводили в порядок ,

Музыка Сервер Какуры (под музыку девочки застилают скатерть посуду на кофе …)

пекли сладости, жарили праздничную пахлаву.

Музыка Сервер Какуры  (под музыку мальчики несут угощения)

А в день Навреза девочки и мальчики надевали праздничную одежду, преимущественно зелёного цвета- потому что зелёный цвет это цвет весны, пробуждения природы- и  ходили по домам, распевали песни, поздравляли  всех родных и близких с праздником. И взрослые пели, плясали и веселились до утра, пекли кобете, бурма всевозможные сладости- хурабье, пахлаву  , готовили белую халву, встречали гостей и угощали праздничным кофе.

Ведущая 2: Когда гости входили в дом, то говорили: Селям алейкум!
Ведущая 1: Хозяева отвечали:  Алейкум селям!
Ведущая 2: гости говорили: Наврез мубарек олсун!
Ведущая 1: хозяева отвечали :Сизге де шай олсун!

Наврез кельди, дуямыз,

Къокъусына тоямыз.

Аман олсун дуньямыз,

Яшасын Ватанымыз! 

Когда приходит к нам Наврез,

Звучат и музыка, и смех,

И, поздравления принимая,

Мы сами поздравляем всех!

Наврез кельди, корюнъыз!

Наврез акъын беринъыз,

Дженнет олсун еринъыз

Эзан Наврезим мубарек!


Йылбаш, йылбаш,

Йылбашынъыз къутлу олсун,

Сыгъырлар сютлю олсун,

Балалар сагълам оссин,

Эвлер берекет толсун! 


Танец: «Явлух авасы»

Ведущий: Тереклерде къушчыкълар

Наврез йырны йырлайлар

Кичкене оглан-къызчыклар

Масалчыкынъ беклейлер.

Я предлагаю вам отправиться со мной в сказку.

Крымскотатарская сказка «Къоразчыкъ ве тавучыкъ», «Петушок и курочка».

Давным-давно, в далекие времена жил под высокой горой петух. Он построил себе дом из соли. Дом высокий, красивый, весь светится. Петушку очень нравился его домик и он ходил всегда задрав нос, никого не признавал.

На краю поля в маленьком доме, сделанного из дерева жила курица. Она была очень добрая и никому ни в чём не отказывала, всем помогала.

Однажды у курицы закончилась соль.

- Что же делать?

- Может к петушку схожу, у него много соли, если чуть-чуть попрошу, не откажет–подумала  курица.

Идёт к дому петушка. Пришла, постучав в дверь говорит:

-Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

Соль закончилась у меня- тузым бити, тузым ёкъ

Сосед помоги мне - къомшум, ярдым эт манна.

Чуть –чуть соли дай мне.

Но петух гордо посмотрев с порога отвечает:

-У меня дом блестящий - Меним эвим йилтравукъ

У тебя дом тресущейся - сенин эвин къалтыравукъ

Тебе соли не дам! - сана тузумдан бермем

Уходи курица вон. - ёкъ ол козюмден тавукъ.

Курица вернулась домой ни с чем. Обиделась на петушка.

Наступила осень, похолодало, льют дожди. Курица с цыплятами живут в теплом доме, на соломе. А петух остался под дождём.

От высокого дома из соли ничего не осталось. Промокший, замерзший петушок пошел проситься к курочке:

-Дом мой растаял - Эвим сувдан йириди

Ноги замерзли - аякъларым ушюди

Пусти меня в дом - йибер мени эвине

Соседушка не откажи - къомшучыгъым ёк деме

Курица добрая была, но рана душевная не забылась, выходит из дома:

Мне кусочек соли пожалел - Мана тузны къызгъандынъ

Из дома даже прогнал- мени эвинден къувдынъ

Теперь же сам уходи - энди озюн чыкъып кет

Оставайся под дождём. Бар ягъмурда фикир эт.

Петух понял свою ошибку и стал горько-горько плакать. А курица увидев плачущего петуха из окна, пожалела и позвала его в дом. Обогрела, покормила и отдохнуть предложила.

С этого дня петух с курицей живут вместе. 

Рано утром встает петушок, взлетает высоко и будит всех своей веселой песенкой:

-Ку –ка –ре –кок … - Ку –ка –ре –кок…

Хватит спать - етер артыкъ бу юкъу

Идемте детки погулять - турынъыз балалар гезмеге

Собирайтесь идти. - азырланыъыз кетмеге.

Звучит музыка «чепчелерим» (выходят курица с цыплятами – танцуют)

Вот так и остались жить петух с курицей в одном доме дружно всей семьей.

На Наврез незамужние девушки проводили обряд с целью предсказать будущее .За два дня до праздника девушки собираются в одном из домов, где ведут приготовления. Для этого в кувшин с водой они бросают свои кольца или ожерелья, и в ночь перед Наврезом ставят кувшин поддерево. На следующую ночь , девушки собираются возле этого дерево , самой младшей завязывают глаза и она вытаскивает из кувшина украшения которое предсказывает судьбу его хозяйке.

-Хозяйка этого украшения Поздравляю! Хайрлы олсун! Встретит богатого жениха.

- У хозяйки этого украшения вырастут длинные красивые косы.

- Хозяйка этого украшения. Получит большой подарок.

- У хозяйки этого украшения  Дальняя дорога, поездка на Кипр.

- Балалар, келинъыз, энди арекет оюнларини ойнайыкъ.

- Ребята, давайте теперь поиграем. .

Подвижная игра «Кунешчик ве Ягмурчик» (Солнышко и дождик).

Дети: Кунешчик саба кельды

            Ойнамагъа чакъырды

          Не гузель биз ойнаймыз,

          Джуврамыз, секиремыз!

Воспитатель: Кап-кап-кап- сув тамчилай

          Балаларни къувалай!

          Шемсие бизни сакълар-

          Келинъиз янъыма, балалар!

Если звучит веселая музыка – дети бегут к солнышку, а грустная – к тучке.

Наш праздник завершается

В день встречи Навреза желаем Вам удачи. Пусть сегодня, завтра и всегда в будущем Вас окружают добро, любовь родных Вам людей.

Пусть будут здоровы и счастливы Ваши дети, родители и родные! Пусть Ваш дом станет полной чашей: пусть в нём всегда царят спокойствие, любовь и забота друг о друге, теплая дружеская атмосфера, гармония и процветание.

Наврез байрамыныз хайирлы олсун!!!

ТАНЕЦ – «Кефе хайтармасы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...