«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»
статья

Слапыгина Наталья Николаевна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..»  В.А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vystuplenie.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Слапыгина Н.Н.

воспитатель

МДОУ «Детский сад №5»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..»  В.А. Сухомлинский.

Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового пополнения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России»  в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».

Задача детского сада – раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребёнку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без  общения к духовно-нравственному опыту своего народа.

Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, мы решили принять программу дошкольного образования «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.

Православная культура для дошкольников способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории к традиции своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания в художественно-эстетическом, познавательно-речевом развитии.

У обучающихся по этой программе дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.

 Второй год я работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир» и не перестаю радоваться каждому занятия – общению: это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру.

Свою работу я веду по трём направлениям:

- самообразование;

- взаимодействие с родителями;

- совместная деятельность с детьми.

Самообразование осуществляю как в коллективе, так и индивидуально: посещаю консультации, семинары, изучаю передовой опыт и новую литературу.

Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

Различные формы сотрудничества помогают мне в достижении поставленных целей и задач:

- анкетирование «Выявление мнения родителей на введение курса «Добрый мир», «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Добрый мир».

- родительские собрания «Знакомство с программой «Добрый мир», «Роль отца в воспитании детей в семье», «Семейный очаг».

- папки-передвижки «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», «В добрый путь», «Добрая забота».

- книги о православном воспитании детей.

- тематические выставки: выставки рисунков, выставки любимых семейных книг «Делимся вечным».

- выставки семейного творчества приуроченные к праздникам: «Рождество Христово», « Пасха» и т.д.

- совместные праздники: «По веленью века, чествует природа пожилого человека», «Мамочка любимая моя».

- активные занятия: «Дружная семья», «Дорога Добра», «Добрая забота», «Светлый праздник».

- акции «Твори Добро».

- фоторепортажи, фотогазеты.

Мы с родителями объединены одной целью: хотим видеть наших детей хорошими, желаем им добра.

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет дошкольникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

Программа «Добрый мир» помогает детям:

  • Проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);
  • Устремиться к Добру;
  • Увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;
  • Научиться слушать и слышать одновременно;
  • Развивать воображение.

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные формы общения с детьми:

  • Чтение детской православной литературы;
  • Беседы на нравственные темы;
  • Православные праздники;
  • Образовательные проекты «Письмо другу»;
  • Слушание аудиозаписей (детские православные песни, сказки);
  • Просмотр видео фильмов;
  • Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий.
  • Продуктивная деятельность.

Учитывая, что ведущим видам деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то я часто приглашаю своих воспитанников в путешествие. Использую две формы путешествия: путешествия на прогулках и путешествия с книгой. Наблюдаем, как устроен мир, учимся видеть и слышать в нём красоту, премудрость.

Путешествуя по страницам Библии и в творческих видах деятельности (рисование, конструирование, лепке, пении, играх) узнаём мир в последовательности библейских дней его сотворения. Эта тема очерчивает смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный добрый мир – это дар Божий человеку, благодарение -  высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца: «Слава Богу за всё!».

После того, как дети узнали, как был сотворён наш мир, мы узнаём, как устроены отношения в мире, что такое хорошо и что такое плохо, в понимании православия.

Правила, определённые для жизни человека: послушание (Богу, старшему), любовь (милосердие, забота), трудолюбие.

Правила: «Слушай, «Будь милосердным. Помоги» (любовь, забота), «Не спорь! «Прости!» «Будь скромным! Не гордись. Не хвастайся», «Будь честным. Не бери чужого. Не обманывай! Трудись». Показываются нравственные ориентиры (эталоны) – примеры христианского благочестивого поведения. Часто с детьми мы беседуем о добрых и плохих привычках. Учимся анализировать свои поступки. Вспомним, что мы сегодня делали? (умылись, убрали постель, пошли в детский сад). Назовём то что необходимо делать каждый день. Если это делать постоянно вырабатывается хорошая привычка. А вот вредность – плохая привычка, приносит человеку только вред.

Таким образом с помощью программы «Добрый мир» мы имеем возможность приобщать, учить, знакомить со всеми нормами христианской жизни.

Я наблюдаю необыкновенную заинтересованность детей на этих занятиях. Атмосфера игры, обсуждения, размышления, слушание музыки, песен, разучивание хороводов, занятия по художественному творчеству и многое другое воспринимается детьми как захватывающие познавательное действие, в котором они принимают активное участие. Все это создаёт светлое и доброе настроение. По программе «Добрый мир», формы занятий носят развивающий характер. Поэтому я использую заложенные в программе две вариативные формы создания предметно-развивающей среды. Это формы маршрутов духовного краеведения: путешествий в режиме повседневной жизни детей - прогулки, на которых их внимание обращается в последовательности библейских дней творения, на творения окружающего мира природы в рамках двора, парка, леса, тех мест которые дети посещают на прогулках; и путешествия в условиях комнаты – по странницам книги Библии.

Результаты детских наблюдений – игровых путешествий отражаются ими в творческих видах художественно-эстетической деятельности: рисовании, конструировании, в танцах, музицировании, в подготовке выставок и т.п.. Так на основе заданных форм работы создаётся развивающая среда созидательной, исследовательской деятельности, наполненная детскими открытиями, озарениями, поиском. При этом у дошкольников успешно развиваются эмоционально-образное мнение, самостоятельный поиск, умение сотрудничества в группе.

В создании развивающей среды я провожу детей через несколько видов деятельности и этапов работы:

  1. Ознакомительно-активный. Наблюдение на прогулке (солнце, свет и т.п.) ответы на вопросы «Что видим?», «Какой?», «Для чего?». Игровая деятельность на эту же тему.
  2. Ознакомительно-аналитический. Занятия в группе, ознакомление с новым материалом. Подбираю методические пособия, вопросы для повторения того что увидели на прогулке. После организую сюжетные и исследовательские работы.
  3. Закрепляюще-проверочный. Провожу практические творческие работы, в форме загадок, ситуаций «обсуждаем – размышляем» требующие применение полученных знаний.

Такая организация работы позволяет мне сформировать у дошкольников предпосылки учебной работы, так как приучает детей к последовательности в организации деятельности, умениям анализировать и обобщать материал.

Таким образом, занятия по программе «Добрый мир» учат детей бережно относиться ко всему, о чём узнают: и к маленькой травинке, и к человеку, научат радоваться красивому доброму миру. Наши дети путешествуя по необыкновенным, дорогам – добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, узнают «золотое правила жизни», учатся руководствоваться в своих действиях повеления совести, беречь окружающий мир и много-много доброго. В детских рисунках видим, как дети рассказывают о нашем мире. Но это не простые рисунки: дети увидели в мире добро и красоту. А научила этому их культура, которая называется духовная культура. Знакомство с этим пластом культуры не только расширяет кругозор ребёнка, но и будет способствовать воспитанию самых главных нравственных качеств, о которых я говорила.

Это важно и потому, что в 1 классе дети будут учиться на основе новых образовательных стандартов, в которых ставятся к личностному развитию детей. В них вводятся новая предметная область «Духовная культура». А наши дети смогут подготовиться к школе уже в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение:« Внедрение авторской программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Как сохранить равственные ценности жизни? Возможно ли их сохранение?Есть ли культурный источник ,сохраняющий неизменными нравственные ценности жизни людей?...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...