«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»
статья
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..» В.А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vystuplenie.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Внедрение авторской программы «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Слапыгина Н.Н.
воспитатель
МДОУ «Детский сад №5»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества..» В.А. Сухомлинский.
Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового пополнения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры».
Задача детского сада – раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребёнку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без общения к духовно-нравственному опыту своего народа.
Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, мы решили принять программу дошкольного образования «Добрый мир» Л.Л. Шевченко.
Православная культура для дошкольников способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории к традиции своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания в художественно-эстетическом, познавательно-речевом развитии.
У обучающихся по этой программе дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.
Второй год я работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир» и не перестаю радоваться каждому занятия – общению: это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру.
Свою работу я веду по трём направлениям:
- самообразование;
- взаимодействие с родителями;
- совместная деятельность с детьми.
Самообразование осуществляю как в коллективе, так и индивидуально: посещаю консультации, семинары, изучаю передовой опыт и новую литературу.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.
Различные формы сотрудничества помогают мне в достижении поставленных целей и задач:
- анкетирование «Выявление мнения родителей на введение курса «Добрый мир», «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации программы «Добрый мир».
- родительские собрания «Знакомство с программой «Добрый мир», «Роль отца в воспитании детей в семье», «Семейный очаг».
- папки-передвижки «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», «В добрый путь», «Добрая забота».
- книги о православном воспитании детей.
- тематические выставки: выставки рисунков, выставки любимых семейных книг «Делимся вечным».
- выставки семейного творчества приуроченные к праздникам: «Рождество Христово», « Пасха» и т.д.
- совместные праздники: «По веленью века, чествует природа пожилого человека», «Мамочка любимая моя».
- активные занятия: «Дружная семья», «Дорога Добра», «Добрая забота», «Светлый праздник».
- акции «Твори Добро».
- фоторепортажи, фотогазеты.
Мы с родителями объединены одной целью: хотим видеть наших детей хорошими, желаем им добра.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет дошкольникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
Программа «Добрый мир» помогает детям:
- Проявить нравственные качества (терпимость и терпение, доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);
- Устремиться к Добру;
- Увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях природы;
- Научиться слушать и слышать одновременно;
- Развивать воображение.
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные формы общения с детьми:
- Чтение детской православной литературы;
- Беседы на нравственные темы;
- Православные праздники;
- Образовательные проекты «Письмо другу»;
- Слушание аудиозаписей (детские православные песни, сказки);
- Просмотр видео фильмов;
- Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий.
- Продуктивная деятельность.
Учитывая, что ведущим видам деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, то я часто приглашаю своих воспитанников в путешествие. Использую две формы путешествия: путешествия на прогулках и путешествия с книгой. Наблюдаем, как устроен мир, учимся видеть и слышать в нём красоту, премудрость.
Путешествуя по страницам Библии и в творческих видах деятельности (рисование, конструирование, лепке, пении, играх) узнаём мир в последовательности библейских дней его сотворения. Эта тема очерчивает смысловые границы православной культуры – сотворение (прекрасный добрый мир – это дар Божий человеку, благодарение - высшая мудрость жизни христианина: он благодарит Творца: «Слава Богу за всё!».
После того, как дети узнали, как был сотворён наш мир, мы узнаём, как устроены отношения в мире, что такое хорошо и что такое плохо, в понимании православия.
Правила, определённые для жизни человека: послушание (Богу, старшему), любовь (милосердие, забота), трудолюбие.
Правила: «Слушай, «Будь милосердным. Помоги» (любовь, забота), «Не спорь! «Прости!» «Будь скромным! Не гордись. Не хвастайся», «Будь честным. Не бери чужого. Не обманывай! Трудись». Показываются нравственные ориентиры (эталоны) – примеры христианского благочестивого поведения. Часто с детьми мы беседуем о добрых и плохих привычках. Учимся анализировать свои поступки. Вспомним, что мы сегодня делали? (умылись, убрали постель, пошли в детский сад). Назовём то что необходимо делать каждый день. Если это делать постоянно вырабатывается хорошая привычка. А вот вредность – плохая привычка, приносит человеку только вред.
Таким образом с помощью программы «Добрый мир» мы имеем возможность приобщать, учить, знакомить со всеми нормами христианской жизни.
Я наблюдаю необыкновенную заинтересованность детей на этих занятиях. Атмосфера игры, обсуждения, размышления, слушание музыки, песен, разучивание хороводов, занятия по художественному творчеству и многое другое воспринимается детьми как захватывающие познавательное действие, в котором они принимают активное участие. Все это создаёт светлое и доброе настроение. По программе «Добрый мир», формы занятий носят развивающий характер. Поэтому я использую заложенные в программе две вариативные формы создания предметно-развивающей среды. Это формы маршрутов духовного краеведения: путешествий в режиме повседневной жизни детей - прогулки, на которых их внимание обращается в последовательности библейских дней творения, на творения окружающего мира природы в рамках двора, парка, леса, тех мест которые дети посещают на прогулках; и путешествия в условиях комнаты – по странницам книги Библии.
Результаты детских наблюдений – игровых путешествий отражаются ими в творческих видах художественно-эстетической деятельности: рисовании, конструировании, в танцах, музицировании, в подготовке выставок и т.п.. Так на основе заданных форм работы создаётся развивающая среда созидательной, исследовательской деятельности, наполненная детскими открытиями, озарениями, поиском. При этом у дошкольников успешно развиваются эмоционально-образное мнение, самостоятельный поиск, умение сотрудничества в группе.
В создании развивающей среды я провожу детей через несколько видов деятельности и этапов работы:
- Ознакомительно-активный. Наблюдение на прогулке (солнце, свет и т.п.) ответы на вопросы «Что видим?», «Какой?», «Для чего?». Игровая деятельность на эту же тему.
- Ознакомительно-аналитический. Занятия в группе, ознакомление с новым материалом. Подбираю методические пособия, вопросы для повторения того что увидели на прогулке. После организую сюжетные и исследовательские работы.
- Закрепляюще-проверочный. Провожу практические творческие работы, в форме загадок, ситуаций «обсуждаем – размышляем» требующие применение полученных знаний.
Такая организация работы позволяет мне сформировать у дошкольников предпосылки учебной работы, так как приучает детей к последовательности в организации деятельности, умениям анализировать и обобщать материал.
Таким образом, занятия по программе «Добрый мир» учат детей бережно относиться ко всему, о чём узнают: и к маленькой травинке, и к человеку, научат радоваться красивому доброму миру. Наши дети путешествуя по необыкновенным, дорогам – добрым маршрутам духовного краеведения, на которых узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, узнают «золотое правила жизни», учатся руководствоваться в своих действиях повеления совести, беречь окружающий мир и много-много доброго. В детских рисунках видим, как дети рассказывают о нашем мире. Но это не простые рисунки: дети увидели в мире добро и красоту. А научила этому их культура, которая называется духовная культура. Знакомство с этим пластом культуры не только расширяет кругозор ребёнка, но и будет способствовать воспитанию самых главных нравственных качеств, о которых я говорила.
Это важно и потому, что в 1 классе дети будут учиться на основе новых образовательных стандартов, в которых ставятся к личностному развитию детей. В них вводятся новая предметная область «Духовная культура». А наши дети смогут подготовиться к школе уже в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сообщение:« Внедрение авторской программы Л.Л.Шевченко «Добрый мир» в систему духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Как сохранить равственные ценности жизни? Возможно ли их сохранение?Есть ли культурный источник ,сохраняющий неизменными нравственные ценности жизни людей?...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...