Педагогический проект по этнокультурному компоненту
проект (подготовительная группа)
Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.
Задачи:
2. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в части совершенствования этнокультурного образования детей в условиях семьи, через консультирование и информирования
3. Совершенствовать содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе для реализации этнокультурного направления основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учётом современных требований.
Участники проекта: дети подготовительной группы -19, воспитатели-1, родители 19.
Сроки проекта: долгосрочный
Продукт проекта: Создание мини-музея Коми - изба
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.
К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".
Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе. Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
- создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.
История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной республики, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной земли.
Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_etnokulturnomu_komponentu.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №120» г. Сыктывкара
Педагогический проект
по этнокультурному компоненту
на 2017 – 2018 учебный год
Воспитатель:
Калинина А.И.
Сыктывкар, 2018
Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.
Задачи:
2. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в части совершенствования этнокультурного образования детей в условиях семьи, через консультирование и информирования
3. Совершенствовать содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе для реализации этнокультурного направления основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учётом современных требований.
Участники проекта: дети подготовительной группы -19, воспитатели-1, родители 19.
Сроки проекта: долгосрочный
Продукт проекта: Создание мини-музея Коми - изба
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.
К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".
Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе. Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
- создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.
История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной республики, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной земли.
Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.
Ноябрь
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Деревянных дел мастера» | Заучивание по модели стихотворения П.Образцов «Желтеют листья на осине» | Консультация для родителей: «Ознакомление с проектом реализации этнокультурного направления в группе на 2016-2017 г.» |
2. | Чтение П. Черкашин «Охотник и Чукля» | Повторение стихов | |
3. | Д. игра «Краеведческое лото». Беседа «Основные виды деятельности народа Коми: охота, рыбалка, изготовление посуды» | Заучивание по модели стихотворения В.Приходько «Улетали лебеди с севера на юг» | |
4. | Беседа: «Наша родина-Россия». Знакомство с картой, гербом, флагом России. Д. игра «Символика страны» | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Изготовление альбома "Коми народные промыслы» |
Декабрь
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Лепная красота» | 1. Практическая деятельность с родителями по изготовлению мнемотаблиц, моделей для разучивания стихотворений. 2. Родительское собрание: «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста» | |
2. | Чтение П. Образцов «Затейница зима», А. Журавлев «Снежная баба» | Повторение стихов | |
3. | Беседа по картинкам «Национальные костюмы народов России» | Заучивание стихотворения по модели | |
4. | Знакомство с коми орнаментом. Д. игра «Найди такой же узор» | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Изготовление альбома «Животные республики Коми» |
Январь
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Коми охотники» | Заучивание стихотворения по модели П. Образцов «Мороз» | Папка-передвижка «Наша родина- Россия» |
2. | Чтение П.Черкашин «Черный песец» | Повторение стихов | |
3. | Рассматривание фотографий, открыток с видами г. Сыктывкара | Заучивание стихотворения по модели А. Журов «Мы живем в глубинке» | |
4. | Отгадывание загадок, ребусов о животных, рыбах, птицах республики Коми (Н.Мельникова «Сундук с добром») | Повторение стихов | |
Развив. среда | Изготовление альбома «Сыктывкар, ты мой город родной» |
Февраль
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Игрушечные истории» | Заучивание стихотворения по модели П. Образцов «Север мой» | Памятка для родителей: «Воспитание добротой» |
2. | Чтение «Ема и две сестры» | Повторение стихов | |
3. | Беседа по картинкам «Защитники Отечества» | Заучивание стихотворения по модели Н Сурикова «Вот моя деревня» | |
4. | Знакомство с картой, гербом, флагом республики Коми. Д. игра «Символика республики» | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Собрать открытки на тему: «Наш любимый Коми край» |
Март
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Закрой глаза, и ты увидишь» | Заучивание стихотворения по модели Г.Виеру «Мамин день» | Семинар «Использование мнемотехники и моделей при обучении пересказыванию и разучиванию стихотворений» |
2. | Чтение С.Попов «Мамин день» С. Демидов «Год начинается с весны» | Повторение стихов | |
3. | Беседа по картинкам «Занятия Коми женщин» (шитье, вязание, вышивка, ткачество). Д. игра «Краеведческое лото» | Заучивание стихотворения по модели Е.Благинина «Посидим в тишине | |
4. | Рассматривание альбома «Народное искусство Коми» | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Собрать картинки на тему: «Лекарственные растения севера» |
Апрель
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Превращения бабочки» | Консультация для родителей: «Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания» | |
2. | Чтение П.Черкашин «Два брата» | Повторение стихов | |
3. | Д.игра «Домино» (Коми орнамент) | Заучивание стихотворения по модели М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны» | |
4. | Знакомство с прошлым. Город Усть-Сысольск | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Альбома «Старый город – Усть-Сысольск» |
Май
День недели Неделя | Вторник | Пятница | Работа с родителями |
1. | Выездная экскурсия краеведческого музея «Они сражались за родину» | Участие родителей в презентации проекта. Альбом семейных фотографий с видами нашего города. НОД «Знакомство с традициями Коми народа». | |
2. | Беседа по картинкам «Этот день победы» Чтение О. Мажова «Пусть будет мир» | Повторение стихов | |
3. | Презентация проекта: НОД «Знакомство с традициями Коми народа». | Презентация проекта: Альбом семейных фотографий с видами нашего города. | |
4. | Рассматривание иллюстраций в книге Е.Габовой «Дети древней земли» | Повторение стихов | |
Разви- вающая среда | Создание мини-музея Коми - изба |
Список литературы:
Г.Виеру «Мамин день»
П. Черкашин «Охотник и Чукля»
В.Приходько «Улетали лебеди с севера на юг»
П. Образцов «Затейница зима»,
А. Журавлев «Снежная баба»
П.Черкашин «Черный песец»
П. Образцов «Север мой»
С.Попов «Мамин день»
С. Демидов «Год начинается с весны»
Е.Благинина «Посидим в тишине
П.Черкашин «Два брата»
М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны»
Е.Габовой «Дети древней земли»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Использование этнокультурного компонента в работе воспитателя"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщённый опыт работы в направлении "Использование этнокультурного компонента в ДОУ". Надеюсь, кому-то будут интересны мои наработки....
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...
Педагогические проекты по этнокультурному компоненту
Одним из основных средств по внедрению национально - регионального и этнокультурного компонента в ДОУ является технология проектирования.Технология проектной деятельности позволяет направить поз...
Педагогический проект «Этнокультурный компонент в ДОУ в рамках реализации Национального проекта «Образования»
Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой народа ханты, его историей, с природой Шурышкарского района....
Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...