РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

гусева татьяна александровна

  Кризисные явления в социально- экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинули их в ряд наиболее актуальных. Этот процесс не обошел и институт семьи. Молодое поколение строит свои семейно-брачные отношения по западно - американскому образцу. Теряют свою ценность такие понятия как «родной дом», «семейная традиция», «родовые ценности», «малая родина»  и др. Вместе с этим уходят в прошлое традиции семейного воспитания через совместные праздники, обеды, трудовые дела.

  Понятие «родной дом» включает в себя не только семью, где родился ребенок и растет, но и ту атмосферу, которая создается в доме обычаями, традициями семьи. С ростом ребенка происходит формирование в семейной атмосфере многих нравственных и гражданских понятий.

  Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

  Разработка рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования (см. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12г.), предъявляемые сегодня к педагогам образовательных учреждений (в Законе РФ «Об образовании», ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п.7 - «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»).
Государственные образовательные стандарты (федеральный и региональный компоненты)  дошкольного образования  являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»  МКОУ « НОВОКАЛМАНСКАЯ СОШ»

Рабочая программа

            по теме: « Духовно-патриотическое  развитие детей старшего дошкольного возраста  на основе изучения истории и традиций  села Новокалманки»                        

Составитель: Гусева Татьяна Александровна

Пояснительная записка.

  Кризисные явления в социально- экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинули их в ряд наиболее актуальных. Этот процесс не обошел и институт семьи. Молодое поколение строит свои семейно-брачные отношения по западно - американскому образцу. Теряют свою ценность такие понятия как «родной дом», «семейная традиция», «родовые ценности», «малая родина»  и др. Вместе с этим уходят в прошлое традиции семейного воспитания через совместные праздники, обеды, трудовые дела.

  Понятие «родной дом» включает в себя не только семью, где родился ребенок и растет, но и ту атмосферу, которая создается в доме обычаями, традициями семьи. С ростом ребенка происходит формирование в семейной атмосфере многих нравственных и гражданских понятий.

  Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

  Разработка рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования (см. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12г.), предъявляемые сегодня к педагогам образовательных учреждений (в Законе РФ «Об образовании», ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п.7 - «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»).
Государственные образовательные стандарты (федеральный и региональный компоненты)  дошкольного образования  являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.

Цель: Создать условия для развития духовно патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе изучения традиций села.

Задачи:

1.Формировать представления детей о истории и традициях села Новокалманки и о его жителях.

2.Вовлечь детей в исследовательскую деятельность по ознакомлению детей с традициями родного села, тружениками села, общественными праздниками .

3. Побудить в детях чувство любви и уважения к своей малой родине, родной земле ,традициям. Поощрять  использованию детьми полученных представлений в повседневной жизни

Комплексно-тематический план

Месяц

Тема

Виды деятельности

Итоговый результат

сентябрь

Семья

Цель: закрепить понятие о семье, ее составе, близких родственниках.

Узнать о семейных  традициях .

Беседы на тему: «Мой друг мама», «Кто хозяин в доме?», «Жили - были дед да баба», «Брат и сестра». «Моя родословная», проведение сюжетно-ролевых игр.

 Рассматривание семейных стенгазет «Наша традиция…»

Привлечение родителей к составлению родословной.

октябрь

Все дороги ведут к дому

Цель: вызывать чувство любви  к родному дому и отношение к нему как ценности

Проведение бесед и сюжетно-ролевых игр « Чур, меня!»,  «Буква «Д», «Слово «Дом», «Без чего дом не бывает».

Экологическая игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»

Наблюдение – сравнение тополя и березы.

Рисование:                      «Мой дом такой…».

Выставка детских рисунков

ноябрь

Малая Родина

Цель: подвести к усвоению понятия «Моя малая родина», познакомить детей с историей образования села. Составить описание своего села.

Обыгрывание проблемной ситуации: «Если ты потерялся».       (Цель: учить детей правильно действовать в трудной ситуации).

Экскурсия на «Болдыреву»  горку (Цель: посмотреть на окрестности села).

Чтение детям: А.С.Денисов «Наш край»

Народная подвижная игра «Ремешок»

Составление альбома « Моё село» совместно с родителями.

декабрь

Природа в родном селе

Цель: содействовать развитию у детей интереса и любви  к родной природе, родному селу, закрепить названия родного села, реки.

Наблюдение: «Какие птицы живут в наших края ?»

Чтение: «Зимний разговор через форточку» (пер. с немецкого К. Орешина)

Презентация: «какие реки протекают в окрестностях села»

Беседа: «Как зимуют дикие звери» (цель: обобщить знания детей о том, как проводят зиму звери, чем питаются).

Рассматривание фотоальбома: «Дикие животные  нашего  края»

Русская народная подвижная игра «Зайцы в лесу»

Прослушивание песни Ю.Антонова «Родные места»

Путешествие в зимний лес.

январь

Улицы нашего села.

Цель: Познакомить детей с названиями улиц . Формировать представление о героях, в честь которых названы улицы.                                    

Беседа: «Улица, на которой я живу»

Рассматривание картины «Председатель Назаров» в школьном музее .Рассказ детям о заслугах бойца.

Экскурсия к памятнику И. А.Назарова  (Цель: обобщить знания детей о великом человеке, в честь которого названа главная улица села.

Презентация     « Вот эта улица, вот этот дом»

февраль

  Совместные праздники

Цель: Знакомить детей с обычаями и традициями празднования русско-народных и календарных праздников.

Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».

 Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

Изобразительная деятельность на тему: «как мы провели праздник».  

Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

Акция: «Старой книжке – новая жизнь» (ремонт порванных книг).

Выставка фотографий «

.Оформление фотоальбома «Наши праздники».

март

Достопримечательности села.

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями села. Способствовать воспитанию у детей чувств любви и уважения к памятным местам.

Целевая прогулка к момериалу памяти погибших в ВОВ.

Рисование на тему «Село моё родное»

Сюжетно ролевые игры: «Магазин» , «Сельский дом культуры», «Школа»

Д\И «Знатоки села»

Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Создать стенгазету «Достопримечательности села».

апрель

Труд взрослых в родном селе

Цель:  Дать понятие о сельских профессиях. Воспитывать уважение ко всем профессиям.

Рассматривание картинок с изображением людей сельских профессий (хлебороба, овощевода, доярки, пчеловода), фотографии родителей на работе, фотографии с видами села

Проект «Труженики села»

Конкурс рисунков «я хочу стать…»

Видео-презентация « Когда я вырасту ,я стану…»

май

Боевая слава села.

Цель: создать представление о защитниках Отечества, воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости за ее историческое прошлое.

Беседа: «Они защищали Родину»

Рассматривание открыток о ВОВ,

экскурсия в школьный музей, изготовление праздничных открыток, поздравление ветеранов 9 мая

Экологическая игра «Найди дерево по описанию» (цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке д/сада)

Акция: «Наш цветник» (посев семян цветов, и высадка рассады в грунт на клумбы участка д/с

Родителям:

Объяснять ребенк

Участие в празднике села посвященному  празднованию 70 летию победы.

Ожидаемый результат:

  • Сформированы представления  о родном доме, семье, малой родине.
  • Стремление воспитанников участвовать в благоустройстве своего дома, в самообслуживании, стремлении знать о своих родителях и своих предках.
  • Активное участие детей в творческих, сюжетно-ролевых играх по теме рабочей программы.
  • Проявление интереса, желания знакомиться с традициями семьи  истории села.

Мониторинг реализации программы:

Планируемый результат

Используемые методики

Периодичность

эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);

практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Беседы

Праздники

Викторины

Экскурсии

Конкурсы рисунков

Наблюдения

Рассматривание иллюстраций, картинок, картин, фотографий

Просмотр презентаций

Выставки фотографий, рисунков, поделок

Экологические игры, народные подвижные игры, дидактические игры

Начальный этап

Промежуточный этап

Итоговый этап

Методическое обеспечение.

1.Дидактические игры.

2.Плакаты.

3.Картинки.

4.Альбомы с фотографиями.

5.Презентации.  Проекты

6.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

7.Технические средства: мультимедийное оборудование, DVD плеер, аудиоплеер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы (6-7 лет)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников....

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей с 4 до 5 лет «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»

Рабочая программа по патриотическому воспитанию  детей  с 4 до 5 лет  «С чего начинается Родина? "...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...