Рабочая программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия «Патриотизм начинается с детства»
рабочая программа по физкультуре на тему
Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотичесого воспитания дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
«Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области
Принята на заседании
педагогического совета
от «____»______2015г.
протокол №_______
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
детский сад «Подснежник»
______________/В.А. Огаркова
«___»________________2015г.
Рабочая программа
по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия
«Патриотизм начинается с детства»
Возраст детей от 4 до 7 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Колесникова Светлана Валерьевна
инструктор по физической культуре
I кв. категории
МКДОУ д/с «Подснежник»
пгт Подосиновец
пгт Подосиновец 2015 г.
Содержание
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка: ……………………………………………...3
а) Актуальность…………………………………………………...3
б) Особенности и новизна………………………………………..4
в) Практическая значимость……………………………………..4
г) Цель, задачи………………………………………………….....5
д) Возраст детей…………………………………………………..5
е) Срок реализации программы………………………………….5
2. Нормативно-правовая база…………………………………………...5
3. Принципы построения программы…………………………………..6
4. Условия реализации программы……………………………………..7
II. Содержательный раздел:
1. Организация образовательной деятельности………………………..8
2. Планируемые результаты освоения программы:…………………..10
а) Общие планируемые результаты освоения программы…….10
б) На этапе завершения младшего дошкольного возраста…….11
в) На этапе завершения дошкольного образования………….11
3. Система мониторинга. ……………………………………………….12
4. Календарно-тематическое планирование физкультурно-массовых мероприятий:…………………………………………………………….13
а) Младший дошкольный возраст……………………………….13
б) Старший дошкольный возраст………………………………..15
III. Материально-техническое обеспечение………………………...19
IV. Список литературы………………………………………………..19
V. Приложения………………………………………………………….21
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка:
Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, морально-нравственному и познавательному развитию, развитию физических качеств. Основу программы составляют мероприятия, которые планируются с учётом возможностей, условий, особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения.
а) Актуальность:
В настоящее время во внутренней политике нашего государства идёт большая работа по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и популяризации спорта.
Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации с 2000 по 2025 гг.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, воспитательный идеал, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.
Как отмечают психологи (А.В. Запорожец, В.А. Петровский) дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает патриотическое воспитание дошкольников и строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом и выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в каждой образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС.
В МКДОУ детский сад «Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области была разработана программа по патриотическому воспитанию дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия, потому что физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом являются эффективным средством решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» подчёркнуто, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
б) Новизна программы заключается в системном использовании средств физической культуры и спорта для создания среды ориентированной на нравственно-патриотическое воспитание и взаимодействия всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
в) Практическая значимость:
– в оптимизации условий патриотического воспитания дошкольников и дополнении содержательной базы системы физического воспитания детей в детском саду, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- в создании методического обеспечения процесса сопровождения по патриотическому воспитанию дошкольников (разработок различных форм работы с детьми и родителями и др.).
Программа доступна в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей:
– воспитателями, старшими воспитателями, специалистами дошкольной педагогики в плане методических разработок по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий;
– родителями, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Благодаря целенаправленной работе, с применением разнообразных форм и методов, у педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
г) Цель: воспитание патриотических чувств и национального самосознания у детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения.
Следуя этой цели, решаются следующие задачи:
1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.
2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. Развивать у детей терпение и выносливость.
5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, посёлок, область, страну.
6. Воспитывать личность гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому России, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.
7. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
8. Повышать компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей, обеспечивать педагогическую поддержку семьям воспитанников.
д) Возраст детей: рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста: 4-5 лет (2 младшая, средняя группы)и старшего дошкольного возраста 6-7 лет (старшая и подготовительная группы)
е) Срок реализации программы: программа рассчитана на учебный год
2. Нормативно-правовая база.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г №273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329 – ФЗ;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1493;
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (с 2000 по 2025 гг) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751;
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.
3. Рабочая программа опирается на следующие принципы:
1. Принцип развития подразумевает появление у детей нового отношения к себе, близким людям, сверстникам, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование новых способностей, интересов, освоение новых способов деятельности. Дети стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу, стараются получить результат.
2. Принцип самоценности дошкольного возраста предполагает использование таких видов деятельности, которые способствуют гармоничному психофизиологическому развитию, формируют необходимые ЗУН.
3. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия осуществляется в сотрудничестве взрослых и детей. Взрослые через индивидуальный подход создают условия для проявления и реализации детьми своей индивидуальности. Предъявляют адекватные требования, используют формы и методы работы соответственно возрасту и особенностям развития.
4. Принцип полноты содержания образования, создание условий для всех линий развития: познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического.
5. Принцип интеграции образовательных областей через сочетание различных видов детской деятельности в разных мероприятиях.
6. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности.
7. Принцип преемственности, согласованность в подходах к воспитанию и обучению ребёнка в ДОУ и семье. Цели, задачи, содержание обеспечивают преемственность в работе с начальной школой.
8. Принцип связи с жизнью. Культуросообразность. Содержание образовательной деятельности в программе находит отражение в реальной жизни. Дети усваивают традиции, культуру своего края, страны.
9. Принцип сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, вовлечение их в образовательную деятельность.
4. Условия реализации программы.
- Использование комплексного подхода. При реализации патриотического воспитания дошкольников через физкультурно-массовые мероприятия решаются задачи не только непосредственно нравственного, физического, но и умственного, трудового, эстетического воспитания.
- Создание положительного психологического климата в детском коллективе Проводимые мероприятия должны быть интересны, запоминающимися, вызывать радость, сопричастность к общему делу, стимулировать позитивное общение.
- Работа строится с учётом возраста детей, индивидуальных особенностей (уровнем мотивации, физического развития, мышления, умственных способностей, социально-личностной зрелости).
- Педагогическая поддержка семей воспитанников. Изучение социального статуса семей и образовательных потребностей.
- Привлечение социальных партнёров в рамках преемственности в вопросе по патриотическому воспитанию для более полного и углублённого формирования патриотического самосознания, познавательной, социальной мотивации воспитанников к саморазвитию, самореализации средствами физической культуры: МКДОУ д/с «Светлячок», ДЮСШ, дом детского творчества, военно-патриотический клуб «Долг», военно-морской клуб «Альбатрос», районная детская библиотека, краеведческий музей, администрация посёлка, СМИ районная газета «Знамя».
- Участие воспитанников совместно с родителями и педагогами в государственных праздниках, акциях, спортивных мероприятиях проводимых в посёлке, районе, области создает благоприятные условия для расширения представлений детей о традициях посёлка и исторических событиях страны.
- Использование социокультурных и физкультурно-оздоровительных объектов посёлка: сквер воинам-победителям, сосновый парк с беговыми дорожками, волейбольная и баскетбольная и тренажёрная площадки; физкультурные площадки ДОУ и школы, лыжная база «Рамешки».
- Организация предметно-развивающей среды. Наличие учебно-наглядных пособий, дидактических материалов.
- Учет особенностей организации образовательной деятельности в ОУ.
Данная программа дополняет содержание по патриотическому воспитанию детей основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.
II. Содержательный раздел:
1. Организация образовательной деятельности по реализации программы.
Образовательная деятельность по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе подготовки, организации и проведении специально разработанных физкультурных сюжетных занятиях, проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников, развлечений и досугов, тематических спортивно —развлекательных мероприятиях, соревнованиях, конкурсах, проектной деятельности. Работа с детьми ведётся систематически и последовательно, согласно перспективному плану работы на учебный год.
Для более доступного и удобного осуществления программного содержания все проводимые спортивно-массовые мероприятия разделены на направления:
- Физкультурно-развлекательное,
- Физкультурно-спортивное,
- Военно-патриотическое.
Каждое направление решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании.
Физкультурно – развлекательное направление решает задачи физкультурно-оздоровительного цикла образовательной области физическая культура и направлено на укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками, родителями, на формирование позитивной социализации, ЗОЖ, сбережение и укрепление своего здоровья, поддержание народных традиций, семейных обычаев. В содержание физкультурно-развлекательного направления входят такие мероприятия как «День Здоровья», праздник «Масленица», тематические спортивные развлечения - «Весёлые старты», «Папы, вперёд!», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я - спортивная семья», совместные занятия с родителями на День Матери, 8 марта, День Отца, конкурсы фотографий, рисунков «Наша спортивная семья» «Мы любим спорт», участие во Всероссийской акции «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» в разных номинациях.
Физкультурно-спортивное направление направлено на развитие физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, меткости, совершенствование двигательных умений и навыков, приобщение к традициям большого спорта, формирование командного духа, таких волевых качеств личности как настойчивость выдержка, целеустремлённость, воспитание характера, нравственных и моральных качеств, мотивацию к занятиям спортом, нравственную и гражданскую позицию о социально значимых ценностях. Содержание физкультурно-спортивного направления включает проведение спортивных игр (футбол, волейбол, хоккей), занятий-тренировок, Спартакиад (осеняя и весенняя) между возрастными параллелями, проект «Олимпийские игры в детском саду», районные соревнования на первенство поселка по лыжным гонкам на личное и командное первенство среди дошкольников, районные соревнования по легкоатлетическому четырёхборью на личное и командное первенство среди детей дошкольного возраста, лыжные гонки с папами на 23 февраля. Участие воспитанников в «Лыжне России», сдаче норм ГТО.
Военно-патриотическое направление воспитывает чувства уважения, гордости за своих отцов, дедов, свою страну, приобщает к патриотическим ценностям, формирует детские представления о Российской армии, военной службе, военных профессиях, учит проявлять смекалку, находчивость, сообразительность. Содержание военно-патриотического направления составляют: праздник «День защитников отечества», «Зарница», «Смотр строя и песни» тематические физкультурные развлечения «Если только захотим, то мы в космос полетим».
Для проведения каждого мероприятия проводится большая подготовительная работа, которая охватывает всех участников образовательного процесса.
Организуются различные формы совместной деятельности взрослых и детей: посещение детской библиотеки на познавательные беседы, викторины, просмотр презентаций; посещение тематических выставок в музее; прогулки в парк, где проводят подвижные и спортивные игры; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, заучивание стихов, подготовка музыкальных номеров совместно с музыкальным руководителем, участие в проектной деятельности.
Для привлечения родителей организуются такие формы работы как: мастер классы, практикумы по изготовлению эмблем, атрибутов, плакатов с лозунгами поддержки своих команд, придумывают название команд, девизы, речёвки. Они привлекаются к участию в акциях, конкурсах, выставках патриотического содержания различного уровня, выставляют свои команды на олимпиады, соревнования, формируют группы поддержки. Работа по патриотическому воспитанию освещается на сайте ДОУ, даётся информация в родительские уголки – буклеты, стенгазеты.
При организации мероприятий учитывается возраст детей. На Масленице малыши принимают активное участие в народных играх, а старшие принимают на себя роли ведущих, состязаются в забавах – перетягивание каната, боях на подушках. В соревнованиях младшие дошкольники зрители и участники концертных номеров. Для мальчиков и девочек даются разные по сложности задания. Особое внимание уделяется привлечению к физкультурно-массовым мероприятиям детей из неблагополучных семей. Для болельщиков всегда устраиваются весёлые эстафеты, викторины. Награждение особо отличившихся детей, родителей дает положительный настрой всем собравшимся, стимулирует желание принимать активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях, стремление повышать свое спортивное мастерство.
Создаётся развивающая предметно-пространственная среда. Мероприятия проходят в торжественной обстановке, на красочно оформленной площадке во дворе детского сада или музыкальном зале.
2. Планируемые результаты освоения детьми программы:
а) Общие планируемые результаты освоения программы:
- Повышение качества образования и работы по патриотическому воспитанию в детском саду.
- Пополнение материально-технической базы детского сада.
- Снижение пропусков дней в год по болезни на одного ребёнка.
- Отсутствие случаев травматизма детей.
- Положительная динамика развития физических качеств и навыков детей.
- Повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания детей, активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях, акциях, конкурсах различного уровня.
- Участие в Параде Победы 9 мая пгт Подосиновец с показательными выступлениями строевой подготовки.
- Выставки продуктов проектной деятельности (плакаты, стенгазеты, поделки, фотографии).
- Создание презентации «Наша спортивная жизнь».
- Призовые места в конкурсах, смотрах, соревнованиях.
- Значки ГТО у выпускников ДОУ к 1 классу школы.
б) На этапе завершения младшего дошкольного возраста:
Физкультурно-развлекательные направление:
- Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных физкультурно спортивных мероприятиях, играх, следует игровым правилам.
- Ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, значении здорового образа жизни для людей, соблюдает элементарные правила гигиены.
Физкультурно-спортивное направление:
- Проявляет интерес к двигательной активности, занятиям спортом, физической культуре, инициативу и самостоятельность.
- Имеет элементарные представления о видах спорта, спортсменах, спортивных соревнованиях, олимпийском движении.
Военно-патриотическое направление
- Имеет элементарные представления о некоторых родах войск, профессиях военных, военной технике.
- Имеет представление о символике поселка, района, области, страны.
в) На этапе завершения дошкольного образования:
Физкультурно-развлекательное направление:
- Участвует в совместных физкультурно спортивных мероприятиях, позитивно общается со взрослыми и сверстниками.
- Имеет представление о национальных обычаях, традициях, фольклоре.
- Соблюдает правила личной гигиены и ЗОЖ.
- Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
Физкультурно-спортивное направление:
- Принимает активное участие в физкультурно-массовых мероприятиях.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Стремится повышать свое спортивное мастерство.
- Обладает чувством собственного достоинства, способен к волевым усилиям.
- Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
- Знает летние и зимние виды спорта, некоторых знаменитых спортсменов, соблюдает правила спортивных игр, имеет представление о олимпийском движении.
Военно-патриотическое направление:
- Имеет краткие сведения об истории посёлка, района, области, страны.
- Знает герб, флаг Российской Федерации.
- Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах- защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Имеет представления о родах войск, профессиях военных, военной технике.
- Имеет представление о государственных праздниках.
- Владеет элементами строевой подготовки.
3. Система мониторинга.
- Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май). Критерии диагностических процедур: интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач, проблемных ситуаций, связанных с нравственно-патриотическим содержанием; адекватность детских ответов и решений; самостоятельность применения знаний, умений, навыков.
Методы диагностики: наблюдение за проявлением активности в ходе совместной и самостоятельной деятельности, опросы, беседы, и т.д.
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
- Мониторинг физического развития детей по нормативам.
Дополнительно оценка эффективности реализации программы осуществляется на анализе следующих показателей:
- Учёт случаев заболеваемости на одного ребёнка (журнал)
- Учёт случаев травматизма (журнал)
- Наличие грамот за призовые командные места, личное первенство за участие в конкурсах, спартакиадах, соревнованиях, смотрах.
- Анкета для родителей по определению компетентности в вопросе патриотического воспитания, удовлетворённости процессом и результатами совместной работой детского сада и семьи по физическому развитию
- Активность родителей при организации и участии в спортивно-массовых мероприятиях.
4. Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий.
а) Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий в младшем дошкольном возрасте (4-5 лет)
Месяцы | Формы работы | Задачи | Ответственный | Участники | ||
Физкультурно-развлекательные направление | ||||||
Сентябрь | Физкультурное развлечение «Осенние забавы» | Доставить детям радость, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА, воспитывать уважение к труду взрослых | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Дети 2 младших, средних групп | ||
Октябрь | Фотовыставка семейного отдыха «Вот оно какое наше лето!» | Поддержание семейных традиций в физическом воспитании детей | Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели | Родители, дети 2 младших, средних групп | ||
Ноябрь | Совместные занятия с мамами «В школе веселых мячей», «Морское путешествие» | Доставить детям радость от совместного общения с мамами, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА | Инструктор по ФК, | Дети 2 младших, средних групп | ||
Декабрь | Физкультурное развлечение «Нам морозы не страшны» | Доставить детям радость, развивать ДА, закрепить правила поведения зимой на улице | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Дети 2 младших, средних групп | ||
Январь | Проектная деятельность - день здоровья «Быть здоровым – здорово!» | Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества | Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Родители, дети 2 младших, средних групп | ||
Февраль | Совместное физкультурное занятие с папами «Вместе с папой», «Папа самый лучший друг!» | Доставить детям радость от совместного общения с папами, приобщать к ЗОЖ, развивать ДА | Инструктор по ФК | Папы, дети 2 младших, средних групп | ||
Март | Мастер классы: «Нетрадиционные методы оздоровления», «Подвижные игры с детьми на улице» | Приобщение семьи к ЗОЖ, формирование семейных традиций | Инструктор по ФК | Родители, дети 2 младших, средних групп | ||
Апрель | Физкультурное развлечение «Отворяй ворота Масленица пришла!» | Доставить детям радость от народных игр, приобщать детей к народным традиция, развивать ДА | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Дети 2 младших, средних групп совместно с подготовительными и старшими группами | ||
Июль | Физкультурный досуг «Я люблю свою семью» (конкурсная спортивно-развлекательная программа к дню семьи) | Приобщение родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формирование семейных традиций, ЗОЖ, развитие ДА детей | Инструктор по ФК, воспитатели | Родители, дети 2 младших, средних групп | ||
Август | Мастер класс «Изготовление нестандартного спортивного оборудования из бросового материала» Проектная деятельность - день здоровья «Будь здоров!» | Изготовление пособий по физической культуре для повышения двигательной активности детей дома Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества | Инструктор по ФК Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели | Родители, дети 2 младших, средних групп | ||
Физкультурно-спортивное направление | ||||||
Март | Физкультурный праздник «Мамы спортивные наши» | Приобщать родителей к физкультуре и спорту, развивать у детей двигательные качества, эмоциональную и нравственную сферу, воспитывать любовь и уважение к матери | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Мамы, дети 2 младших, средних групп | ||
Июнь | Летний спортивный праздник «Лето красное пришло – отдых, радость принесло!» | Приобщать детей к физкультуре и спорту, укреплять их здоровье, воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий, развивать двигательные и физические качества | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Дети 2 младших, средних групп совместно с подготовительными и старшими группами | ||
Военно-патриотическое направление | ||||||
Февраль | Физкультурный праздник «Ай да папа, ай да я!» | Расширять представления детей о защитниках Отечества, воспитывать любовь к Родине и желание вырасти похожими на смелых и умелых солдат | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель, ДДТ студия «Клип» (видеоролик «Рассказ о папе» | Папы, дети 2 младших, средних групп | ||
Май | Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели |
б) Календарно-тематическое планирование спортивно-массовых мероприятий в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
Месяцы | Формы работы | Задачи | Ответственный | Участники | |||
Физкультурно-развлекательное направление | |||||||
Сентябрь | Фотовыставка семейного отдыха «Наше спортивное лето!» | Поддержание семейных традиций в физическом воспитании детей | Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели | Родители, дети старших, подготовительных групп | |||
Ноябрь | Физкультурные досуги «Мамы, на старт, внимание ..!», «Весёлые старты» (конкурсная спортивно-развлекательная программа к Дню матери) | Приобщение родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формирование семейных традиций, ЗОЖ, развитие ДА детей, воспитание любви и уважения к матери | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели | Мамы, дети старших, подготовительных групп | |||
Декабрь | Физкультурное развлечение «Здравствуй, Зимушка Зима!» Мастер класс «Создание лэпбука на спортивную тематику и здоровье» | Закреплять знания о зимних видах спорта, совершенствовать физические навыки и умения, воспитывать чувство сопереживания, эмпатии Мотивировать родителей на использование в совместной деятельности с ребенком методов, приёмов, игровых заданий, представить педагогический опыт по использованию современных педагогических технологий в воспитании детей дошкольного возраста | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель Инструктор по ФК, | Дети старших, подготовительных групп Родители | |||
Январь | Проектная деятельность - день здоровья «Быть здоровым – здорово!» | Закреплять культурно-гигиенические навыки у детей, приобщать детей к занятиям физкультурой и к ЗОЖ, развивать двигательные навыки, выдержку и внимание в играх и эстафетах, создать радостное эмоциональное настроение | Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели | Родители, дети старших, подготовительных групп | |||
Апрель | Физкультурное развлечение «Отворяй ворота Масленица пришла!» Тематическое физкультурное занятие «Космические приключения» | Доставить детям радость от народных игр, приобщать детей к народным традиция, развивать ДА Расширять и углублять знания детей о космосе, героев космоса, о строении солнечной системы, воспитывать чувство гордости за достижения Российской космонавтики, развивать физические качества, Воспитывать самостоятельность, активность, товарищеские чувства умение работать в коллективе. | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель Инструктор по ФК, | Дети подготовительных, старших групп совместно с 2 младшими, средними группами Дети подготовительных, старших групп | |||
Июнь | Летний спортивный праздник «Лето красное пришло – отдых, радость принесло!» | Приобщать детей к физкультуре и спорту, укреплять их здоровье, воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий, развивать двигательные качества | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель | Дети подготовительных, старших групп совместно с 2 младшими, средними группами | |||
Август | Проектная деятельность - день здоровья «Будь здоров!» | Формировать у детей сознательную установку на ЗОЖ, развивать познавательный интерес, физические качества | Старший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели | Родители, дети старших, подготовительных групп | |||
Физкультурно-спортивное направление | |||||||
Октябрь | Спартакиада «Осенние старты» | Развивать интерес к физической культуре и спорту, стремление к победе, способствовать реализации двигательного потенциала, закреплять навыки в беге, прыжках, метании, воспитывать уверенность в своих силах. | Инструктор по ФК, тренеры ДЮСШ, Районная детская библиотека | Дети старших, подготовительных групп | |||
Февраль | Лыжные гонки «А ну-ка, папы!» | Приобщать родителей к физкультуре и спорту, развивать у детей двигательные качества, выносливость, воспитывать гордость за своих отцов | Инструктор по ФК, тренеры ДЮСШ | Папы, дети подготовительных групп | |||
Март | Соревнования по лыжным гонкам на личное и командное первенство пгт Подосиновец среди дошкольников | Развивать интерес к физической культуре и спорту, стремление к победе, воспитывать уверенность в своих силах. | Инструктор по ФК, тренеры ДЮСШ | Дети старших, подготовительных групп | |||
Май | Соревнования по легкоатлетическому многоборью на личное и командное первенство пгт Подосиновец среди дошкольников | Развивать интерес к физической культуре и спорту, воспитывать уверенность в своих силах, эмоционально-волевые качества в условиях соревнования | Инструктор по ФК, тренеры ДЮСШ | Дети старших, подготовительных групп | |||
Июль | Неделя спортивных игр и забав Проектная деятельность «Олимпийские игры в детском саду» (1раз в 4 года) | Вызвать у детей положительные эмоции, доброе, жизнерадостное настроение через двигательную, игровую, познавательную деятельность, закрепить навыки в летних видах спорта. Приобщать детей к физической культуре и спорту, олимпийскому движению, совершенствовать двигательные и физические качества в соревновательной форме, воспитывать внимание, уважение к сопернику, волю к победе, взаимопомощь, терпение и целеустремлённость, способствовать положительному эмоциональному подъёму детей и их родителей. | Инструктор по ФК, воспитатели Старший воспитатель, инструктор по ФК, воспитатели, тренеры ДЮСШ, Районная детская библиотека | Дети старших, подготовительных групп Родители, дети старших, подготовительных групп | |||
Военно-патриотическое направление | |||||||
Февраль | Военно-патриотическая игра «Большие манёвры» | Приобщать родителей к физкультурно-массовым мероприятиям в ДОУ, формировать у детей знания о профессиях военных, о защитниках Родин развивать смекалку, находчивость, ловкость, выносливость, силу воли, воспитывать чувства сплочённости, взаимовыручки | Инструктор по ФК, | Папы, дети подготовительных групп | |||
Май | Смотр-конкурс строя и песни Военно-патриотическая игра «Зарница» | Формировать чувства патриотизма, любви к Родине, учить детей работать в коллективе, подчиняться определенным правилам, развивать чувство дисциплины и товарищества, развивать чувство гордости за достижение каждого в отдельности и команды, выработать навыки строевой подготовки. Закреплять знания детей о воинских специальностях, родах войск, развивать физические качества, воспитывать чувство взаимовыручки, товарищеской поддержки, самостоятельность, дисциплину, чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. | Инструктор по ФК, музыкальный руководитель, воспитатели, ДДТ, РДК | Дети старших, подготовительных групп Дети старших групп |
III. Материально-техническое обеспечение
Для качественной реализации программы по всем направлениям в детском саду должны быть следующие методические и дидактические материалы, оборудование:
- методическая литература;
- физкультурно-спортивное оборудование;
- атрибуты к подвижным и спортивным играм;
- наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, портреты, плакаты, тематические альбомы, фотографии, репродукции картин, презентации (Государственная символика, символика Кировской области, Подосиновского района и пгт. Подосиновец, карты, глобус, иллюстрации различных видов спорта, различных видов войск, профессий военных, портреты героев и т.д.);
- детская художественная литература в соответствие с возрастом детей;
- электронные образовательные ресурсы современные средства ТСО: ноутбук проектор;
- аудиозаписи.
Материально техническое оснащение и оборудование, пространственная организационная среда должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
IV. Список литературы
1. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание 2004 № 1. С. 46-51.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
4. Карта индивидуального развития ребёнка: Педагогическая диагностика» практический материал для педагогов дошкольных групп: дидактическое пособие /авт.-сост. Арасланова Е.В., Ефремова Е.С., Севастьянова И.Н., ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 20015. – 40 с.
5. Лысова В.А. Спортивные праздники и развлечения (младший, средний, старший возраст). 2001.
6. Луконина Н., Чудова Л. Физкультурные праздники в детском саду. 2003.
7. Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888.
Журнал «Инструктор по физкультуре» № 2. - 2012; № 5, № 8. — 2015.
8. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А.Муравьёв. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 128 с. (дошкольное воспитание и развитие)
9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ детского сада "Подснежник» пгт Подосиновец.
10. Тарасова Т.А. Контроль Физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
11. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды / Е. Шаламова // Ребёнок в детском саду. – 2009. – № 5; 2010. – № 1.
12. Шебеко В.Н. – Физкультурные праздники в детском саду: творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.
13. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. 1999.
V. Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".
Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...
«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)
Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...
Педагогический практико-ориентированный проект нравственно-патриотического воспитания дошкольников через краеведение «Детство с родным городом»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через призму культурно - досуговых мероприятий».
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.Н.Г. Чернышевский...