Путешествие к бабушке Татье (региональный компонент)
план-конспект занятия (младшая группа)

Знакомство детей с промыслами и бытом  народов ханты и манси

1. Дать знания  о богатстве родного края; и закрепить знания детей о быте коренных народов Севера.

2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.

3.Воспитывать любовь и интерес к малой Родине – месту, где дети живут и растут. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naydem_mamu_olenenku.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое учреждение ХМАО - Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект открытого мероприятия

                    Путешествие к бабушке Татье

                     (региональный компонент)

подготовила

                                                                                             воспитатель гр.№8

                                                                                 Елина З.И.

                                                             

г. Урай

2017

Цель: Познакомить детей с промыслами и бытом  народов Ханты.

Интегрируемые области: познание, здоровье, безопасность, физическая культура.

Форма организации: подгрупповая

Продолжительность занятия: 25 минут

Программное содержание:
1. Дать знания  о богатстве родного края; и закрепить знания детей о быте коренных народов Севера.

2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.

3.Воспитывать любовь и интерес к малой Родине – месту, где дети живут и растут. 
Материал – слайды (презентация) костюм ханты, чум, ягоды клюквы, «Береза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы, 
Предварительная работа:

Чтение сказок Хантыйского народа. Беседы о жизни и быте коренного населения Ханты, рассматривание иллюстрации.

(заходим в группу)

В – Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся.

(дети здороваются)

В. –И  мы с вами отправимся в путешествие.

Я хочу, чтобы у нас все получилось, и целый день было хорошее настроение!

-Ребята мы с вами живем в Ханты - Мансийском автономном округе

-  Как называется округ, в котором мы живём?

Д. -  (Югра).

-Правильно  округ  называется Югра. Здесь живут народы ханты и манси.

(Слайд 2)

В.- Ребята, мы уже знаем, что ханты живут далеко в тайге, а основное занятие у мужчин-ханты и манси, это охота, рыболовство, оленеводство.

(слайд 3-4)

В.- Ребята, олень заменяет ханты транспорт, даёт мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами.

Хантыйские женщины готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством, осенью сбором ягоды.

(Слайд 5,)

Брусника – по Хантыйски - «бордовая ягода». Черника - на хантыйском языке – «сэвпсы», очень полезна. Голубика для народов Севера – важный продукт питания, источник витаминов, лекарственное средство. Клюква - в переводе - ягода на кочке.

В.- Морошка — ягода-хамелеон: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся жёлтыми. Народное название — «моховая смородина». «Морошку запасать – болезней не знать!»

Очень любят Ханты и манси: бруснику, клюкву, чернику, голубику, они у них вместо конфет. В ягодах очень много полезных витаминов, на зиму ягоды замораживали и принимали при простудных заболеваниях.

(слайд 6-7)

В. – Из березовой бересты плели, лукошки, туесочки для ягод и грибов, корзиночки, игрушки, люльки для малышей.

 (слайд 8 письмо хантейки)

В. - ребята поможем,

Д.- да

В.- На севере очень холодно, поэтому надо тепло одеться. Наденем шапки, шубы, валенки, варежки (имитация движений). 

В. - А на чем же мы отправимся?

Можно пойти пешком, на самолете, поезде или  машине.

 (дети выбирают картинки транспорта)

В. -Какой звук издает твой вид транспорта? (как сигналит машина, как гудит самолет, поезд)

Д.- бип-бип-бип, у-у-у-у, чух-чух-чух.

В. -хорошо, я предлагаю полететь на самолете, нужно взять с собой лыжи. Чтобы не провалиться в снегу,

 быстрее добраться до стойбища и найти олененка.

(садимся в самолет, приседаем)

В.- Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Заведите моторы! У-у-у полетели.

(Слайд 9 летим два круга)

Ребята, посмотрите в окно, не видно ли олененка?

Д.- Нет, не видно.

(слайд10) . (Волк догоняет олененка)

В.-  ребятки придется сделать посадку и спасти олененка.

(слайд 11 плач олененка и идем на лыжах)

Ой, кто же это здесь плачет.

(достаю игрушку олененка)

В. - Ребятки посмотри, как дорожит олененок Кого испугался олененок?

Д. – Испугался волка, страшно ему.

В. - У него большие глаза, тоненькие ножки, и маленький хвостик.

В.- он потерялся, когда убегал от злого волка. Погладьте его, пожалейте, какой он мягкий, а какой у него хвостик?

Д.- хвостик маленький.

В.- не расстраивайся олененок, мы поможем тебе найти  твою маму, не переживай малыш. Ребята, проводим его домой?

Д. – Да поможем.

В. - Давайте на лыжах пойдем. Снег глубокий, а на лыжах мы не будем проваливаться.

( Дети «становятся» на лыжи и друг за другом идут)  

Пойдем все друг за другом, за мной.

(Имитация ходьбы на лыжах. Два круга).

(Слайд 12 Аудиозапись метель)

 В. - Холодно. Снимем лыжи. Погреемся.

(Обнимаем себя, растираем).

В.- ух - как холодно! (2-3 раза)

В.- оглядимся, не видать ли мамы олененка.

(повороты вправо, влево)

Посмотрим в бинокли.

(смотрим в бинокль)

В. Никого не видно, все животные севера испугались звука самолета и разбежались, кто куда, спрятались.

Смотрите! Здесь какие-то следы. 

(На полу лежат изображения следов оленя и собаки).

И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)

В.: Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище ханты.

(Слайд 13)

 В.- ребята, кто это?

Д.-  олени.

В.- Сколько здесь оленей?

Д.- много.

В.- Покажите на пальчиках?

(дети показывают)

И которая же твоя мама? Беги малыш, ищи свою маму, она ждет тебя.

О. - Спасибо ребятки, помогли мне найти мою маму.

(Слайд 14-15)

(убираю олененка за телевизор)

(обращаю внимание детей на чум)

В.- ребятки посмотрите, что это за дом?

Д. - это чум.

В. – правильно это чум в нем, живет бабушка Татья, которая нас ждет в гости.

Д.- пойдем.

В.- постойте здесь минуточку, тихо, тихо. Я пойду, посмотрю.

(резко поворачиваюсь)

В.- нет, не пройти, на пути речка, а мостик сломан. Что же нам сделать?  

 Подойдите ко мне, здесь есть мостик, но он сломался, нужно его отремонтировать.

 Пальчиковая гимнастика.

Сначала погреем пальчики.

Раз, два, три, четыре пять,

(хлопаем в ладошки)

Будем мостик поправлять,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальцами подвигаем,

(шевелим пальчиками)

От радости попрыгаем.

(прыжки на 2-х ногах)

«Живая картина» «Ремонтируем мостик»

В.- берем пластилин, и катаем бревнышки, аккуратно выкладываем бревнышки.  

(вытираем руки влажной салфеткой)

В. - Вот посмотрите, мостик красивый, целый теперь мы можем перейти через яму. А мостик узенький. Давайте, крепко возьмем друг друга за руку.

(Беремся за руки)

В.- идем по мостику не торопясь, помогая друг другу.

(переходим по спортивной дорожке)

В. –посмотрите, здесь дерево стоит, как оно называется?

Д.- береза.

В. – какая она нарядная.  Бабушка нам расскажет, почему береза такая нарядная .

(подходим к чуму)

В.- постучим кулачком об кулачок, тихо, громче.

(стучим кулачок об кулачок)

В.- никто нас не слышит, зайду, посмотрю, кто там живет, а вы тихонько подождите.

(захожу, выхожу бабушкой)

Б.-здравствуйте ребята, я бабушка Татья. Я вас так ждала. Спасибо вам ребятки, вы помогли найти олененка и отпустили его к маме.

Заходите в мой дом и погрейтесь.

 (обращается к каждому ребенку)

Б.- как тебя зовут?

э(дети называют свои имена)

Б.- как называется город, в котором вы живете?

Д.- Урай.

Б. скажите, громко я плохо слышу. (Руку к уху)

Д.- Урай.

Б.- А это мой дом. Помните, как он называется?

Д. Это чум. 

Б. правильно это чум он сделан  из оленьих шкур. Заходите, гости дорогие присаживайтесь. Я вам расскажу, как я живу

(показываю, как я живу)

Б.- правильно, это чум делают его из оленьих шкур. Посмотрите, как я живу. Вот мой очаг, он нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Это у меня одежда весит, которую я шила и украшала тесьмой, то удочка и сети  ловим рыбу, щуку, окунь, язь, карась,… а в этом котелке варим рыбный суп, очень вкусный ароматный. Это   берестяной туесок  в нем храню ягоды.

 Б.- (открываю туесок) Посмотрите, какие здесь ягоды, круглые, красные,  это клюква. Угощайтесь,

(дети        пробуют).
Д. она кислая!
 

Б. Кислая, но полезная. Я из ягоды клюквы сварила морс,  вкусный и  полезный.  Угощайтесь. (Дети пьют морс)

Ребята, а вы видели нарядную березу

Д. – да.

Б. - Это я повесила вам гостинец, скоро у нас праздник вороны. Ворона – покровительница матерей и детей. Она прилетит, будет громко каркать. Как она каркает?

Д. – кар-кар-кар

В. - и наступит весна. По обычаям предков мы с вами тоже, повяжем ленточки на березу, и загадаем желание.

(Дети повязывают ленты.) Ах, какая красивая береза получилась, нарядная.

Понравилось вам у меня в гостях? Приезжайте теперь летом в гости.

Вот вам от меня амулеты-обереги. Пусть они вас оберегают. Будьте здоровы, счастливы, красивы, рассмотрите их хорошо.

(развешиваю на шею амулеты)

Б.-  «До свидания».

(захожу в чум, раздеваюсь, выхожу)

В.- ребята, понравилось вам наше путешествие?

Д.- да понравилось.

В.- кому мы помогали маму найти?

Д.- олененку.

В.- у кого были в гостях?

Д.- у бабушки.

В.- а где живет бабушка?

Д. на севере в чуме.

В. Чем угощала вас бабушка?

Д. – морсом.

В.- молодцы хорошо мы с вами путешествовали. Пора нам домой возвращаться. А домой мы будем возвращаться на оленях.

(беру обруч, накидываю на себя, дети берутся за обруч)

В. – поехали.

(слайд 16  музыка самолет хорошо, пароход хорошо, а олени лучше)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"

Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель:  Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...

Конспект открытого занятия "Путешествие к бабушке в деревню"

Открытое занятие с детьми второй младшей группы для родителей...

Конспект занятия по дидактической игре "Путешествие к бабушке в деревню"

Воспитание положительных черт характера: доброжелательность, вежливость, уважение к старшим....

Сценарий развлечения для 1младшей группы «Путешествие к бабушке в деревню»

РРазвлечение для детей  1-й младшей группы. Цель: Закрепить знания детей о цвете, развивать внимание, память,   ловкость, умение выполнять движения в соответствии с текстом. Доста...

Конспект НОД "Путешествие к бабушке - Рассказушке" по сказке "Волк и семеро козлят"

Образовательная область "Художественно - Эстетическое развитие"Раздел " Чтение художественная литературы"2 младшая группа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре «Путешествие на гору Машук»(региональный компонент)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с элементами самомассажа, дыхательных упражнений во второй младшей группе, в рамках реализации проекта "Региональная к...