Путешествие к бабушке Татье (региональный компонент)
план-конспект занятия (младшая группа)
Знакомство детей с промыслами и бытом народов ханты и манси.
1. Дать знания о богатстве родного края; и закрепить знания детей о быте коренных народов Севера.
2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.
3.Воспитывать любовь и интерес к малой Родине – месту, где дети живут и растут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naydem_mamu_olenenku.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое учреждение ХМАО - Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект открытого мероприятия
Путешествие к бабушке Татье
(региональный компонент)
подготовила
воспитатель гр.№8
Елина З.И.
г. Урай
2017
Цель: Познакомить детей с промыслами и бытом народов Ханты.
Интегрируемые области: познание, здоровье, безопасность, физическая культура.
Форма организации: подгрупповая
Продолжительность занятия: 25 минут
Программное содержание:
1. Дать знания о богатстве родного края; и закрепить знания детей о быте коренных народов Севера.
2. Дать понятия об основных видах промысла Северных народов Ханты: оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.
3.Воспитывать любовь и интерес к малой Родине – месту, где дети живут и растут.
Материал – слайды (презентация) костюм ханты, чум, ягоды клюквы, «Береза Желаний», ленточки для всех детей, талисманы,
Предварительная работа:
Чтение сказок Хантыйского народа. Беседы о жизни и быте коренного населения Ханты, рассматривание иллюстрации.
(заходим в группу)
В – Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся.
(дети здороваются)
В. –И мы с вами отправимся в путешествие.
Я хочу, чтобы у нас все получилось, и целый день было хорошее настроение!
-Ребята мы с вами живем в Ханты - Мансийском автономном округе
- Как называется округ, в котором мы живём?
Д. - (Югра).
-Правильно округ называется Югра. Здесь живут народы ханты и манси.
(Слайд 2)
В.- Ребята, мы уже знаем, что ханты живут далеко в тайге, а основное занятие у мужчин-ханты и манси, это охота, рыболовство, оленеводство.
(слайд 3-4)
В.- Ребята, олень заменяет ханты транспорт, даёт мясо, ханты утепляют свой чум их шкурами.
Хантыйские женщины готовят пищу, шьют одежду из оленьих шкур, занимаются домашним хозяйством, осенью сбором ягоды.
(Слайд 5,)
Брусника – по Хантыйски - «бордовая ягода». Черника - на хантыйском языке – «сэвпсы», очень полезна. Голубика для народов Севера – важный продукт питания, источник витаминов, лекарственное средство. Клюква - в переводе - ягода на кочке.
В.- Морошка — ягода-хамелеон: вначале ягоды красные, потом, наливаясь соком, становятся жёлтыми. Народное название — «моховая смородина». «Морошку запасать – болезней не знать!»
Очень любят Ханты и манси: бруснику, клюкву, чернику, голубику, они у них вместо конфет. В ягодах очень много полезных витаминов, на зиму ягоды замораживали и принимали при простудных заболеваниях.
(слайд 6-7)
В. – Из березовой бересты плели, лукошки, туесочки для ягод и грибов, корзиночки, игрушки, люльки для малышей.
(слайд 8 письмо хантейки)
В. - ребята поможем,
Д.- да
В.- На севере очень холодно, поэтому надо тепло одеться. Наденем шапки, шубы, валенки, варежки (имитация движений).
В. - А на чем же мы отправимся?
Можно пойти пешком, на самолете, поезде или машине.
(дети выбирают картинки транспорта)
В. -Какой звук издает твой вид транспорта? (как сигналит машина, как гудит самолет, поезд)
Д.- бип-бип-бип, у-у-у-у, чух-чух-чух.
В. -хорошо, я предлагаю полететь на самолете, нужно взять с собой лыжи. Чтобы не провалиться в снегу,
быстрее добраться до стойбища и найти олененка.
(садимся в самолет, приседаем)
В.- Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Заведите моторы! У-у-у полетели.
(Слайд 9 летим два круга)
Ребята, посмотрите в окно, не видно ли олененка?
Д.- Нет, не видно.
(слайд10) . (Волк догоняет олененка)
В.- ребятки придется сделать посадку и спасти олененка.
(слайд 11 плач олененка и идем на лыжах)
Ой, кто же это здесь плачет.
(достаю игрушку олененка)
В. - Ребятки посмотри, как дорожит олененок Кого испугался олененок?
Д. – Испугался волка, страшно ему.
В. - У него большие глаза, тоненькие ножки, и маленький хвостик.
В.- он потерялся, когда убегал от злого волка. Погладьте его, пожалейте, какой он мягкий, а какой у него хвостик?
Д.- хвостик маленький.
В.- не расстраивайся олененок, мы поможем тебе найти твою маму, не переживай малыш. Ребята, проводим его домой?
Д. – Да поможем.
В. - Давайте на лыжах пойдем. Снег глубокий, а на лыжах мы не будем проваливаться.
( Дети «становятся» на лыжи и друг за другом идут)
Пойдем все друг за другом, за мной.
(Имитация ходьбы на лыжах. Два круга).
(Слайд 12 Аудиозапись метель)
В. - Холодно. Снимем лыжи. Погреемся.
(Обнимаем себя, растираем).
В.- ух - как холодно! (2-3 раза)
В.- оглядимся, не видать ли мамы олененка.
(повороты вправо, влево)
Посмотрим в бинокли.
(смотрим в бинокль)
В. Никого не видно, все животные севера испугались звука самолета и разбежались, кто куда, спрятались.
Смотрите! Здесь какие-то следы.
(На полу лежат изображения следов оленя и собаки).
И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)
В.: Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находиться жилище ханты.
(Слайд 13)
В.- ребята, кто это?
Д.- олени.
В.- Сколько здесь оленей?
Д.- много.
В.- Покажите на пальчиках?
(дети показывают)
И которая же твоя мама? Беги малыш, ищи свою маму, она ждет тебя.
О. - Спасибо ребятки, помогли мне найти мою маму.
(Слайд 14-15)
(убираю олененка за телевизор)
(обращаю внимание детей на чум)
В.- ребятки посмотрите, что это за дом?
Д. - это чум.
В. – правильно это чум в нем, живет бабушка Татья, которая нас ждет в гости.
Д.- пойдем.
В.- постойте здесь минуточку, тихо, тихо. Я пойду, посмотрю.
(резко поворачиваюсь)
В.- нет, не пройти, на пути речка, а мостик сломан. Что же нам сделать?
Подойдите ко мне, здесь есть мостик, но он сломался, нужно его отремонтировать.
Пальчиковая гимнастика.
Сначала погреем пальчики.
Раз, два, три, четыре пять,
(хлопаем в ладошки)
Будем мостик поправлять,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Пальцами подвигаем,
(шевелим пальчиками)
От радости попрыгаем.
(прыжки на 2-х ногах)
«Живая картина» «Ремонтируем мостик»
В.- берем пластилин, и катаем бревнышки, аккуратно выкладываем бревнышки.
(вытираем руки влажной салфеткой)
В. - Вот посмотрите, мостик красивый, целый теперь мы можем перейти через яму. А мостик узенький. Давайте, крепко возьмем друг друга за руку.
(Беремся за руки)
В.- идем по мостику не торопясь, помогая друг другу.
(переходим по спортивной дорожке)
В. –посмотрите, здесь дерево стоит, как оно называется?
Д.- береза.
В. – какая она нарядная. Бабушка нам расскажет, почему береза такая нарядная .
(подходим к чуму)
В.- постучим кулачком об кулачок, тихо, громче.
(стучим кулачок об кулачок)
В.- никто нас не слышит, зайду, посмотрю, кто там живет, а вы тихонько подождите.
(захожу, выхожу бабушкой)
Б.-здравствуйте ребята, я бабушка Татья. Я вас так ждала. Спасибо вам ребятки, вы помогли найти олененка и отпустили его к маме.
Заходите в мой дом и погрейтесь.
(обращается к каждому ребенку)
Б.- как тебя зовут?
э(дети называют свои имена)
Б.- как называется город, в котором вы живете?
Д.- Урай.
Б. скажите, громко я плохо слышу. (Руку к уху)
Д.- Урай.
Б.- А это мой дом. Помните, как он называется?
Д. Это чум.
Б. правильно это чум он сделан из оленьих шкур. Заходите, гости дорогие присаживайтесь. Я вам расскажу, как я живу
(показываю, как я живу)
Б.- правильно, это чум делают его из оленьих шкур. Посмотрите, как я живу. Вот мой очаг, он нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Это у меня одежда весит, которую я шила и украшала тесьмой, то удочка и сети ловим рыбу, щуку, окунь, язь, карась,… а в этом котелке варим рыбный суп, очень вкусный ароматный. Это берестяной туесок в нем храню ягоды.
Б.- (открываю туесок) Посмотрите, какие здесь ягоды, круглые, красные, это клюква. Угощайтесь,
(дети пробуют).
Д. она кислая!
Б. Кислая, но полезная. Я из ягоды клюквы сварила морс, вкусный и полезный. Угощайтесь. (Дети пьют морс)
Ребята, а вы видели нарядную березу
Д. – да.
Б. - Это я повесила вам гостинец, скоро у нас праздник вороны. Ворона – покровительница матерей и детей. Она прилетит, будет громко каркать. Как она каркает?
Д. – кар-кар-кар
В. - и наступит весна. По обычаям предков мы с вами тоже, повяжем ленточки на березу, и загадаем желание.
(Дети повязывают ленты.) Ах, какая красивая береза получилась, нарядная.
Понравилось вам у меня в гостях? Приезжайте теперь летом в гости.
Вот вам от меня амулеты-обереги. Пусть они вас оберегают. Будьте здоровы, счастливы, красивы, рассмотрите их хорошо.
(развешиваю на шею амулеты)
Б.- «До свидания».
(захожу в чум, раздеваюсь, выхожу)
В.- ребята, понравилось вам наше путешествие?
Д.- да понравилось.
В.- кому мы помогали маму найти?
Д.- олененку.
В.- у кого были в гостях?
Д.- у бабушки.
В.- а где живет бабушка?
Д. на севере в чуме.
В. Чем угощала вас бабушка?
Д. – морсом.
В.- молодцы хорошо мы с вами путешествовали. Пора нам домой возвращаться. А домой мы будем возвращаться на оленях.
(беру обруч, накидываю на себя, дети берутся за обруч)
В. – поехали.
(слайд 16 музыка самолет хорошо, пароход хорошо, а олени лучше)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия "Путешествие к бабушке в деревню"
Тема: Путешествие к бабушке в деревню Цель: Расширять словарный запас детей (крыша, окно, дверь, лестница, труба, забор);Показать умение детей группировать предметы по их общим призн...
«Путешествие к бабушке и дедушке» (развитие речи, расширение словаря, развитие мелкой моторики, ознакомление с окружающим)
Знакомство с видами обуви во 2-младшей группе....
Конспект открытого занятия "Путешествие к бабушке в деревню"
Открытое занятие с детьми второй младшей группы для родителей...
Конспект занятия по дидактической игре "Путешествие к бабушке в деревню"
Воспитание положительных черт характера: доброжелательность, вежливость, уважение к старшим....
Сценарий развлечения для 1младшей группы «Путешествие к бабушке в деревню»
РРазвлечение для детей 1-й младшей группы. Цель: Закрепить знания детей о цвете, развивать внимание, память, ловкость, умение выполнять движения в соответствии с текстом. Доста...
Конспект НОД "Путешествие к бабушке - Рассказушке" по сказке "Волк и семеро козлят"
Образовательная область "Художественно - Эстетическое развитие"Раздел " Чтение художественная литературы"2 младшая группа...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре «Путешествие на гору Машук»(региональный компонент)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре с элементами самомассажа, дыхательных упражнений во второй младшей группе, в рамках реализации проекта "Региональная к...