Педагогический проект «Мотивы коми орнамента вокруг нас»
проект (средняя группа)

Церфус Ольга Евгеньевна

Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам народной культуры.  Народное искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мотивы коми орнамента вокруг нас» Церфус Ольга Евгеньевна Галимова Зульфира Габдулловна

Слайд 2

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный; по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой; по продолжительности: среднесрочный; по профилю знаний: межпредметный проект; по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

Слайд 3

Цель проекта: Цель педагогов: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности. Цель, поставленная перед детьми: Продолжать знакомство с коми национальной культурой, бытом коми народа, коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности.

Слайд 4

Задачи проекта: Подобрать эффективные приемы и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с коми национальной культурой. Организовать пространственно - развивающую среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: родителями, музеем, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем.

Слайд 5

II. Этап реализации проекта. 1. Организация предметно - развивающего пространства.

Слайд 6

2. Познавательный блок.

Слайд 9

Использование ИКТ: «Коми народная одежда» Цель: знакомство с традиционной одеждой коми . «Коми изба» Цель: знакомство с устройством коми избы, с образом жизни коми народа в прошлом. «Коми охотник» Цель: знакомство с народными промыслами: охотой, рыбалкой. «Коми орнамент» Цель: закрепление элементов коми орнамента, его использовании. «Коми инструменты» Цель: знакомство с традиционными музыкальными инструментами коми .

Слайд 10

Дидактические игры:

Слайд 11

На сегодня можно с уверенностью сказать, что работу в этом направлении нужно проводить, чтоб к нам возвратилась национальная память, чтобы с уважением относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное.



Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Мотивы коми орнамента вокруг нас»

Адресация проекта

Дети  средней группы №1 «Улыбка».

Руководители проекта

Церфус Ольга Евгеньевна, Галимова Зульфира Габдулловна - воспитатели  МБДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка»)

Участники проекта

Церфус О. Е. -  воспитатель, Галимова З.Г.. –воспитатель, дети средней группы №1 «Улыбка», родители воспитанников.

Возраст воспитанников

4-5 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный;

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой;

по продолжительности: среднесрочный;

по профилю знаний: межпредметный проект;

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта

Цель педагогов: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности.

Цель, поставленная перед детьми: Продолжать знакомство с коми национальной культурой, бытом коми народа,  коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности

Задачи проекта

  • Подобрать эффективные  приемы  и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с коми национальной культурой.
  • Организовать  пространственно - развивающую  среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей.
  • Обеспечить   взаимосвязь  в работе с социумом: родителями, музеем, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем.  

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  • книги, иллюстрации, ноутбук, презентации.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Интегративные качества ребенка:

-Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него.  

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели.

-Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие),  необходимые для осуществления различных видов детской деятельности).

Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов:

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие;

- лепбук.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

- развлечение «Коми посиделки».



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»

 К. Д. Ушинский

     Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают педагогов на важную часть общей образовательной работы с дошкольниками: социально-коммуникативное развитие, основными задачами которого являются – формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, усвоение моральных и нравственных ценностей.

     Именно народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых, творимых и передаваемых поколениями с целью обеспечения прогресса.

       Необходимость обращения к  народному  искусству, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.

Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам народной культуры.  Народное искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

        Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты  творчества.

     С  дошкольного  возраста  нужно  прививать  интерес,  а  через  интерес  и  любовь  к  своей  народной  культуре,  её  обычаям  и  народным  традициям. Только  так  мы  вырастим  глубоко  гуманную  личность,  любящую  свой  народ,  свою  Родину.

Цель проекта: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности.

Задачи педагога:

  1. Подобрать эффективные  приемы  и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с коми национальной культурой.

2.Организовать  пространственно - развивающую  среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей.

3. Обеспечить   взаимосвязь  в работе с социумом: родителями, музеем, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем.  

Задачи работы с детьми:

1.Продолжать знакомить детей с коми национальной культурой, бытом коми народа,  коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности.

2. Развивать творческие способности детей  в художественной  деятельности.

3. Формировать интерес и уважение к культуре коми народа, воспитывать любовь к родному краю.  

Этапы работы:

I. Подготовительный этап.

  • На данном этапе  нам необходимо было ознакомиться с литературой, интернет ресурсами, касающимися вопросов ознакомления с народной культурой.
  • Составить план работы с детьми.
  • Подобрать интересные методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности детей.

II. Этап реализации проекта.

1. Организация предметно - развивающего пространства.

   Организуя работу в этом направлении,  мы в первую очередь, постаралась организовать особые условия, обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, поддерживающих у детей интерес к истокам коми народной культуры. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детской группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей.  Процесс взаимодействия с  объектами окружающего мира  активизирует познавательную активность детей.

         В группе стал функционировать Коми уголок. Здесь в распоряжении детей находятся познавательные альбомы, книги, иллюстрации о прошлом коми народа.  Регулярно музей пополнялся и обновлялся изделиями коми мастеров. Непосредственное знакомство с подлинными предметами быта коми народа, несущими на себе отпечаток времени, помнящими тепло рук мастеров их изготовивших, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Зрительный и тактильный контакт ребенка с подлинными предметами быта поддерживает интерес ребенка к исследуемому предмету.

Поэтому на протяжении реализации проекта в коми уголок вносились для рассматривания и ознакомления настоящие предметы коми утвари, организовывались выставки: «Изделия из  бересты», «Деревянная утварь».

      Кроме того, организовывались временные выставки:

«Коми народная кукла». В группе был организован конкурс поделок родителей и детей по изготовлению коми народной куклы своими руками. Дети и родители проявили фантазию и творчество. Были изготовлены куклы из ткани, деревянных ложек, ниток, бересты. Все участники конкурса получили грамоты, а лучшие работы приняли участие в конкурсе поделок на базе ДОУ.

«Коми сказка». В традицию вошло ежедневное чтение коми сказок. После чтения с детьми проводились беседы, оценивались поступки героев, рассматривались иллюстрации. Для поддержания интереса книжки с коми сказками всегда находились в специально доступном месте, чтобы при необходимости дети могли самостоятельно еще раз просмотреть иллюстрации.

«Тайны Аркадия Мошева» Детям предлагались иллюстрации по мифам и сказаниям коми народа. Во время бесед по иллюстрациям обращала внимание на графические способы изображения, на то как художник с помощью линий изображает характер героев.

2. Познавательный блок.

Включение в работу познавательного блока необходимо было для формирования у детей целостного представления о культурных традициях коми народа. В своей работе мы с удовольствием использую интегрированные занятия. Сочетание  разнообразной деятельности на таких  занятиях повышает познавательную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой, повышает внимательность и заинтересованность детей. Дети меньше устают, дольше сохраняют работоспособность.

  • НОД (интеграция «познание» + «художественное творчество»)

«Коми костюм»

Цель:  Закрепление представлений детей об элементах коми орнамента, его использовании в быту коми народа.

«Гажа войлын»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о предметах быта, посуде, коми национальной одежде, элементах коми орнамента.

«Мастера коми земли»  

Цель: Знакомство с деревянной и берестяной утварью.

  • Использование ИКТ (просмотр познавательных презентаций)

В своей работе  мы широко использовала просмотры презентаций. Предъявление информации на большом экране вызывало  у детей огромный интерес, привлекало  внимание ребенка.

Кроме того, использование мультимедии позволило нам разнообразить подбор иллюстративного материала,  доступного для восприятия детей.

Для детей были созданы презентации

«Коми народная одежда» 

Цель: знакомство с традиционной одеждой коми

«Коми изба» 

Цель: знакомство с устройством коми избы, с образом жизни коми народа в прошлом

«Коми охотник» 

Цель: знакомство с народными промыслами: охотой, рыбалкой

«Коми орнамент» 

Цель: закрепление элементов коми орнамента, его использовании

«Коми инструменты»

Цель: знакомство с традиционными музыкальными инструментами коми

«Встречи с музеем» выездные занятия с сотрудниками коми национального музея

«В гости к оленеводам»

Цель: Знакомство с особенностями образа жизни и быта коми оленеводов.

«Как рукодельница семью одевала»

 Цель: Знакомство с традиционным рукоделием коми: ткачество, вязание.

«Узорный поясок»

Цель: Знакомство с коми орнаментом, использование его в ткачестве.

«Деревянных дел мастера»

Цель: Знакомство с традиционным изготовлением домашней утвари из дерева и бересты.

  • Дидактические игры.

Одним из эффективных средств развития интереса являются дидактические игры. В них умело сочетается и занимательность, и серьезность, мобилизация усилий для получения результата. В дидактических играх каждый ребенок может проявить свою инициативу, самостоятельность при решении проблемы.

Развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми:

«Узнай и назови орнамент»  Цель: закрепление внешнего вида и названия элементов коми орнамента

«Найди пару»  Цель: закрепление внешнего вида и названия элементов коми орнамента

«Коми мемо» Цель: развитие памяти, внимания в подборе одинаковой пары элементов коми орнамента

«Коми домино» Цель: развитие внимания, закрепление элементов коми орнамента

«Узнай на ощупь» Цель: закрепление представлений об элементах коми орнамента, развитие тактильной памяти

«Придумай рассказ»  Цель: развитие творчества, фантазии,       монологической речи детей

«Собери орнамент» Цель: развитие пространственной ориентации, закрепление представлений об элементах орнамента

В работе с детьми широко использовалась коми народная музыка, игра на коми народных инструментах, коми народные игры, пословицы.

Блок «Художественное творчество».

Этот блок тесно переплетается с содержанием и задачами познавательного блока.

Однако здесь большое внимание уделялось развитию творчества детей, умению самостоятельно придумывать художественный образ, использовать в работе полученные знания, умение гармонично использовать  в практической деятельности   ритмическое, цветовое сочетание, развивать фантазию.

Темы занятий:

 «Узорный поясок»

 «Рукодельницы»

Рисование по мотивам коми сказок

 «Волшебный узор»

Итогом  проекта стало развлечение «Коми посиделки», на котором  дети и пели, и плясали, играли на ложках, коми инструментах, играли в коми народные игры, занимались художественным творчеством:  украшали силуэты коми орнаментом.

Работа с родителями.

В процесс реализации проекта были подключены родители.

      К сожалению, анкетирование перед началом проекта выяснило, что родители знают о важности приобщения детей к коми народной культуре, но не проявляют при этом особой активности. Большинство родителей не являются носителями коми культуры, единицы знают коми язык. Большинство детей никогда не было с родителями в музее. Но все родители согласились с тем, что работа по ознакомлению с коми культурой необходима и предложили  оказывать помощь в реализации проекта.

      В первую очередь мы привлекли родителей к пополнению нашего коми уголка предметами коми утвари. Совместно с родителями были организованы выставки:

 «Коми народная кукла» (дети и родители готовили коми кукол своими руками из различных материалов)

Регулярно для родителей устраивались выставки с творческими работами детей.

В родительском уголке родители познакомились со статьями «Коми сказки», «Коми старинные игры», советами «Как знакомить детей  с коми республикой»

Результаты проекта.

     Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте коми народа.

     Система работы с  детьми приобщила их  ко всем видам национального  искусства - от народного орнамента, игр, от пляски, сказки и музыки до театра.  Прикосновение к истории своего народа вызывало  у детей  сильные эмоции, заставляло  сопереживать. Т.е. эта тема понятна и интересна для детей. Все дети с удовольствием занимались на занятиях, участвовали в беседах, с большой заинтересованностью встречались с  работниками  музея,

разучивали коми песни, пляски, игры.

      Именно в  такой  интеграции всех видов деятельности  представляется мне стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.

       Данная работа сплотила и  коллектив и родителей и воспитателей.

       Полученные  результаты  работы по реализации данного проекта в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что вовлечение детей  в разнообразную творческую деятельность позволяет  активизировать  познавательную активность детей  в изучении культуры родного края.

      На сегодня можно с уверенностью сказать, что работу в этом направлении нужно проводить, чтоб к нам возвратилась  национальная память, чтобы  с уважением  относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Я и мир вокруг меня"

Проект для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами коми орнамента"

Конспект занятия был провёдён с детьми старшей группы для проекта....

Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы

Сценарий коми праздника по мотивам  коми легенд для детей подготовительной группы...

Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»

Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...

ПРОЕКТ «Орнаментация изделий декоративно-прикладного искусства по мотивам адыгского орнамента»

 Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, «художественный гений» народа; его поэтичность, фантазию, образное мышлен...

проект в старшей группе №9 «Чудесный коми орнамент».

Развитие у детей познавательного интереса к коми народному декоративно-прикладному творчеству, художественно-творческих способностей, на основе усвоения коми орнамента....