Педагогический проект «Мотивы коми орнамента вокруг нас»
проект (средняя группа)
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам народной культуры. Народное искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 773.66 КБ |
![]() | 21.06 КБ |
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный; по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой; по продолжительности: среднесрочный; по профилю знаний: межпредметный проект; по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта: Цель педагогов: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности. Цель, поставленная перед детьми: Продолжать знакомство с коми национальной культурой, бытом коми народа, коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности.
Задачи проекта: Подобрать эффективные приемы и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с коми национальной культурой. Организовать пространственно - развивающую среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: родителями, музеем, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем.
II. Этап реализации проекта. 1. Организация предметно - развивающего пространства.
2. Познавательный блок.
Использование ИКТ: «Коми народная одежда» Цель: знакомство с традиционной одеждой коми . «Коми изба» Цель: знакомство с устройством коми избы, с образом жизни коми народа в прошлом. «Коми охотник» Цель: знакомство с народными промыслами: охотой, рыбалкой. «Коми орнамент» Цель: закрепление элементов коми орнамента, его использовании. «Коми инструменты» Цель: знакомство с традиционными музыкальными инструментами коми .
Дидактические игры:
На сегодня можно с уверенностью сказать, что работу в этом направлении нужно проводить, чтоб к нам возвратилась национальная память, чтобы с уважением относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное.
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Мотивы коми орнамента вокруг нас» |
Адресация проекта | Дети средней группы №1 «Улыбка». |
Руководители проекта | Церфус Ольга Евгеньевна, Галимова Зульфира Габдулловна - воспитатели МБДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка») |
Участники проекта | Церфус О. Е. - воспитатель, Галимова З.Г.. –воспитатель, дети средней группы №1 «Улыбка», родители воспитанников. |
Возраст воспитанников | 4-5 лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: творческий, информационный; по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой; по продолжительности: среднесрочный; по профилю знаний: межпредметный проект; по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения. |
Цель проекта | Цель педагогов: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности. Цель, поставленная перед детьми: Продолжать знакомство с коми национальной культурой, бытом коми народа, коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Требования к уровню подготовленности воспитанников: Интегративные качества ребенка: -Эмоционально отзывчивый. Для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности. С помощью образных средств языка передает эмоциональные состояния людей и животных. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для него. - Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок активно проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми — задает много вопросов поискового характера. - Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок владеет разными способами деятельности, проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. С помощью взрослого ребенок может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. -Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности). Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективный план; - конспекты непосредственной образовательной деятельности; - дидактические разработки, учебное пособие; - лепбук. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: - развлечение «Коми посиделки». |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают педагогов на важную часть общей образовательной работы с дошкольниками: социально-коммуникативное развитие, основными задачами которого являются – формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, усвоение моральных и нравственных ценностей.
Именно народная культура воспринимается как источник ценностей, создаваемых, творимых и передаваемых поколениями с целью обеспечения прогресса.
Необходимость обращения к народному искусству, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам народной культуры. Народное искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.
С дошкольного возраста нужно прививать интерес, а через интерес и любовь к своей народной культуре, её обычаям и народным традициям. Только так мы вырастим глубоко гуманную личность, любящую свой народ, свою Родину.
Цель проекта: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к культуре коми народа через разнообразные виды деятельности.
Задачи педагога:
- Подобрать эффективные приемы и методы работы с детьми, которые бы способствовали развитию познавательной активности детей в процессе ознакомления с коми национальной культурой.
2.Организовать пространственно - развивающую среду группы, как условие развития творческой и познавательной активности детей.
3. Обеспечить взаимосвязь в работе с социумом: родителями, музеем, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем.
Задачи работы с детьми:
1.Продолжать знакомить детей с коми национальной культурой, бытом коми народа, коми народным творчеством через использование разнообразных видов деятельности.
2. Развивать творческие способности детей в художественной деятельности.
3. Формировать интерес и уважение к культуре коми народа, воспитывать любовь к родному краю.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап.
- На данном этапе нам необходимо было ознакомиться с литературой, интернет ресурсами, касающимися вопросов ознакомления с народной культурой.
- Составить план работы с детьми.
- Подобрать интересные методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности детей.
II. Этап реализации проекта.
1. Организация предметно - развивающего пространства.
Организуя работу в этом направлении, мы в первую очередь, постаралась организовать особые условия, обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, поддерживающих у детей интерес к истокам коми народной культуры. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детской группы имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. Процесс взаимодействия с объектами окружающего мира активизирует познавательную активность детей.
В группе стал функционировать Коми уголок. Здесь в распоряжении детей находятся познавательные альбомы, книги, иллюстрации о прошлом коми народа. Регулярно музей пополнялся и обновлялся изделиями коми мастеров. Непосредственное знакомство с подлинными предметами быта коми народа, несущими на себе отпечаток времени, помнящими тепло рук мастеров их изготовивших, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Зрительный и тактильный контакт ребенка с подлинными предметами быта поддерживает интерес ребенка к исследуемому предмету.
Поэтому на протяжении реализации проекта в коми уголок вносились для рассматривания и ознакомления настоящие предметы коми утвари, организовывались выставки: «Изделия из бересты», «Деревянная утварь».
Кроме того, организовывались временные выставки:
«Коми народная кукла». В группе был организован конкурс поделок родителей и детей по изготовлению коми народной куклы своими руками. Дети и родители проявили фантазию и творчество. Были изготовлены куклы из ткани, деревянных ложек, ниток, бересты. Все участники конкурса получили грамоты, а лучшие работы приняли участие в конкурсе поделок на базе ДОУ.
«Коми сказка». В традицию вошло ежедневное чтение коми сказок. После чтения с детьми проводились беседы, оценивались поступки героев, рассматривались иллюстрации. Для поддержания интереса книжки с коми сказками всегда находились в специально доступном месте, чтобы при необходимости дети могли самостоятельно еще раз просмотреть иллюстрации.
«Тайны Аркадия Мошева» Детям предлагались иллюстрации по мифам и сказаниям коми народа. Во время бесед по иллюстрациям обращала внимание на графические способы изображения, на то как художник с помощью линий изображает характер героев.
2. Познавательный блок.
Включение в работу познавательного блока необходимо было для формирования у детей целостного представления о культурных традициях коми народа. В своей работе мы с удовольствием использую интегрированные занятия. Сочетание разнообразной деятельности на таких занятиях повышает познавательную активность детей, создает положительный эмоциональный настрой, повышает внимательность и заинтересованность детей. Дети меньше устают, дольше сохраняют работоспособность.
- НОД (интеграция «познание» + «художественное творчество»)
«Коми костюм»
Цель: Закрепление представлений детей об элементах коми орнамента, его использовании в быту коми народа.
«Гажа войлын»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о предметах быта, посуде, коми национальной одежде, элементах коми орнамента.
«Мастера коми земли»
Цель: Знакомство с деревянной и берестяной утварью.
- Использование ИКТ (просмотр познавательных презентаций)
В своей работе мы широко использовала просмотры презентаций. Предъявление информации на большом экране вызывало у детей огромный интерес, привлекало внимание ребенка.
Кроме того, использование мультимедии позволило нам разнообразить подбор иллюстративного материала, доступного для восприятия детей.
Для детей были созданы презентации
«Коми народная одежда»
Цель: знакомство с традиционной одеждой коми
«Коми изба»
Цель: знакомство с устройством коми избы, с образом жизни коми народа в прошлом
«Коми охотник»
Цель: знакомство с народными промыслами: охотой, рыбалкой
«Коми орнамент»
Цель: закрепление элементов коми орнамента, его использовании
«Коми инструменты»
Цель: знакомство с традиционными музыкальными инструментами коми
«Встречи с музеем» выездные занятия с сотрудниками коми национального музея
«В гости к оленеводам»
Цель: Знакомство с особенностями образа жизни и быта коми оленеводов.
«Как рукодельница семью одевала»
Цель: Знакомство с традиционным рукоделием коми: ткачество, вязание.
«Узорный поясок»
Цель: Знакомство с коми орнаментом, использование его в ткачестве.
«Деревянных дел мастера»
Цель: Знакомство с традиционным изготовлением домашней утвари из дерева и бересты.
- Дидактические игры.
Одним из эффективных средств развития интереса являются дидактические игры. В них умело сочетается и занимательность, и серьезность, мобилизация усилий для получения результата. В дидактических играх каждый ребенок может проявить свою инициативу, самостоятельность при решении проблемы.
Развивающая среда группы пополнилась новыми дидактическими играми:
«Узнай и назови орнамент» Цель: закрепление внешнего вида и названия элементов коми орнамента
«Найди пару» Цель: закрепление внешнего вида и названия элементов коми орнамента
«Коми мемо» Цель: развитие памяти, внимания в подборе одинаковой пары элементов коми орнамента
«Коми домино» Цель: развитие внимания, закрепление элементов коми орнамента
«Узнай на ощупь» Цель: закрепление представлений об элементах коми орнамента, развитие тактильной памяти
«Придумай рассказ» Цель: развитие творчества, фантазии, монологической речи детей
«Собери орнамент» Цель: развитие пространственной ориентации, закрепление представлений об элементах орнамента
В работе с детьми широко использовалась коми народная музыка, игра на коми народных инструментах, коми народные игры, пословицы.
Блок «Художественное творчество».
Этот блок тесно переплетается с содержанием и задачами познавательного блока.
Однако здесь большое внимание уделялось развитию творчества детей, умению самостоятельно придумывать художественный образ, использовать в работе полученные знания, умение гармонично использовать в практической деятельности ритмическое, цветовое сочетание, развивать фантазию.
Темы занятий:
«Узорный поясок»
«Рукодельницы»
Рисование по мотивам коми сказок
«Волшебный узор»
Итогом проекта стало развлечение «Коми посиделки», на котором дети и пели, и плясали, играли на ложках, коми инструментах, играли в коми народные игры, занимались художественным творчеством: украшали силуэты коми орнаментом.
Работа с родителями.
В процесс реализации проекта были подключены родители.
К сожалению, анкетирование перед началом проекта выяснило, что родители знают о важности приобщения детей к коми народной культуре, но не проявляют при этом особой активности. Большинство родителей не являются носителями коми культуры, единицы знают коми язык. Большинство детей никогда не было с родителями в музее. Но все родители согласились с тем, что работа по ознакомлению с коми культурой необходима и предложили оказывать помощь в реализации проекта.
В первую очередь мы привлекли родителей к пополнению нашего коми уголка предметами коми утвари. Совместно с родителями были организованы выставки:
«Коми народная кукла» (дети и родители готовили коми кукол своими руками из различных материалов)
Регулярно для родителей устраивались выставки с творческими работами детей.
В родительском уголке родители познакомились со статьями «Коми сказки», «Коми старинные игры», советами «Как знакомить детей с коми республикой»
Результаты проекта.
Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте коми народа.
Система работы с детьми приобщила их ко всем видам национального искусства - от народного орнамента, игр, от пляски, сказки и музыки до театра. Прикосновение к истории своего народа вызывало у детей сильные эмоции, заставляло сопереживать. Т.е. эта тема понятна и интересна для детей. Все дети с удовольствием занимались на занятиях, участвовали в беседах, с большой заинтересованностью встречались с работниками музея,
разучивали коми песни, пляски, игры.
Именно в такой интеграции всех видов деятельности представляется мне стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине.
Данная работа сплотила и коллектив и родителей и воспитателей.
Полученные результаты работы по реализации данного проекта в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность позволяет активизировать познавательную активность детей в изучении культуры родного края.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что работу в этом направлении нужно проводить, чтоб к нам возвратилась национальная память, чтобы с уважением относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Украшение рукавички элементами коми орнамента"
Конспект занятия был провёдён с детьми старшей группы для проекта....
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Составление коми орнамента на носке»
Конспект по рисованию был проведён для проекта "Наш Коми край"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-748099-1459805772.jpg)
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-35985-1478370286.jpg)
Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»
Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-765892-1580545708.jpg)
ПРОЕКТ «Орнаментация изделий декоративно-прикладного искусства по мотивам адыгского орнамента»
Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает самобытность, «художественный гений» народа; его поэтичность, фантазию, образное мышлен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876286-1484299466.jpg)
проект в старшей группе №9 «Чудесный коми орнамент».
Развитие у детей познавательного интереса к коми народному декоративно-прикладному творчеству, художественно-творческих способностей, на основе усвоения коми орнамента....