консультация для воспитателей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №3»
Музейная педагогика в ДОУ.
/консультация для воспитателей/
Подготовила: воспитатель первой
квалификационной категории
Корочкина В.С.
г. о. Саранск
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны — средство формирования у них патриотических чувств и духовно-нравственного развития. В этой связи музейная педагогика оказывает огромное воздействие. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей истории, формирует художественный вкус. Ведущая линия дошкольной музейной педагогики — осмысление подходов к познанию детьми музейного пространства.
Главная задача при организации музея в ДОУ — построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Музей в ДОУ, обращенный к детской аудитории и семье, строит свою деятельность на основе применения интерактивных методик. Последнее подразумевает непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, доступных для тактильного восприятия, использование разнообразных путеводителей (игровых занятий, театрализации, мини-спектаклей, бесед), заменяющих экскурсию. Преимущественное внимание уделяется активизации восприятия музейного материала, а значит, введению в музейную жизнь необычных элементов, например оформленной в сказочной манере горницы, древнего сундука с загадочными предметами - «старинным» топором, берестяной грамотой, глиняной игрушкой и т. д. Экспонаты, изготовленные руками детей, можно смело вводить в экспозицию. Музейное правило взрослых «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!», но не все. Следует четко обозначить границы: что можно, а что нельзя трогать. Ведь воспитание музейной культуре — важная задача музея в ДОУ.
Рассматривая музей в ДОУ как центр музейно-образовательной работы, можно констатировать, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования, поэтому «музейность» обретает новое качество. Передача социальной памяти осуществляется здесь, как бесконечный акт творчества его создателей, детей и родителей.
При создании музея необходимо соблюдать определенные условия.
Приоритетность регионального культурного наследия.
Подбирается материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Содержание может быть отражено в фотографиях, макетах, альбомах и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской).
Интегративность знаний.
Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.
Удовлетворение потребностей в познании родного края.
Может быть представлена панорама родного города и карта республики.
Диалогичность.
Реализуются характерные и разноуровневые диалоги: культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. Для этого могут быть оформлены уголок горницы, интерьер, изба и т.д., где реализуются предметы и элементы быта русского и мордовского народа.
Развитие ребенка в деятельности.
Целесообразно в музее отводить место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.
Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Это должно осуществляться в музыкальной деятельности, для чего проводятся фольклорные праздники, театрализованные представления, вечера развлечений.
Каждый музей ДОУ, исходя из поставленных задач, педагогической целесообразности и характера имеющихся коллекций, определяет свой профиль и жанр.
Профили музея: краеведческий с широкой или конкретной тематикой, этнографический, естественно - научный, одного образа и т.д..
Жанры: музей-экспозиция, музей - лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-мастерская (студия).
Перспективным с точки зрения включения потенциала музея в воспитательно-образовательный процесс является проектный метод, при котором дети приобретают практические навыки и познавательные умения при выполнении усложняющихся знаний. Проекты могут быть индивидуальными, когда педагог взаимодействует с ребенком на творческой основе, и групповыми, когда педагог взаимодействует с коллективом детей, и каждый имеет определенное задание. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию развития детей, их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания.
Работа музея в ДОУ может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей. Экскурсии, совместные праздники и викторины, проведенные в музее, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринужденно.
Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.
Одной из главных условий, обеспечивающих деятельность музеев в ДОУ — квалификация работающих в нем специалистов, которые должны обладать особой универсальностью.
Знание и практическое владение основами дошкольной педагогики должны сочетаться с ориентацией в области музейного дела и включать следующие аспекты:
- комплектование, хранение и изучение музейных фондов;
- экспозиционную деятельность;
- музейную педагогику: организацию музейных занятий, работу с детской аудиторией.
Учет и правильное хранение экспонатов — важная функция педагогов, работающих в музее ДОУ.
Важно помнить:
- экспонаты в музее должны соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям их восприятия;
- при создании экспозиций не следует применять канцелярские кнопки, клей, булавки;
- для обеспечения сохранности экспонаты в музее целесообразно размещать по принципу открытости — закрытости.
Чтобы у детей создавались целостность впечатлений и система знаний, необходимо разработать план построения музейных экспозиций, группировку экспонатов, наработать теоретический материал, так как иначе музей не будет нести присущей ему нагрузки. Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придает музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребенка в атмосфере творчества.
Музеи республики Мордовия.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи - научно-исследовательское, научно-просветительское учреждение. Телефон: (8342) 47-80-94 (экс. бюро)
Адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 61 Режим работы: Вторник-среда, пятница-воскресенье - с 9.00 до 18.00, четверг - с 11.00 до 20.00; понедельник - выходной
Входная плата: есть
Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг." - один из молодых музеев Мордовии, но уже завоевал любовь жителей республики и ее гостей. Он был открыт 6 мая 1995 года к 50-летию Победы...
Телефон: (8342) 47-50-00 (спр.), 47-44-95 (экс. бюро)
Адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 34а Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца
Входная плата: Бесплатно
Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина
Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей организован в 1918 г. по инициативе "Общества изучения родного края", где объединилось около ста любителей-краеведов различных профессий.
Телефон: (8342) 47-22-49
Адрес: 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, 48 Проезд: От железнодорожного вокзала автобус № 8 до остановки "Музей"
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: есть
Музей природы Мордовского природного заповедника имени П.Г. Смидовича, ия
Музей природы Мордовского заповедника находится на его центральной усадьбе в поселке Пушта. Это один из старейших подобного рода музеев, расположенных в заповедниках России. Он был основан в 1936 году...
Телефон: (83445) 2-96-77, 2-96-52
Адрес: 431230, Республика Мордовия, Темниковский район, пос. Пушта, ул. Лесная
Проезд: Из Саранска: от автовокзала автобус "Саранск-Краснослободск-Темников" (ежедневно в 7.00 и 13.00)
Режим работы: Ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 17.00
Входная плата: Полный - 60 руб., детский (с 7 лет) - 40 руб., дети до 7 лет - бесплатно. Экскурсия - 600 руб. с группы 10-15 чел.
Дом-музей Ф.В. Сычкова, Республика Мордовия
Дом-музей Ф.В. Сычкова располагается в живописном месте, неподалеку от реки Мокши. Он был открыт 11 марта 1970 года к 100-летию художника после некоторой реконструкции помещений.
Телефон: (83453) 2-45-37
Адрес: 431310, Республика Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кочелаево
Проезд: Автобус от ст. "Ковылкино" до с. Кочелаево; автобус "Саранск- Ковылкино" до с. Кочелаево
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: Есть
Дом-музей С.Д. Эрьзи,
Музей открыт в 1976 году, в год 100-летия со дня рождения С.Д. Эрьзи (1876-1959).
Экспозиция знакомит с жизнью и творчеством мастера на основе документальных и фотоматериалов.
Телефон: (83453) 2-45-37
Адрес: 431310, Республика Мордовия, Ковылкинский р-н, с. Кочелаево
Проезд: Автобус от ст. "Ковылкино" до с. Кочелаево; автобус "Саранск- Ковылкино" до с. Кочелаево
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: есть
Чамзинский историко-краеведческий музей.
Чамзинский историко-краеведческий музей был основан 12 августа 1992 года. Экспозиция музея - это хронологический показ исторических событий с использованием материалов, рассказывающих о людях.
Телефон: (83437) 2-24-82
Адрес: 431700, Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Чамзинка, пл. Победы, 1
Проезд: Aвтобус "Саранск - Чамзинка" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме воскресенья
Входная плата: Есть
Инсарский историко-краеведческий музей.
Телефон: (83449) 2-10-53
Адрес: 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Гагарина, 28
Проезд: Автобус "Саранск - Инсар" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Временно закрыто для посещений.
Входная плата: Есть
Темниковский историко-краеведческий музей им. Ф.Ф. Ушакова, Первый Темниковский музей был основан в 1901 году дворянским собранием Темниковского уезда Тамбовской губернии. Он размещался в помещении городского училища. У истоков создания музея стояли дворяне Телефон: (83445) 2-14-48
Адрес: 431220, Республика Мордовия, г. Темников, ул. Коммунистическая, 19 Проезд: Автобус "Саранск - Темников" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: есть
Рузаевский краеведческий музей, Республика Мордовия
Рузаевский краеведческий музей, филиал Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина, создан в 1967 году. Первым заведующим музеем был С.Д. Беляков.
Телефон: (83451) 3-51-05
Адрес: 431460, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Куйбышева, 10
Проезд: Aвтобус "Саранск - Рузаевка" до автостанции, далее пешком
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: Есть
Дом-музей композитора Л.И. Воинова,
Дом-музей композитора, балалаечника и дирижера Леонида Ивановича Воинова (1898-1967) был организован в Темникове по Постановлению Совета Министров МАССР № 447 от 5 июля 1968 г.
Телефон: (83445) 2-14-48
Адрес: 431220, Республика Мордовия, г. Темников, ул. Воинова, 7
Проезд: Автобус "Саранск-Темников" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: есть
Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева, Дом-музей Героя Советского Союза М.П. Девятаева - одно из самых известных и значимых культурно-исторических учреждений Республики Мордовия, так как имя человека, которому создан небольшой музей.
Телефон: (83456) 2-11-82
Адрес: 431030, Республика Мордовия, Торбеевский район, р.п. Торбеево, ул. Октябрьская, 29
Проезд: Автобус "Саранск - Торбеево" до ост. "Автовокзал"
Режим работы: Eжедневно с 9.00 до 17.00, кроме воскресенья
Входная плата: есть
Ковылкинский краеведческий музей,
Народный музей в городе Ковылкино был открыт 5 ноября 1971 года. Инициатором его создания явился заслуженный работник культуры Мордовии журналист-краевед Николай Петрович Шмырев (1923-1990),
Телефон: (83453) 2-10-89
Адрес: 431300, Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Большевистская, 19 Проезд: Автобус "Саранск-Ковылкино" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: Есть
Дубенский краеведческий музей,
Дубенский краеведческий музей был открыт 16 июля 1988 года. Экспозиция музея состоит из отдельных тематических комплексов.
Знакомство посетителей с историей края начинается с раздела археологии, Телефон: (83431) 2-11-56
Адрес: 431830, Республика Мордовия, Дубенский район, р.п. Дубенки, ул. Центральная, 10
Проезд: Автобус "Саранск - Дубенки" до автовокзала, далее пешком
Режим работы: Eжедневно с 7.30 до 17.00, кроме воскресенья
Входная плата: Есть
Ардатовский краеведческий музей,
Ардатовский краеведческий музей был создан в 1975 году. Созданная в июле 1976 года экспозиция располагалась в бывшем доме доктора исторических наук, историка права М.Н. Гернета (1874-1953).
Телефон: (83447) 3-25-31
Адрес: 431860, Республика Мордовия, г. Ардатов, ул. Дючкова, 103
Проезд: Автобус "Саранск-Ардатов" до автовокзала, далее - пешком
Режим работы: Ежедневно с 9.00 до 18.00, кроме понедельника
Входная плата: Есть
Телефон: (8342) 17-0866, (83422) 4-6794
Адрес: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, 19
Режим работы: состояние не определено
Литература
- Журнал «Управление ДОУ», №4 2008г.
- Журнал «Дошкольное воспитание», №5 2008г.
- http://www.museum.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...