"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
статья по математике (средняя группа) по теме

Романько Елена Николаевна

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

- интегрировать в  соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные  образовательные области;

-формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;

-стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;

  В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

   Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.

  Математическое развитие осуществляется  в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками.   Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные  детьми, я  закрепляю   в режимных моментах.

  Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.

  В утренний промежуток времени   я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.

     Я  выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД,  применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.    

  Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие»  содержащее  комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для  формирования правильного миропонимания.  

  Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок  обращается внимание на количественные и  размерных отношения между  объектами, ориентировку в пространстве и времени.

Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.

 Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.  

В сюжетно- ролевых играх: «АЗС»,   «Супермаркет»   дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры,  применять полученные знания.

  Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды.   Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. 

Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь  объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется   на протяжении всего дня:  утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.

Так  математика проникает   в различные образовательные области.

  При ознакомлении  художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок»,  «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.

  Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.  

  Математика проникает  и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.

  Математическое содержание  неразрывно связано с детским конструированием, которое   носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.

Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.

   Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки,  считают, размышляют, думают.   

  Такие   развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика»,  также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

   Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои  воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.

    В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.

  Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.

  Логические блоки Э. Дьенеша -  на  наглядной основе  знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

  Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех",  каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.

  Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.

. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

  Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать  для работы с детьми,  как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

 Мною созданы авторские пособия и игры: «Закрой окошко», «Лягушата в красных шляпках», «Домик тетушки Ириды»

 Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

   У моих воспитанников сформировались такие  результаты:  они  стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.

    Обучая детей в процессе игры,  я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.

 

Литература:

 

Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г

 

Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.

Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.

Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.

Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.

Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО

Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован...

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.

Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленны...