"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"
статья по математике (средняя группа) по теме
Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
- интегрировать в соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные образовательные области;
-формировать логико-математические представления, используя развивающие игры;
-стимулировать личностное развитие и самореализацию детей;
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями.
Математическое развитие осуществляется в детском саду в совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с воспитанниками. Так как современные требования к образованию дошкольников предполагают максимальное сокращение занятий и увеличение количества других форм: игры, наблюдение, беседы, обсуждения, то знания, полученные детьми, я закрепляю в режимных моментах.
Успех познания и развития во многом зависит от правильного распределения нагрузки в течение дня и недели. Технологическая карта позволяет мне сбалансировать чередование видов деятельности в режиме дня.
В утренний промежуток времени я предпочитаю индивидуальную работу с детьми, наблюдения и дидактические игры. В игровой форме я закрепляю знания, учитываю индивидуальные особенности детей.
Я выбираю интересные и нестандартные формы проведения НОД, применяя информационно-компьютерные технологии, чтобы активизировать внимание воспитанников, повысить познавательный интерес, объединяя детей в группы, микрогруппы, пары.
Методическое пособие авторов: В.Д. Кретининой, Н. В. Костылевой «Естественное математическое развитие» содержащее комплексы игровых заданий и упражнений, позволяет мне создавать предпосылки для формирования правильного миропонимания.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращается внимание на количественные и размерных отношения между объектами, ориентировку в пространстве и времени.
Широко используются подвижные игры с математическим содержанием: «Эстафета парами», «Попади в круг», «Чья команда соберет больше мячей в корзину», и другие.
Во время организации трудовых поручений можно предложить ребенку сосчитать вымытые стулья, политые цветы и т.д.
В сюжетно- ролевых играх: «АЗС», «Супермаркет» дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры, применять полученные знания.
Математическое развитие в д/с не имело бы смысла без создания современной предметно-развивающей среды. Благодаря мультимедийному способу подачи информации во время индивидуальных занятий в вечернее время достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
Аналогичные задания и игры могут в своей практике использовать и родители воспитанников. Я стараюсь объяснить родителям, что математическое развитие осуществляется на протяжении всего дня: утром во время одевания, по пути в д/с, на прогулке, дома за обычными делами, что является своего рода интегрированным процессом.
Так математика проникает в различные образовательные области.
При ознакомлении художественной литературой я подбираю произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года. Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации: «Колобок», «Теремок», «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, освоить понятие величины.
Социально-коммуникативное развитие в интеграции с математикой направлено на развитие трудовых навыков, совершенствуя количественный счет.
Математика проникает и в художественное творчество: ориентировка на листе бумаги.
Математическое содержание неразрывно связано с детским конструированием, которое носит подлинно развивающий характер и влияет на формирование познавательной и творческой активности.
Интеграция умственной и физической нагрузки осуществляется в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием.
Я практикую использование счета во время подвижных игр, общеразвивающих упражнений. Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Такие развлечения как «Математический КВН», «Звездный час», «Путешествие в страну Математика», также объединяют несколько видов деятельности, в которых дети демонстрируют свои знания и умения.
Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Мои воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью.
Использование «Чисел в цвете» Д. Кюизенера позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Логические блоки Э. Дьенеша - на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.
Очень интересная система развивающих игр создана Б. Никитиным. "Сложи узор" "Сложи квадрат", «Кубики для всех", каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов.
Занимательные задачи и упражнения З.Михайловой моделируют математические построения, отношения и закономерности.
. "Геометрическая мозаика", "Лего", счетные палочки,: "Страна математика", "Математическое домино", серия игр «Удивительные прищепки -универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.
Мною создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Мною созданы авторские пособия и игры: «Закрой окошко», «Лягушата в красных шляпках», «Домик тетушки Ириды»
Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
У моих воспитанников сформировались такие результаты: они стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.
Обучая детей в процессе игры, я смогла добиться того, что радость от игровой деятельности переросла в радость учения радостного.
Литература:
Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г
Веракса,Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С.Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
Водопьянов,Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н.Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983.
Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".
Годинай,Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста.- Москва Просвещение, 1988.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1987.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
Дьяченко,О.М., Агаева, Е.Л. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 1991.
Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения»
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольниковв условиях внедрения ФГОСв образовательный процессдошкольного учреждения»...
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения"
Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс дошкольного учреждения&qu...
Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения
Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовател...
Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"
Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО
Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить де...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован...
Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.
Проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленны...