Проект "Байкал - жемчужина Сибири"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по теме: «Байкал – жемчужина Сибири».
Проблема проекта: в ходе беседы с детьми были сделаны выводы о недостаточном уровне сформированности знаний об озере Байкал и подводных жителях рек, морей и океанов.
Актуальность проекта: подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. У многих детей нет возможности посетить море и даже побывать на местной реке. В результате этого у детей недостаточно сформированы знания о водном мире. В нашей Иркутской области находится удивительное озеро Байкал, которое является одним из чудес света России. Знания детей о нашем озере также находятся на низком уровне, поэтому появилась необходимость более детально остановиться на изучении озера. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность немного очутиться в мире воды, познакомиться с новыми морскими жителями, узнать интересные факты о Байкале; самостоятельно анализировать полученные знания. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: расширить знания детей о подводном мире рек, морей, океанов, а также о морских обитателях озера Байкал.
Задачи:
Для педагогов:
- Изучить литературу по теме;
- Обогатить предметно-развивающую среду группы;
- Овладение опытом реализации проектов с детьми группы.
Для детей:
- дать детям представления об озере Байкал и его подводных жителях;
- систематизировать знания детей о морских обитателях;
- закреплять знания об охране животного мира;
- воспитывать бережное отношение к животному миру.
Для родителей:
- вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома;
- привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
- расширить знания родителей по теме с помощью консультаций, буклетов.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы №12, педагоги, родители
Срок выполнения: 1 неделя.
Материально-технические ресурсы:
- Художественная и научная литература по тему;
- Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- Материалы для продуктивной деятельности (акварель, пластилин, цветная бумага и картон и т.д.)
- Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры;
- Атрибуты для подвижных игр;
- Музыкальные произведения, музыкальный центр;
- Картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок по теме;
- Наборы для конструирования (строительный конструктор, палочки)
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
Работа с детьми
- составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;
- беседа с детьми с целью выявления знаний об озере Байкал и подводном мире;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- оформление центра природы по теме;
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала по теме;
- составление плана реализации проекта с детьми.
Работа с родителями:
- беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
- привлечение к оснащению предметно-развивающей среды по теме.
- Основной этап:
Работа с детьми
- Ознакомление детей с художественной литературой по теме;
- Рассматривание картин и беседы по их содержанию;
- Проведение НОД по теме;
- Продуктивная деятельность;
- Настольно-печатные и дидактические игры;
- Экспериментирование и опыты;
- Чтение художественной литературы;
- Конструирование из бумаги, палочек, строительного конструктора;
- Заучивание пословиц и поговорок;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Музыкальная деятельность;
- Подвижные игры.
Работа с родителями:
- Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала».
- Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты».
- Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир».
- Папки «Рассказы о Байкале для детей», «Загадки Байкала»
- Заключительный этап:
Работа с детьми:
- Оформление наглядного пособия «Подводный мир Байкала»
- Оформление лэтбука «Обитатели морей и океанов»
- Подведение итогов проекта
Работа с родителями:
- Оформление выставки творческих работ детей по теме.
- Подготовка буклета «Экосистема озера Байкал»
Содержание проектной деятельности:
День первый
Работа с детьми
НОД Познавательное развитие (экология)
Тема: «Байкал – жемчужина Сибири» Сформировать представление об озере Байкал, познакомить с водными обитателями озера: омуль, хариус, голомянка, нерпа, губками, внешним видом, образом жизни; развивать интерес к изучению подводного мира Байкала, внимание, мышление, речь, умение работать в подгруппах; воспитывать гордость за родной край, бережное отношение к природе.
НОД Продуктивная деятельность (рисование)
Тема: «Могучий Байкал» Формировать умение передавать выразительные особенности берега озера; дать понятие о линии горизонта; развивать чувство композиции; воспитывать гордость за свой родной край.
Беседа «Что ты знаешь о подводном царстве?» Выявить знания детей о морских животных.
Дидактическая игра «Кто живет в подводном царстве?» Учить подбирать соответствующие картинки.
Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» Продолжать работу по повышению интереса детей к слушанию сказок о подводном мире.
Подвижная игра «Синяя вода» Учить выполнять движения в соответствии с содержанием текста, учить повторять слова за воспитателем
Работа с родителями
Беседа с целью выявления наличия художественной литературы по теме в семьях;
Привлечь к пополнению предметно-развивающей среды группы по теме;
Рекомендации по работе с детьми по теме «Водный мир». Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.
День второй
Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле» Учить отображать в игре знания об окружающем мире; формировать умение творчески развивать сюжет игры; самостоятельно распределяться на роли; вспомнить и применить знания о морских обитателях в игре.
Конструирование из бумаги (оригами) «Кашалот» Учить складывать лист бумаги пополам (уголок к уголку), применять полученные ранее навыки складывания по схеме; дать понятие о животном кашалоте; развивать творческое воображение; воспитывать любовь к животным.
Слушание «Звуков моря» Развивать музыкальный слух, умение слушать музыкальные произведения молча, развивать психические процессы
Разучивание поговорок и пословиц о море. Способствовать запоминанию пословиц и поговорок, понимать их смысл, помочь в придумывании своих, развивать связную речь, грамматический строй речи.
Подвижная игра «Море волнуется» Вспомнить с детьми слова игры, уметь соотносить слова с действиями, развивать воображение
Работа с родителями
Консультация «Нерпа – загадочный зверь Байкала
Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
День третий
Работа с детьми
НОД познавательное развитие (ФЭМП)
Тема: «В гостях у морских обитателей» Формировать умение производить математические действия в пределах 10; сравнивать числа, расставлять знаки «больше», «меньше», «равно»; упражнять в делении целого круга на четыре части.
Беседа «Рыбы моря – кто они?» Продолжать поддерживать интерес к теме, расширять представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи
Дидактическая игра «Назови морского жителя» Закреплять знания об обитателях морских глубин.
Конструирование из палочек на тему «Море» Учить пользоваться схемами, развивать внимание, наблюдательность, воспитывать интерес к играм с помощью палочек.
Подвижная игра «Ручеек» Познакомить с русской народной игрой, учить соблюдать правила игры, развивать коллективизм.
Работа с родителями
Папка «Рассказы о Байкале для детей»
Вызвать желание и интерес к изучению данной темы совместно с детьми дома.
Папка «Загадки Байкала»
Расширить знания родителей по теме.
День четвертый
Работа с детьми
НОД Продуктивная деятельность (ручной труд (конструирование из бумаги)
Тема: «Рыбки в аквариуме» продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам; упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами; развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;
Сюжетно ролевая игра «Экологи» Расширять представления о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости, формировать навыки речевого этикета.
Чтение М. Чубученко «Морские сказки» Познакомить с новым произведением, развивать умение слушать сказки и отвечать на вопросы по их содержанию.
Музыкальная игра «Рыболовы» Развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховую координацию.
Словесная игра «Опиши животного» Развивать умение описывать животных по характерным признакам, развивать монологическую речь.
Подвижная игра «Водяной» Развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища, развивать внимание, наблюдательность
Работа с родителями
Консультация «Озеро Байкал. Самые интересные факты»
Расширить знания родителей по теме с помощью консультации.
День пятый
Работа с детьми
Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство (Путешествие по Байкалу)» Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе туристических агентств, формировать умение самостоятельно распределяться на роли.
Беседа «Море в опасности!» Поддерживать интерес к теме и выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям, как помочь и спасти их.
Рассматривание фотографий «Подводный мир Байкала» Развивать познавательную активность в процессе формирования представления о подводных жителях Байкала; раскрыть связь животных со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным.
Конструирование из строительного материала «Дельфинарий» Развивать конструкторские способности, воображение, память, усидчивость.
Экологическая игра «Животные Красной книги» Дать понятие о Красной книге, ее назначении, развивать интерес к экологии, бережное отношение к исчезающим животным.
Экспериментирование «Свойства воды» Закреплять и обобщать знания детей о воде, ее свойствах, развивать интерес к экспериментам.
Изготовление лэпбука «Обитатели морей и океанов» Привлекать детей к оформлению лэпбука, обобщать и систематизировать знания о морских жителях.
Работа с родителями
Буклет «Экосистема озера Байкал»
Расширить знания родителей по теме с помощью буклета.
Оформление выставки творческих работ детей.
Показать творческие достижения детей в ходе изучения темы.
Предполагаемый результат проекта: у детей сформированы представления о подводных обитателях, развит познавательный интереса к подводному миру и озеру Байкал, развиты творческие способности через продуктивную деятельность, обогащен словарный запас по теме.
Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; наглядное пособие, выполненное совместно с детьми «Подводный мир Байкала»; лэпбук «Обитатели морей и океанов»; рекомендации, консультации и буклеты для родителей по теме; картотеки «Опыты с водой», «Сказки и рассказы о Байкале для дошкольников», пополнение предметно-развивающей среды по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".
Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....
Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду
Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...
Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»
В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...
Байкал "Жемчужина Сибири"
Знакомство детей с Байкалом....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Голубая жемчужина Сибири"
Знакомство детей с красотой и достопримечательностями озера Байкал....
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...
«Байкал – жемчужина Сибири»
Технологическая карта...