План по самообразованию Методическая разработка на тему: «Открываем мир водоемов Рязанского края через экспериментальную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)
План по самообразованию. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с водоемами Рязанского края через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_po_samoobrazovaniyu_2016g_hodakovan.v._-_kopiya.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №43» г.Рязань
План по самообразованию
Методическая разработка на тему:
«Открываем мир водоемов Рязанского края
через экспериментальную деятельность»
Разработано воспитателем
Высшей квалификационной категории
Ходаковой Н.В.
Есть рядом с нами речка, родник, овражек и пруд
И все это нежно родиной малой зовут.
Ах, это чудо, наш край родной,
Мы любим всем сердцем и всей душой!
Цель: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с водоемами родного края через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- способствовать развитию у старших дошкольников интереса к водоемам Рязанского края;
- формировать умения устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас детей старшего дошкольного возраста;
- воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;
- развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу;
- расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края;
- способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.
Актуальность:
Знакомство детей с природой родного края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Воспитанники получают много информации о родном крае, о традициях и истории народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо использовать исследовательскую деятельность, т.к. это наиболее продуктивный метод изучения природы родного края, направленный на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний.
Очень важно чтобы основные необходимые сведения по краеведению дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. А что может быть нагляднее, чем когда сам ребенок становится субъектом учения и участвует в процессе познания, экспериментирует.
В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Ему необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы: почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.Именно поэтому в основу работы по ознакомлению детей с водоемами Рязанского края была включена экспериментальная деятельность, которая стимулирует детей к дальнейшим вопросам и открытиям.
План работы
Формы работы | ||||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
сентябрь | ||||
Мониторинг | Изучение литературы по данной теме. | Вводная беседа на родительском собрании о необходимости использования экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с родной природой. | ||
октябрь | ||||
Повторение. Эксперимент «Свойства воды» | Подбор пособий, конспектов и заданий по теме самообразования. | |||
ноябрь | ||||
Беседа «Вода - самый уникальный минерал в природе». Просмотр презентации «Красота воды в природе». | Консультация «Экспериментальная деятельность-основа познания окружающего мира» | Консультация «Зачем надо учить детей общаться с природой родного края» | ||
декабрь | ||||
Просмотр презентации «Животный мир водоемов Рязанского края» Эксперимент «Зачем бобру плотина?» Эксперимент «Кто и почему выходит сухим из воды?» | Привлечение родителей к организации экспериментальной деятельности. | |||
январь | ||||
Эксперимент с использованием моделирования «Почему в озере вода стоячая?» Просмотр презентации «Водные богатства Рязанского края» Экскурсия в библиотеку. | Корректировка работы | День пап и мам «Как работает колонка?». | ||
февраль | ||||
Практическая работа «Топографические знаки» Исследовательская работа с картой Рязанской области «В поисках родных истоков». | Обмен опытом с воспитателями параллельных групп об использовании ИКТ для формирования краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. | Разработка презентаций для использования в работе по данной теме. | ||
март | ||||
Практическая работа «Рисуем карту водоемов нашего микрорайона». | День пап и мам «Как устроен колодец?». | |||
апрель | ||||
Эксперимент «Как очистить водоем?». Беседа « Чистота водных просторов малой Родины - кому это необходимо?». Экскурсия на кухню «Контроль качества воды». | Анализ методов, форм и способов деятельности по теме самообразования. | День пап и мам «Вода и здоровье людей» Сухова Ж.Р. | ||
май | ||||
Экологический десант к пруду в с.Голенчино. Просмотр презентации «Давайте воду беречь!» Создание коллажа «Мир в капле воды». Дискуссионный клуб «Как мы можем сберечь воду?». | Подведение итогов. Оформление папки по теме самообразования. |
Выход темы: мастер-класс для педагогов города на форуме уникальных педагогических технологий «Аксиос»; разработка серии презентаций для детей по водоемам Рязанской области.
Дата заполнения « 10 » сентября 2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Безопасность на водоемах"
Цель: Предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в водоеме....
Методическая разработка на тему "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
Один из методов связной речи...
Методическая разработка по теме «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»
Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»«Рисуем вместе с детьми»...
Методическая разработка по теме: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная дея...
Собственные методические разработки на тему: «Развитие познавательно- исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности»
Детское конструирование – это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, по...
Примерный план по самообразованию (методическая разработка).
Примерный план работы по самообразованию для педагогов....