консультация для воспитателей региональный компонент
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болоховский центр образования№2» муниципального образования Киреевский район
Консультация для воспитателей
Национально-региональный компонент
в художественно - эстетическом развитии.
Подготовила воспитатель высшей категории:
Симошкина О.А.
2019г.
Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать:
- формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их
- творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Алексей Дубровин Вишнёвый край. гимн г. Россошь
Эта песня знаменитого поэта нашего края как нельзя лучше раскрывают отношение к Родине – тому месту на земле, где родился и живёшь.
Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь Дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.
А наиболее доступным средством формирования положитель-ного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным
воспитательным потенциалом.
Реализация национально-регионального компонента в дошкольном учреждении сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.
Региональные особенности работы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Целью этой работы является: формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций народов, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры любого народа:
устное народное творчество,
музыкальное народное творчество,
народные игры,
праздники
декоративно-прикладное искусство,
традиции и обычаи.
Образовательная область «Художественное творчество»
предоставляет большие возможности нам, педагогам, для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:
- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их
-формирование эстетического вкуса;
-развитие детского творчества и воображения;
-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;
-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.
Эффективное решение данных задач во многом зависит не только от того, как организована образовательная деятельность дошкольников, но и от предметно-пространственного мира, который их окружает. Чаще всего предметный мир, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения. Только тогда, когда ребёнок получает право на свободный выбор заинтересовавшей его деятельности, он начинает проявлять себя, как творческая личность.
Хорошей информационной базой для познавательного развития воспитанников является взаимодействие с городским краеведческим музеем.
Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Они помогают детям в живой непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов, выделять сходства и различия, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Поэтому в игры нужно играть много и часто.
Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Самостоятельная деятельность детей сопровождается спокойной музыкой.
Выводы:
1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.
2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам
национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекате-льна и доступна.
3. Ведь именно Предметное окружение, а не педагог побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.
4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.
5. Народное творчество – источник чистый и вечный.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для педагогов" Региональный компонент в ДОУ"
Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросо...
Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"
14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...
Консультация для педагогов "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области"
Консультация для педагогов ДОУ "Региональный компонент в дошкольном образовании Архангельской области".Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не ин...
Консультация для воспитателей "Региональный компонент в воспитании детей"
консультация для воспитателейконсультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Структурные компоненты занятий и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках ФГОС ДО» (ОО Социально-коммуникативное развитие). Сюжетно-ролевая игра.
Современные требования к образованию, ставят перед педагогами задачу научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов, а...
Консультация для педагогов " Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ"
Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Содержание реализации регионального компонента из личной практики работы в группе старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Региональный компонент в условиях ДОУ"
Региональный компонент в условиях ДОУ"...