ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ (из опыта работы)
материал

Тихонова Ирина Сергеевна

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

(из опыта работы)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают нравы, обычаи и дух свободы и творчества.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери». Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, произведения народного декоративного искусства».

Говоря о народном искусстве, Н. П. Сакулина отмечала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений»

Известный психолог Б. М. Теплов, подчеркивая значение народного искусства для разностороннего развития ребенка, писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в

развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности»

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на материале мордовского народного искусства.

Работа по примерному модулю программы «Мы в Мордовии живем» позволяет развивать ребенка в этнокультурной среде. Мордовское декоративно-прикладное искусство является источником формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства мордвы имеют большое значение для подрастающего поколения и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей мордовского этноса.

Народное искусство должно быть широко включено в различные виды детской деятельности: оформление интерьера групповой комнаты; слушание мордовской народной музыки, сказок, рассматривание народного костюма, вышивок; развитие детского творчества на основе эталонов образцов декоративного искусства - сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и самостоятельного применения.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством, с национальным костюмом, развивать у детей устойчивый интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, вызывают у детей желание не только рассматривать народные узоры, но и научиться воспроизводить их; познакомиться с характерными особенностями мордовской вышивки (ритм, цветовые сочетания при выполнении декоративного узора), с деталями национального костюма.

В процессе работы с детьми важно создать такую атмосферу, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно и

естественно, стимулировать общение детей, их независимость и самостоятельность.

Ознакомление дошкольников с отдельными элементами и мотивами мордовского декоративно-прикладного искусства начинается со второй младшей группы. В своей работе с малышами мы используем мордовские народные игрушки: матрешка-мордовочка, птички-свистульки. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально-положительный отклик. Игрушка, в отличие от других произведений декоративно-прикладного искусства, может использоваться не только на занятиях по изодеятельности, но и в дидактической игре и других видах деятельности, она может украшать интерьер группы, быть экспонатом уголка национальной культуры. Особое внимание обращаем на простую роспись игрушки, на ее колорит (красно-черно-белый), на необычность формы (вытянутая).

Мной проводится работа в технике аппликации с использованием элементов мордовского узора. Она начинается с детского моделирования из простейших геометрических форм, окрашенных в основные цвета мордовской вышивки. Моделирование лучше всего проводить на фланелеграфе.

С возрастом задачи ознакомления с декоративно-прикладным искусством Мордовии усложняются. В средней группе дети создают более сложные комбинации узоров, как из деталей, подготовленных мной, так и самостоятельно вырезанных. Малыши пытаются рисовать элементы узора, передавая их семантику.

В старшей группе знакомятся с национальным костюмом. Дети искренне радуются, видя яркую красочную одежду на мордовочке. Их веселят различные гремушки (сюлгам, на груди пряжка, на которой сетка из пронизок и медных пуговиц, по бокам звенящие колокольчики). Про национальный костюм так и говорят: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

Дети знакомятся с характерными особенностями одежды мокши и эрьзи. Они узнают о деталях костюма, их предназначении, запоминают сложные названия (сюлгам - нагрудное украшение, пулай - украшение на бедра, панго - головной убор и т. д).

Закрепляя полученные знания и технические умения, дети создают самостоятельные композиции узоров, используя различные элементы орнамента.

Дети подготовительной группы создают сложные узоры мордовской вышивки, как аппликационно, так и в рисовании. Украшаются силуэты мордовской одежды, головные уборы.

Одним из важнейших педагогических условий в процессе работы с детьми на материале мордовского декоративно-прикладного искусства является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи мы осуществляем путем:

  1. участия родителей в выставках семейного творчества;

116

  1. устройства презентаций семейных традиций и национальных раритетов;
  2. проведения совместных прогулок и экскурсий;
  3. участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Родители - наши самые главные помощники.

За время работы опыт детей в области декоративно-прикладного искусства обогатился новыми средствами создания художественного образа. Работы детей стали ярче, выразительнее, композиционно более завершенными благодаря умению применять в своих работах характерные элементы мордовской народной вышивки (елочка, крест, галочка).

Приобщение ребенка к культуре своего народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, желание видеть неповторимость родной культуры, участвовать в ее сохранении и приумножении. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

"Семейные традиции" (из опыта работы)

"Семейные традиции" - детские праздники в кругу семьи и их значение для развития ребёнка....

«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы

Народная культура –  это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации....

«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» (из опыта работы)

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно  каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспита...

«Формирование национального характера» из опыта работы

Гражданско - патриотическое воспитание всегда занимает важное место в работе с детьми. В предлагаемом материале опыт работы учреждения в данном направлении....