ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
статья
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ю.В.Елисейкина
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей. Но ключевыми его моментами можно определить валеологическое, экологическое и поликультурное воспитание дошкольников. Эти три направления формируют в детском сознании правильное отношение к своему физическому здоровью, воспитывают и фор и этическую сторону мировоззрения ребенка. Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных условиях. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контекстах. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.[11] В ДОУ воспитываются дети разных национальностей из разных семей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно. Мы приобщаем детей к основам национальной культуры, быта и развиваем межличностные отношения.
Важными педагогическими условиями реализации покультурного содержания в воспитательно-образовательном процессе являются:
-формирование этнической осведомленности,
-развитие этнических чувств или эмоционально-ценностного отношения к национальным традициям,
-толерантного отношения личности к образу жизни различных этносов,
-формирование этнических норм поведения, накопление опыта эстетической творческой деятельности, опыта самовыражения и самореализации на основе поликультурного содержания, отраженного в национальном фольклоре народов, живущих совместно на одной территории.
-интегративный характер художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста. При этом под интеграцией понимается взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, разнообразных художественных проявлений.[13]
Для систематизации знаний детей о людях различных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности, педагогам следует максимально использовать: культурное пространство города, развивающую и предметно-пространственную среду, знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой разных народов, их живописью, музыкой и предметами быта; народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом, расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей.[15]
Целью этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста является развитие его национального самосознания при условии уважения к другим культурам и этносам. Работа по этнокультурному воспитанию должна вестись параллельно в условиях ДОУ и семьи. Одним из эффективных средств этнокультурного воспитания является народная игрушка.
Игрушки - это важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребенку передается суть человеческих отношений. Игрушка - носитель сакральных (семейных) ценностей, родовой информации.[2]
Народные игрушка являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль. [2]
Как указывал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «игрушка помогает отражать в игре впечатления действительной жизни, дает повод к активной творческой деятельности, способствует развитию воображения. От того, какие впечатления будут отражаться в игре ребенка, как и какие в ней будут использоваться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе игрушки, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. [6]
Игрушка любого народа как символ культуры может многое рассказать о неписаных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т.д. И это понятно: каждая мать, изготавливая кукол, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения..
Народная игрушка способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Все игрушки, по-своему уникальны, содержит символические знания предыдущих поколений а так же позволяет расширить и обогатить представления ребенка о людях других национальностей.
Цель проекта: создать благоприятные условия для эффективного процесса приобщения детей к народному творчеству через призму поликультурного воспитания.
Задачи:
- Приобщать детей через изучение национальной игрушки и декоративно-прикладного искусства к этнокультуре различных народов России.
- Развивать чувство справедливости, социальной ответственности и солидарности с разными этническими группами.
- Развивать толерантность (способность к пониманию и принятию национальных особенностей различных народов).
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
- Воспитывать дружелюбное отношение в общении с детьми другой национальности, закладывать фундамент нового и созидательного поколения людей будущего.
На основе вводных бесед с дошкольниками о народах России, Поволжья их культуре и игрушах были сделаны о том, что у детей преимущественно средней уровнень сформированности поликультурного воспитания, а именно они слабо владеют знаниями о стране, в которой проживают, плохо знают символику, культуру и её традиции, заботятся о близких, проявляют дружелюбие, но не умеют договориться с другими детьми, не оказывают им помощь, а свои поступки анализируют исключительно с помощью взрослого.
Далее очень важно было создать предметно-развивающую среду в группе и разработать проект « Народная игрушка»
План реализации проекта включает в себя комплекс занятий, направленный на изучение национальных игрушек разных народов.
1 . Русская игрушка.( Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка, искусство Гжели, Жостовскя игрушка, Русская матрёшка)
2.Мордовская игрушка( Тавлинская деревянная игрушка, Мордовская глиняная игрушка)
3. Татарская игрушка( кукла в народном костюме)
4.Чувашкая игрушка ( кукла в народном костюме)
Традиционна в каждой местности были свои способы изготовления кукол - оберегов. Этим куклам был посвящен отдельный цикл занятий.
5.Куклы из бабушкиного сундука. Кукла – оберег.(травница, на здоровье, желанница, Мордовские куклы- пеленашки, Татарская безликая кукла из щепы, Чувашская кукла Йерех).
На занятиях, в процессе реализации проекта подробно рассматривали кукол в различных национальных костюмах, выявляли характерные особенности пошива, вышивки, цветовой гаммы. Изучая расписные глиняные игрушки, большое внимание уделялось элементам росписи. Дети сами с удовольствием лепили и расписывали игрушки. Большое внимание обратили на игрушкам из дерева: Богородская игрушка, Тавлинская деревянная игрушка. Беседы и занятия часто проходили в виде мини – проектов, дети могли рассказать и поделиться своими впечатлениями о посещении музея в поселке Подлесная Тавла. Для организации занятий по изготовлению кукол пеленашек и кукол – обрегов дети активно подбирали необходимые ткани для работы и с удовольствием учувствовали в процессе. В результате работы был создан мини – музей народной игрушки.
По результатам проекта у детей расширились представления о народных игрушках, научились различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для игрушек различных народов. Расширились и обогатились знания о традициях и обычаях разных народов России. Дети стали более открыты к другим культурам, ценностям и взглядам. Что предполагает под собой активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений. Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Литература
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации / В.В.Абраменкова — М., 2001. — 140с.
- Бартрам Н.Д. Об игрушках. По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском кустарном музее. М.,1909.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.Искусство, 1975. - 139 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.,1997. - 341 с.
- Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2007. — № 2. — С. 105–107. 3. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях ДОУ / Н. А. Платохина // Дошк. педагогика. — 2010. — № 5. — С. 16–19.
- Гаранина Н.К. Декоративно-прикладное искусство как синтез эмоционально-эстетического и понятийного освоения культуры детьми дошкольного возраста //Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http: // www.art-education.ru / AEmagazine. № 2. — 2010. (В соавторстве с И.А.Лыковой.) 0,6 п.л./0,3 п.л.
- Деньшин А.И. Дымковская народная глиняная игрушка. Ее история, происхождение, мастера и значение. М.,1945. - (Рукопись).
- Журавская Э.Д. Художественные особенности богородской резной игрушки 60-70-х годов /Искусство художественных промыслов на современном этапе: Сб.науч.трудов.- М.,1982.- С.80-92.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / М.С.Каган. — СПб., 1997. — 542 с.
- Кудрявцев В. Т. Креативная доминанта культуры // Проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в теории деятельности и двигательных действий / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева — Новгород: НГПУ, 1997.
- Плаксина, Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста / Е. С. Плаксина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/ (дата обращения: 08.11.2020).
- Семенова Валентина.Народная кукла.Коллекция кукол мордовского края / Валентина Семенова. - Саранск : Константин Шапкарин : Дом народных ремесел, 2014. - 55 с.
- Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 2008. — № 2. 5.
- Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-3252. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.
- Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. // Дошк. воспитание. — 2009. — № 12. — С. 79–89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128637-1350827534.jpg)
Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям....
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-678669-1485150753.jpg)
комплекс мероприятий,направленных на поликультурное воспитание дошкольников(на основе народных праздников русских,бурят и алтайцев).
Проект направлен на приобщение дошкольников к социальной действительности,на воспитание маленького гражданина,что является актуальной прблемой современного дошкольного образования....
"Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры" В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому со...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362070-1386429424.jpg)
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-551935-1418739649.jpg)
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"
Консультация для родителей "Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-695244-1445706135.jpg)
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...