Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых
статья

Мельникова Елена Петровна

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых

 Е. П. Мельникова  воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Конечно, подавляющее большинство детей не имеют возможности наблюдать труд своих пап и мам на общественном производстве, но у взрослых и без того немало дел, которые могут и должны происходить на глазах у детей. Видя, как работают старшие, они с радостью займутся с ними уборкой помещения, стиркой, приготовлением обеда, будут копаться в саду, на огороде. Имея перед собой пример своих родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, приносить пользу людям.

Для создания положительного  отношения к труду у детей, соприкосновение с трудом взрослых имеет важнейшее значение. Здесь возможны различные формы и методы. Педагоги детского сада осознано выбрали технологию проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности мышления ребенка, помогает ему выработать уверенность в себе, собственных возможностях. В процессе проектной деятельности дети получают знания и овладевают умениями в ходе выполнения системы спланированных педагогом заданий практического характера, направленных на решение какой- либо проблемы. Технология проектной деятельности помогает воспитать самостоятельную и ответственную личность с развитыми творческими и умственными способностями, целеустремленную, настойчивую, умеющую преодолевать трудности, решать проблемы, возникающие в процессе деятельности. А также способствует  повышению ее самооценки. Немаловажный педагогический эффект проектной деятельности- умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.

В детском саду был разработан проект «Интересные профессии», направленный на развитие у детей представлений о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.                      

Актуальным проект делает то, что приобщение к ценностям профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда взрослых осуществляется на примере ближайшего окружения детей, самых близких людей- родителей.                                                    

Разработанный проект – познавательно- исследовательский долгосрочный, участники проект - педагоги, дети и их родители.

Цели проекта - ознакомление дошкольников с разнообразием профессий родителей, осознание важности их труда для общества, самого ребенка.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

   - развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Предполагаемый результат проекта: рост интереса к  профессиям, в том числе и профессиях своих родителей, значимость их труда, воспитание чувства  гордости ознакомились за своих близких.

Реализация проекта проходила в три этапа. В ходе подготовительного этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач  проекта; совместно с воспитанниками и  их родителями сбор материала, необходимого для реализации; прогнозирование возможного результата; разработка проектов образовательных мероприятий и беседы с детьми об известных и неизвестных им профессиях людей.

В ходе основного этапа дети ознакомились с профессиями своих родителей в процессе непосредственно образовательной деятельности. На этом этапе проводились занятия  по познавательному развитию: «Что такое профессии», «Какие профессии ты знаешь», «Профессии моих родителей», «Кем ты станешь, когда вырастешь?», «Почему важно быть хорошим специалистом».

Задачи по познавательно- речевому развитию успешно решались  в процессе составления рассказов на темы: « Профессия моей мечты», «Кем работают мои родители?».

Коммуникативно- личностное развитие осуществлялось с помощью развивающих игр: «Кому что нужно для работы», «Инструменты для людей разных профессий», «Что пригодится при пожаре», «Исправь ошибку», «Для чего нужен этот предмет?». Использовались также сюжетно- ролевые игры: «Салон красоты», «Пожарные», «Супермаркет», «В гостях у доктора Айболита», «Почта», «Служба спасения».

Художественно- эстетическое развитие осуществлялось в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы. Дети участвовали в конкурсах рисунков «Мир профессий» и на лучшего чтеца «Все профессии нужны, все профессии важны»

На заключительном этапе родители и дети участвовали в создании альбома «Интересные факты о профессиях».

В процессе реализации проекта уделялось внимание и физической активности детей. Проводились подвижные игры,  спортивные развлечения, праздники, связанные с темой «Профессии»

В результате образовательной деятельности в рамках проекта у детей значительно вырос интерес к труду взрослых, повысился уровень знаний и представлений о разных профессиях. У них появилось понимание социальной значимости и огромной пользы этих профессий для общества, а также чувство гордости за своих родителей.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психолого-физические особенности дошкольников.  

Таким образом, проблема ознакомления дошкольников с миром профессий как компонент  трудового воспитания в детском саду сегодня не только не утрачивает своей актуальности, но и наполняется новыми смыслами: ценностным, концептуальным, технологическим.

   

Литература:

  1.  Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.  М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
  3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
  4.  Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
  5. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П.  Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей

Роль педагога  в формировании культуры речи, культуры общения и этикета у дошкольников. Условия  эффективного формирования навыков культуры поведения детей:...

"Сюжетно ролевая игра, как средство формирования у старших дошкольников элементарных представлений о профессиональной деятельности взрослых"

Решаем проблему: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?...

«Ребёнок в мире профессий. Знакомство с профессиональной деятельностью взрослых» 3-6 лет

Цель ознакомления с трудом взрослых – дать детям конкретные знания и представления о профессиях и воспитать уважение к труду взрослых....

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

Картотека бесед по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослых

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет...