Проект "Лето, ах, лето"
проект

Зимагулова Татьяна Михайловна

Проект для детей и их родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leto_ah_leto.docx87.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Братска

Проект

«Лето, ах, лето!»http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-02/1233707616_romaski.jpg

Воспитатели:

Т.М. Зимагулова

г. Братск,

2017-2018 уч. год

Проект «Лето, ах, лето!»

Авторы проекта: Зимагулова Т.М.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Вид проекта: познавательный, творческий, групповой

Место проведения: МБДОУ «ДСОВ №47»

Сроки проведения: краткосрочный (1 неделя)

Количество участников: 24 человека

Возраст детей: 5 – 6 лет

Ресурсное обеспечение проекта: энциклопедия «Хочу всё знать! Погода», альбом «Летние забавы», художественная  и познавательная литература на тему «Лето»,  дидактические игры, загадки, икт «Лето, ах, лето».

Планируемый результат: У детей сформируются представления о лете, как времени года; у родителей появится возможность повышения педагогической культуры в вопросах оздоровления детей в летний период; возникнет чувство сопричастности к жизни ДОУ.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Постановка проблемы. Дети от природы активны и с удовольствием познают окружающий мир через все виды деятельности, а летняя пора, как нельзя, кстати, подходит для знакомства с природой родного края, оздоровления и развития физических качеств во время пребывания на свежем воздухе.

Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Лето, ах, лето!». Работа над проектом дала возможность целенаправленно и эффективно выстроить педагогическую работу, так как дети проживали данную тему через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.

Гипотеза: Проект поможет систематизировать представления о лете, познакомит с природой родного края; поможет создать условия для укрепления физического и психического здоровья детей.

Актуальность: Лето – прекрасная пора для детских игр, забав, развития познавательных интересов и физических качеств, оздоровление организма, укрепления здоровья через активный отдых на свежем воздухе. Это яркая пора для знакомства с природой родного края, через отдых на природе, путешествиях и экскурсиях.

Задача взрослых состоит в том, чтобы расширить представление детей о лете, как времени года, создать условия для укрепления физического и психического здоровья, а также для общения родителей и детей в рамках совместного отдыха на природе и во время путешествий.

Цель проекта: Расширить представление детей о лете, стимулировать познавательный интерес. Закрепление и расширение знаний об окружающем мире.

Задачи:

  1. Развивать обобщенные представления о лете, как времени года, его существенных признаках;
  2. развивать интерес к родной природе, закрепить признаки лета.
  3. способствовать совместной родительско-детской познавательной и творческой деятельности;
  4. воспитание у детей активной жизненной и  творческой позиции.

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют культурно-познавательные потребности, интересы, выказывают свои предпочтения в выборе темы познавательной деятельности, а также используют полученные знания и умения в процессе реализации творческих замыслов;
  • Дети принимают активное участие в подготовке и проведении итоговых мероприятий;
  • у родителей повысилось стремление заниматься совместной познавательно-творческой деятельностью;
  • у детей развиваются ручные навыки и умения;
  • дети становятся более активными в решении определённых жизненных задач.

Второй этап. Подготовительный этап.

1.Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3.Подборка фотографий, литературы.

4.Разучивание стихов и песен на летнюю тему.

5. Продуктивная деятельность на тему «Лето»

6. Рекомендации для родителей «Летние игры на свежем воздухе».

Основная часть. Реализация проекта.

В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера. В книжном уголке размещали учебный материал: энциклопедия «Погода», подборка иллюстраций на тему «Лето». Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения по данной теме. В результате этой работы у детей формировалась целостная картина мира.

С целью эмоционального погружения детей в тему использовались аудиозаписи песен про лето.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Физическое развитие (здоровье)

Беседа с детьми на тему: «Несёт ли лето здоровье людям?»

Двигательный этюд «Лето пришло!»

Пальчиковая гимнастика: «Лето», «Цветы»

Разминка «Посадили мы цветочки…»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Игра малой подвижности «Живая клумба»

Спортивные игры и упражнения: бадминтон, баскетбол, футбол; игры с мячом и др.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Краски лета»

Пластилиновая живопись «Цветущее лето»

Аппликация «Дождик лей веселей!»

Слушание «Звуки дождя»

Коллективная работа «Ах, какое это лето!»

Ручной труд «Вертушки»

Прослушивание записи П.И. Чайковский «Времена года»

Раскраски на летнюю тематику

Познавательно-речевое

развитие

Интегрированная НОД «Я рисую лето!»

Беседа с детьми на тему «Почему происходит смена времён года?»

Икт «Лето»

Чтение художественной и познавательной литературы на тему «Лето»

Рассматривание иллюстраций на тему «Лето»

Сообщения для детей «Что я знаю о природе родного края»

Рассказ по серии картинок «Лето»

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: «В огороде я тружусь»  «Какое бывает лето», «Найди рисунки о лете», «Какой, какая, какое», «Насекомые», «Цветы», «Летние виды спорта»

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агенство»

Режиссёрская игра «По морям, по океанам…»

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»

Взаимодействие

с семьёй.

Фотовыставка на тему «Ах какое это лето!»

Папка-передвижка для родителей «Летние игры на прогулке»

Консультация для родителей «Правила безопасности в природе»

Участие в конкурсах на тему «Лето»

Картотека подвижных игр летней тематики.

Третий этап. Заключительный.

1.Итоговое занятие по теме «Лето красное».

2.Оформление фотовыставки «Ах, какое это лето!».

3.Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

4. Выставка творческих работ «Лето».

5. Подведение итогов.


Используемая литература

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  2. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  3. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  
  4. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 с.


Приложение 1

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Я рисую лето»

Цель: Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений.

Задачи: 

 обобщить знания детей о лете, его характерных признаках

 развивать внимание, память, мышление, связную речь

 развивать двигательную, познавательную, речевую активность, творческие способности детей

 воспитывать интерес к лету как любимому времени году всех детей.

Предварительная работа: целевые прогулки и экскурсии в природу (в парк, в огород, на клумбу, в сад и др.); трудовые действия детей в природе; рассматривание иллюстраций, репродукций о цветах, птицах; чтение художественных произведений о лете отечественных и зарубежных авторов; просмотр диапозитивов «Лето» из серии «Времена года».

Материалы и оборудование: Цветок, сделанный из картона с лепестками красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого и белого цвета; 2 корзинки, муляжи овощей и фруктов для игры; листы бумаги на каждого ребенка; оборудование для рисования на выбор для детей.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ребята, посмотрите, какое у нас сегодня замечательное утро! Напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Лето!

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Л. Корчагиной «Лето»:

Если дует ветер теплый, хоть и с севера,

Если луг – в ромашках и комочках клевера,

Бабочки и пчелы над цветами кружатся,

И осколком неба голубеет лужица,

И ребячья кожица, словно шоколадка…

Если от клубники заалела грядка

– Верная примета: наступило лето!

Воспитатель: Лето — прекрасное время года. За что же все любят это время года? Ответы детей. 

Воспитатель: Дети, а чем вы любите заниматься летом? Ответы детей. 

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие изменения в природе происходят летом? Ответы детей. Скажите, а какая летом обычно бывает погода? Ответы детей. А знаете ли вы название летних месяцев? Ответы детей. Молодцы, ребята! На все вопросы ответили. Но мы немного засиделись, приглашаю вас размяться!

Разминка

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Воспитатель: На вопросы вы прекрасно отвечали. Ребята, на нашем участке есть клумба, на которой растут прекрасные цветы. Помните ли вы их названия? Ответы детей. Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я увидела вот такой необычный цветок на нашей клумбе (показываю цветок из картона с разноцветными лепестками). Может кто-то из вас знает, что это за цветок и как он называется? Ответы детей. Ребята, это цветок не обычный, а волшебный! Каждый его лепесток – это задание, которое он нам предлагает выполнить! Ну что, вы готовы выполнить эти задания? Дети: Да! Тогда начнем! Что такое лето? Это много света! Это поле, это лес, это тысяча чудес! Это яркие цветы, синь небесной высоты, Это в мире сто дорог для ребячьих быстрых ног!

Воспитатель: Итак, первый лепесток красного цвета предлагает нам отгадать

Летние загадки: 

1.Яркое и доброе светит нам в окошко,

Мы попросим ласково:

«Нас погрей немножко!»… (солнце)

2.Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелѐк… (одуванчик)

3.На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья… (бабочка)

4.Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое?.. (ромашка)

5.Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет… (колокольчики)

6.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком, он поделится медком!.. (пчела)

7.В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи

У него не горячи… (подсолнух)

8.Он прольется над садами

— Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний... (дождик)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием справились отлично! Следующий лепесток – желтого цвета – предлагает нам поиграть в «Желтую игру»!

Желтая игра

Желтое солнце на землю глядит (поднимаем руки вверх)

Желтый подсолнух за солнцем следит (качают руками)

Желтые груши на ветках висят (фонарики)

Желтые птенчики звонко пищат (клюют)

Желтая бабочка, желтая букашка (машут руками)

Желтые лютики, желтая ромашка (вращают кистями рук)

Желтое солнышко, желтый песочек (хлопают в ладоши)

Желтый – цвет радости, радуйся, дружочек!

Воспитатель: Молодцы! Ну что же, дальше у нас зеленый лепесток, он предлагает нам рассказать о лете – какое оно?

Дидактическая игра «Лето – оно какое?»

Лето какое? теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое 

Солнце летом какое? желтое, жаркое, яркое, теплое 

Трава летом какая? зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая 

Вода летом какая? теплая, прохладная, приятная, освежающая 

Дождь летом какой? теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной

Небо летом какое? голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое

Облака летом какие? высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые

Дети летом какие? веселые, радостные, забавные, шумные

Воспитатель: Следующее задание от синего лепестка – он приглашает нас поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Солнышко, солнышко, дети гуляют по группе 

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять

– Станут бегать и играть!

Дождик пошел, скорее домой! дети убегают в домики – «стульчики»

Воспитатель: Ребята, а чтобы дождик не обижался, что мы убегаем от него домой, давайте споем про него песенку!

Песенка «Виноватая тучка»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Дружно, хорошо поете! Ребята, полил летний дождик, и выросло много фруктов и овощей, их нужно собрать в корзинки. Лепесток оранжевого цвета предлагает нам выполнить это задание! Девочки будут собирать овощи, а мальчики – фрукты!

Игра «Собери овощи и фрукты»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Весь урожай собрали! У нас остался последний – белый лепесток. Он приготовил для вас вот такие белые пустые листочки и предлагает вам нарисовать на них что-то летнее, теплое, красивое. Кто-то нарисует солнышко и травку, кто-то цветы или бабочку, кто что хочет и умеет. Рисовать можно красками, карандашами или фломастерами, чем вам больше нравится (можно предложить детям рисование нетрадиционными методами – ладошкой, пальчиками, тычками и др.) Но для начала давайте разомнем наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика

Наши руки как цветочки, (показывать ладошки) 

Пальчики как лепесточки. (прижать друг к другу пальчики правой и левой ладони)

Солнце просыпается  («раскрыть» пальчики, как бутоны цветов)

Цветочки раскрываются (основания ладошек прижаты друг к другу)

В темноте они опять

Будут очень крепко спать. (ладони сжаты в кулачок) 

Продуктивная деятельность

Дети самостоятельно выбирают способы и техники рисования. Воспитатель оказывает детям помощь при необходимости, может показать пример рисования некоторых рисунков.

Рефлексия

Воспитатель: Какие прекрасные рисунки у вас получились! Ребята, наше занятие подошло к концу, вам оно понравилось? Дети: Да! Воспитатель: Что понравилось больше всего, а что для вас было сложно выполнить? Ответы детей.

Воспитатель: 

А сейчас, всех, кто сегодня смеялся, играл,

Весело пел, шутил, танцевал,

В этот пригожий и теплый денек

Ждет в стакане витаминный сок!

Воспитатель: Ребята, угощайтесь соком, а после мы с вами оформим выставку из ваших летних рисунков!


Приложение 2

Тема: «Цветущее лето»

Цель: совершенствовать навыки лепки в технике «пластилиновая живопись».

Задачи:

  • Развивать навыки и умения в работе с пластилином в технике пластилинографии;
  • Развивать чувства цвета, пропорции, эстетических чувств;
  • Развивать чувство симметрии на примере бабочки;
  • Совершенствовать умение детей плавно наносить мазки пластилином;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность;
  • Воспитывать желание доводить до конца начатую работу;
  • Вызывать интерес к окружающему миру;
  • Развивать логическое мышление, память, воображение;

Материалы и оборудование:

  • Картон вощеный с заранее нанесенным рисунком;
  • Мягкий пластилин;
  • Стека;
  • Салфетки для рук;
  • Доски для лепки;
  • Клеенка для рабочего стола;
  • Картон голубого цвета (фон);
  • Образец работы в карандаше;

Ход НОД

Организационный момент. Приветствие гостей.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня

Я….. (лето).

Воспитатель. Чем мы можем любоваться летом? Красотой чего? Аромат чего мы можем ощущать?

Воспитатель. Давайте все вместе закроем глазки и представим, что мы находимся на летней поляне, где много красивых и ароматных цветов. Понюхаем цветы (глубоко вздохнуть).

Откроем глаза.

Воспитатель. А вы их будите рвать?

Воспитатель. Почему?

Воспитатель. Правильно.  Надо беречь природу и любоваться красотой цветов глазами. А еще на цветы прилетают насекомые: например пчелы, которые собирают с них пыльцу и нектар, из которых потом получится мед.

Воспитатель. А кем мы еще любуемся летом? Они красивые, изящные, грациозные.

Воспитатель. Правильно, бабочки.

Воспитатель. Опять закроем глаза, окажемся на той же цветущей полянке, где вокруг цветов порхают красивые бабочки. Представили?

Воспитатель. Мы сегодня с вами будем рисовать пластилином летний пейзаж.

  • Раздаю картон с рисунком;
  • Вывешиваю образец работы;
  • Рассматриваем картинку, обсуждаем цвета, которые будем использовать в работе;
  • Каким цветом мы будем рисовать стебелек с листочками?
  • Цвет лепестков может быть любым: красным, оранжевым. Но у нас лепестки желтые.
  • А сердцевина цветка может быть зеленой?
  • Почему она не может быть зеленой?  (потому что стебель и листочки зеленые).
  • Теперь рассмотрим бабочку.
  • На крылышках рисунок расположен симметрично, значит, крылья должны быть одинакового цвета, и узор на них тоже одного цвета.
  • Какой цвет предложен нам на рисунке? (фиолетовый, красный, желтый, коричневый).
  • А коричневый мы будем использовать для рисования чего?  (туловища).
  • Глаза у нашей бабочки будут белого цвета. Надо взять очень маленький кусочек пластилина.
  • Обсуждаем технику выполнения работы (мелкими кусочками);
  • Пластилин брать мелкими кусочками.
  • Наносить плавными мазками.
  • Равномерно размазывать пластилин по стеклу, чтобы не было просветов.
  • Стараться не заходить за контур рисунка.

Воспитатель. Прежде чем мы приступим к работе, выполним гимнастику для рук.

Воспитатель. У всех все необходимое для работы есть? Все поняли, что надо делать?

Приступайте.

Самостоятельной деятельности детей

Рефлексия

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые у вас работы получились. Теперь и наша группа превратилась в цветущий луг, где весело порхают красивые бабочки.

Воспитатель. Ребята, если вам понравилось на занятии – похлопайте в ладоши, если у вас были трудности – нахмурьтесь, если у вас все получилось – улыбнитесь.

 


Приложение 3

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Солнышко»

Цели: Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить трафарет).

Задачи:

– учить создавать  поделку, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации;

– развивать композиционные умения в расположении предметов в сюжетной аппликации;

– воспитывать интерес к художественному творчеству;

Предварительная работа: сделать эмблему кружка; подготовить шаблоны-медальки и круглые трафареты.

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель:  Ребята, мы с вами любим родную природу, нас радует каждый цветок, зеленая трава, тенистое дерево, под которое можно спрятаться от жары. Нас окружают большие и маленькие друзья: животные, в небе – птицы,  в водоемах – рыбы, а на лугах – стрекозы, жуки, бабочки, бабочки. Эти прекрасные и нежные создания мы можем увидеть только летом. (Психогимнастика)

Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки.

В поле бескрайнем стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички.

(ромашка)

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он на дорожке.

А проснулся – улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Ай, боюсь, что разлечусь,

Тише, ветер луговой!

(Одуванчик)

Шапочка красная

Пуговки белые

Работа напрасная

Осталось все целое –

Никто не берет!

Кто я? Узнали?

(Мухомор)

Воспитатель: А там, где растут цветы, встретишь много красивых насекомых

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза,

Это чудо – стрекоза

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(Бабочка)

Я пахну летом и пыльцой,

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой,

К тому, кто лезет в улей.

(Пчела)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все – солнце.

Воспитатель: Летом светит яркое солнышко, оно греет и цветы, насекомых, радует теплом людей.  Передайте солнышко по кругу и перечислите слова, которыми можно описать солнышко  (золотое, яркое, теплое, красивое, доброе, милое, горячее, любимое).

Воспитатель: Вот мы и представили лето. Сегодня мы с вами смастерим себе солнышки, но ваши «солнышки» будут в виде медалек, будут вас согревать и поднимать настроение.

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим медальку-солнышко,  которое получилось у меня. Из каких деталей оно сделано? Какой формы солнце? Какого цвета бумагу нужно взять, чтобы получилось солнце и лучи, какого цвета – чтобы получились глаза, рот. А что нужно взять, чтобы получился носик?

А как сделать глаза у солнышка? (ответы детей) Правильно, сложить полоску голубой бумаги пополам, чтобы получился квадрат. А, затем, закругляя концы у квадрата, вырезать круги.

А сейчас мы немного отдохнем. Добавляю солнышко к летней картине на доске.

Физкультминутка

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем по шире на четыре,

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Показ выполнения работы

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

Самостоятельная деятельность детей

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вы почувствовали лето? Какие замечательные работы у вас получились! Оденьте их на себя. Какая работа вам понравилась больше всех? Почему? А чье солнышко у нас веселее всех? В нашей комнате стало еще светлей и теплей от ваших улыбок и солнышек — медальонов.


Приложение 4

Консультация для родителей

«О летнем отдыхе детей»

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее – вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких – грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна.

До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны – 5 минут, затем время постепенно  увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения – с 9 до 12 часов, на юге – с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движения.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар!

Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. И это понятно. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге.  Обычно это бывает, когда ребёнок ходит на солнце с непокрытой головой.

Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться  во время приёма световоздушных ванн.

При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это – головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочить голову и грудь холодной водой, на переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание – прекрасное закаливающее средство

Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  • Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды
  • В воде дети должны находиться в движении
  • При появлении озноба немедленно выйти из воды
  • Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Отдыхайте, наслаждайтесь теплым временем года и общайтесь со своими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Лето, лето, лето..."

Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....

Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!

       «Лето, лето, сказочное лето!                    От чудес кружится голов...

Прогулка "Снег летает, летает, летает..."

Зимняя прогулка в подготовительной группе...

Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.

Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...