ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ «ЗАГАДКИ РУССКОЙ СТАРИНЫ»
проект (старшая группа)
Детям дошкольного возраста еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. На сегодняшний день самой актуальной задачей является привить детям любовь к русской культуре, познакомить ее с истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ «ЗАГАДКИ РУССКОЙ СТАРИНЫ» | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Елочка»
Проект
«Загадки русской старины»
Дети старшего дошкольного возраста
(Детско-взрослый, творческий, краткосрочный)
Подготовил:
Самолюк И.Е. –Воспитатель 1 кв. категория
п. Седаново
Тип проекта: творческий
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: в контакте с семьей, с сотрудниками дома культуры.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный
Срок реализации проекта: 5 дней
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, коммуникативная, музыкальная)
Постановка проблемы:
Недостаточно знаний детей о жизни на Руси, имеют размытое представление об облике русской деревни.
Актуальность:
Умный сильный наш народ.
Свою землю бережет!
А приданья старины.
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
А здесь начало и основа,
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно
Мы побывали там, Чудесно!
Детям дошкольного возраста еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.
На сегодняшний день самой актуальной задачей является привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.
Соприкасаясь с народным искусством, традициями, ребенок обогащается духовно. Очень важно привить у детей интерес и любовь к прошлому, чтобы знали свои истоки, культуру своего народа.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственно-патриотического воспитания. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с детства.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и патриотические чувства к родному дому, к родной стране, у него проявляются в чувстве восхищения и гордости. Такие чувства возникают в результате систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. В качестве основополагающего фактора эффективности работы выступает региональный компонент.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ является тесная взаимосвязь с родителями воспитанников. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Поэтому возникла необходимость разработки проекта «Загадки русской старины».
Цель: Расширить представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Продолжать знакомить с традициями русского народа. Формировать представление об облике русской деревне, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи для воспитателей:
Сформировать в детях любовь к Родине, уважение к традициям русского народа.
Родителей:
Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместных мероприятий.
Детей:
Развивать коммуникативные навыки общения с людьми.
Воспитывать у детей положительное отношение о русском народном творчестве. Углублять представление детей о культуре, обычаях русского народа.
Средства реализации проекта:
1. Дидактический материал – Чтение художественной литературы; иллюстрации; игры; материал для художественно-продуктивной деятельности; схемы; картины художников.
2. ТСО.
3. Методический материал.
4. Экскурсии.
Предполагаемый результат для педагога:
1. Расширить и обогатить речь, знания воспитанников через духовность культуры.
2. Сформировать у родителей воспитанников детского сада глубокого убеждения о культуре и обычаях русского народа.
Предполагаемый результат для родителей:
1. Установление сотрудничества между воспитателем, детьми и родителями.
2. Деятельность детей и родителей наполняется новым, богатым содержанием.
Предполагаем результат для воспитанников:
1. Сформируется представление об облике русской деревни, предметах старинного быта, традициях русского народа, устном народном творчестве.
2. Проявиться чуткость к обычаям гостеприимства, фольклору русского народа и бережное отношение к старинным вещам. Любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Этапы работы
№ | Способ реализации | Цель | Сроки | |
1. | Подбор необходимого материала для реализации проекта (литература, фотоматериалы, иллюстрации и т.д.) | Подготовка теоретического и практического материала по теме. | Подготовительный этап (2-3 дня) | |
2. | Выявить заинтересованность детей по теме с помощью беседы «Обычаи русского народа» | Воспитывать доброе отношение к народным традициям. | ||
1. | Зарождение проблемы
| Познакомить детей со значением одежды и сменой требований к ней при изменении условий жизни людей. | Основной этап День первый | |
2. | Загадки | Закреплять знания о малых фольклорных формах. Учить пользоваться ими в повседневной жизни. | ||
3. | Экскурсия в Дом культуры просмотр презентации. «Русский народный костюм» | Знакомство с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси. | ||
4. | Просмотр мультфильма «Снегурочка» | Обогащение эмоционального восприятия у детей. | ||
5. | Художественно-продуктивная деятельность «Сарафан» | Продолжать знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды – сарафан и сорочка. | ||
6. | Хороводная игра «Золотые ворота» | Развивать уважение к народной культуре. | ||
1. | Введение в проблему «Быт русской избы» | Познакомить детей с историей русского быта. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре. | День второй | |
2. | Сюжетно-ролевая игра «Дом» | Продолжать учить детей самостоятельно придумывать сюжет игры, разворачивать сюжетную линию, воспитывать доброжелательность к сверстникам, умение играть вместе. | ||
3. | Игры-забавы «Гуси-лебеди» | Ознакомление детей дошкольного возраста с истинно народными старинными подвижными играми. | ||
4. | Фотовыставка «Мои любимые прабабушка и прадедушка» | Систематизировать и уточнять знания детей о своей семье. Воспитывать уважительное отношение к старшим членам семьи. | ||
5. | Пословицы о труде | Развивать интерес к Художественному слову, обогащение словарного и лексического запаса детей. | ||
1. | Беседа «Сказочные странички» | Развивать интерес к малым фольклорным формам. Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей, отвечать на вопросы полной фразой. | День третий | |
2. | Фотовыставка «Русская изба» | Расширить представление детей о предметах старинного быта. | ||
3. | Подвижная игра «Алёнушка и Иванушка» | Учить детей самостоятельно организовывать игру. Расширение кругозора, представлений о народных обрядах, играх, обычаях | ||
4. | Рассматривание художественных иллюстраций | Развивать интерес к русской народной культуре. Развивать зрительное внимание; воспитывать умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей, отвечать на вопросы полной фразой. | ||
5. | Хороводный танец «Я посеяла ленку» | Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать интерес к хороводным танцам. | ||
6. | Экскурсия в Дом культуры «Русская изба» | Учить детей различать и сравнивать одежду разных времен. | ||
7. | Художественно продуктивная деятельность «Точка, точка, огуречек вот и вышел человечек» | Продолжать знакомить с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге. Развивать фантазию и воображение при создании задуманного образа. | ||
1. | Чтение художественной литературы «Как сорока сарафан сшила» | Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него. | День четвертый | |
2. | Вечерняя встреча «Ивушки» | Расширить представление детей о русском народном фольклоре. | ||
3. | Экскурсия «Сошьем Дуне сарафан» | Формировать положительное отношение к совместно со взрослым деятельности. | ||
Художественно-продуктивная деятельность «Русский народный костюм» | Развивать стремление дошкольников к самовыражению. Развивать фантазию, мелкую моторику рук. | |||
5. | Гостим у «Ивана да Марьи» | Воспитывать уважительное отношение к гостям. Формировать положительное отношение к совместно со взрослым деятельности. | ||
Экскурсия «Профессия швея» | Закреплять знания о профессии портной, швея. Закреплять знания о сфере деятельности профессии. Воспитывать уважение к труду людей. | |||
Третий этап заключительный День пятый | ||||
Игры забавы «Кошки – мышки» | Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить детей самостоятельно организовывать игру. | |||
Экспериментальная деятельность «Ткани от Матроскина» | Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала, закрепить представления о том, что одежда из тех или иных тканей может иметь свое назначение. | |||
Народная игра «Салки» | Развивать эмоциональную отзывчивость. | |||
Домашнее задание - стенд «Мир тканей» | Расширить представление детей о видах натуральных тканей и искусственных. | |||
НОД «Как рубашка в поле родилась» | Пробудить интерес к истории и особенностям русского народного костюма, народным традициям. |
Оценка результатов проекта для педагога:
1. Появились новые навыки общения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.
2. Появилась потребность поделиться своими наработками и результатами с другими педагогами детского сада.
3. Появился стенд детско-родительского творчества «Мир тканей».
Оценка результатов проекта для родителей:
1. Родители стали более активнее откликаться на события, происходящие в группе и в детском саду.
2. Художественно-продуктивная деятельность детей и родителей стала носить более насыщенный характер.
Оценка результатов проекта для воспитанников:
1У детей выросла осознаваемая заинтересованность к традициям русского народа, предметам старинного быта, русской народной одежде.
2. Обогатился словарный запас, в повседневной жизни стали активно пользоваться устным народным творчеством.
3. Дети стали активнее привлекаться к участию в экскурсиях.
4. Стали самостоятельно играть в русские народные игры, водить хороводы.
Список литературы:
- Л.А. Кандрыкинской «С чего начинается Родина?» (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)
- Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
- Д.Н. Колдина «Аппликация и рисование с детьми старшего дошкольного возраста».
- М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет
Данный проект представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...
Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".
Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....
Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».
Проект«Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».Для воспитанников 5-7 лет. ...
Проект «Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русской культуры».
Цель проекта:1. Формирование нравственно- патриотического воспитания...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект по патриотическому воспитанию "В гостях у русской народной сказки"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которо...
- Мне нравится (1)