Исследовательско – творческий ПРОЕКТ "У истоков русской культуры"
проект (подготовительная группа)
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный проект «У истоков русской культуры» (для детей подготовительной группы).
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Тип проекта: исследовательско – творческий
Возраст детей: 6-7 лет
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проект среднесрочный – 1 месяц
Актуальность:
Сегодня с уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «У истоков русской культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Цель проекта:
- воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Задачи:
- познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками;
- развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;
- формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями;
- желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
- обогащение словарного запаса по данной теме;
- создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
- обогащать содержание игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;
- учить использовать в самостоятельных театрализованных играх художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты).
Прогнозируемые результаты:
- Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности;
- В театрализованных играх умение интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
- Проявление инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;
- Умение эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек;
- Драматизация с помощью взрослого небольших сказок, потешек;
- Выделение выразительных средств игрушек и украшение силуэтов игрушек элементами всевозможных росписей.
Методы и приемы проекта:
1. Словестные:
- беседы
- игры-беседы
- рассказ
- чтение художественной литературы
- использование игровых ситуаций
- пересказ сказок
2. Наглядные:
- групповые выставки
- рассматривание иллюстраций
3. Практические:
- игры-драматизации
- игры-инсценировки
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- рисование
- лепка
Продукты проекта:
- изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Детские потешки»;
- изготовление картотеки русских народных частушек «Встречаем гостей»;
- оформление выставки изделий из пластилина «Домашняя утварь и посуда»;
- выставки рисунков «Русская матрешка»;
- изготовление русской игрушки-самоделки «Крестьянская игрушка»;
- разучивание колыбельных песен, потешек и дразнилок.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
-определение темы, цели и задач проекта;
-составление плана мероприятий;
- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;
-консультации для родителей «Воспитательное значение русского фольклора»;
- изготовление папки – передвижки «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала;
- подготовка паспорта проекта «У истоков русской культуры».
Детям предлагается обсудить вопросы: Модель трёх вопросов
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
«Ярмарка» - это когда на базаре продают что то или покупают. (Лера)
Потешки – это небольшие стихи, которые рассказывают с простыми движениями рук. (Тима)
Частушка – это короткая народная песня. (Лиза)
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
Я хочу знать новые потешки. (Лера)
Из чего делают русские народные игрушки? (Егор)
Почему в костюмах много красного цвета? (Артем)
Я хочу выучить новую частушку и спеть её маме. (Маша)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
Спросить у воспитательницы.
Сходить на музыкальное занятие.
Посмотреть картинки.
Прочитать сказку.
Найти в интернете.
Найти в энциклопедии.
Спросить у бабушки.
Организованная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность педагога и детей в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей по теме.
Взаимодействие с родителями.
2 этап – деятельностный:
Содержание работы:
1.«Милости просим, гости дорогие!»
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»
Пословицы, поговорки, потешки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок»
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иваныч»
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.« Щи да каша-пища наша»
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
6. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
7. «Водичка, водичка умой мое личико»
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
8. «Крестьянская игрушка»
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
9.«Живет в народе песня»
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
10. «Русская матрешка»
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
11. «Чудо - чудное, диво - дивное»
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
12. «Богатырями славится Русь-матушка»
Чтение былин о русских богатырях.
3 этап – заключительный:
Анализ проделанной работы и подведение итогов:
- оформление выставки творческих работ:
- выставки изделий из пластилина «Домашняя утварь и посуда»;
- выставки рисунков «Русская матрешка»;
- игрушек-самоделок «Крестьянская игрушка»;
- книжек-малышек «Детская потешка»;
- проведение итогового мероприятия «Знатоки русской культуры».
Результаты проекта:
Дети знают и понимают:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки;
- историю русского народного костюма, головных уборов.
умеют:
- исполнять русские народные песни;
- выразительно декламировать;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;
- играть в народные игры и водить хороводы;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
используют:
- в активной речи потешки, считалки, загадки;
- в повседневной жизни русские народные игры;
- атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Родители воспитанников:
- проявили интерес к народным праздникам, традициям, народным играм, сказкам, потешкам и прибауткам;
- осознали значение русского фольклора в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам:
- проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности.
Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
Детям очень интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях!
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.
Список используемой литературы:
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП: Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...
Презентация проекта "Истоки русской культуры"
Прект программы "истоки русской культуры"...
Проект "Приобщение детей дошкольного возрас-та к истокам русской культуры"
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, ...
ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ" В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире....
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»
Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель «Урайский специализирован...
Проект по приобщению дошкольников к истокам русской культуры и искусства «Русская изба»
Проект по приобщению к русским истокам...