Исследовательско – творческий ПРОЕКТ "У истоков русской культуры"
проект (подготовительная группа)

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект «У истоков русской культуры» (для детей подготовительной группы).

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Тип проекта:  исследовательско – творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проект среднесрочный – 1 месяц

Актуальность:

Сегодня с уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «У истоков русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Цель проекта:

- воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Задачи:

- познакомить детей и их родителей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками;

- развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника;

- формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями;

- желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

- обогащение словарного запаса по данной теме;

- создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;

- обогащать содержание игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей;

- учить использовать в самостоятельных театрализованных играх художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты).

Прогнозируемые результаты:

- Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности;

- В театрализованных играх умение интонационно выделять речь тех или иных персонажей;

- Проявление инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

- Умение эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок, потешек;

- Драматизация с помощью взрослого небольших сказок, потешек;

- Выделение выразительных средств игрушек и украшение силуэтов игрушек элементами всевозможных росписей.

Методы и приемы проекта:

1. Словестные:

- беседы

- игры-беседы

- рассказ

- чтение художественной литературы

- использование игровых ситуаций

- пересказ сказок

2. Наглядные:

- групповые выставки

- рассматривание иллюстраций

3. Практические:

- игры-драматизации

- игры-инсценировки

- моделирование и анализ заданных ситуаций

- рисование

- лепка

Продукты проекта:

- изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Детские потешки»;

- изготовление картотеки русских народных частушек «Встречаем гостей»;

- оформление выставки изделий из пластилина «Домашняя утварь и посуда»;

- выставки рисунков «Русская матрешка»;

- изготовление русской игрушки-самоделки «Крестьянская игрушка»;

- разучивание колыбельных песен, потешек и дразнилок.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

-определение темы, цели и задач проекта;

-составление плана мероприятий;

- беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

-консультации для родителей «Воспитательное значение русского фольклора»;

- изготовление папки – передвижки «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»;

-оформление книжного уголка в группе;

-подбор наглядно-дидактического материала;

- подготовка паспорта проекта «У истоков русской культуры».

Детям предлагается обсудить вопросы: Модель трёх вопросов

ЧТО МЫ ЗНАЕМ?

 «Ярмарка» - это когда на базаре продают что то или покупают. (Лера)

 Потешки – это небольшие стихи, которые рассказывают с простыми движениями рук. (Тима)

 Частушка – это короткая народная песня. (Лиза)

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

Я хочу знать новые потешки. (Лера)

Из чего делают русские народные игрушки? (Егор)

Почему в костюмах много красного цвета? (Артем)

Я хочу выучить новую частушку и спеть её маме. (Маша)

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?

Спросить у воспитательницы.

Сходить на музыкальное занятие.

Посмотреть картинки.

Прочитать сказку.

Найти в интернете.

Найти в энциклопедии.

Спросить у бабушки.

Организованная образовательная деятельность.

Образовательная деятельность педагога и детей в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей по теме.

 Взаимодействие с родителями.

2 этап – деятельностный:

Содержание работы:

1.«Милости просим, гости дорогие!»

 Русская изба и её внутреннее убранство.

2.«Стоит в поле теремок»

Пословицы, поговорки, потешки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

3.«Чудесный сундучок»

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

4.«Самовар Иван Иваныч»

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5.« Щи да каша-пища наша»

Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

6. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

7. «Водичка, водичка умой мое личико»

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

8. «Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.

9.«Живет в народе песня»

Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

10. «Русская матрешка»

Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

11. «Чудо - чудное, диво - дивное»

Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..

12. «Богатырями славится Русь-матушка»

Чтение былин о русских богатырях.

3 этап – заключительный:

Анализ проделанной работы и подведение итогов:

- оформление выставки творческих работ:

- выставки изделий из пластилина «Домашняя утварь и посуда»;

- выставки рисунков «Русская матрешка»;

- игрушек-самоделок «Крестьянская игрушка»;

- книжек-малышек «Детская потешка»;

- проведение итогового мероприятия «Знатоки русской культуры».

Результаты проекта:

Дети знают и понимают:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки;

- историю русского народного костюма, головных уборов.

умеют:

- исполнять русские народные песни;

- выразительно декламировать;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- играть в народные игры и водить хороводы;

- работать в коллективе и подчиняться общим правилам.

используют:

- в активной речи  потешки, считалки, загадки;

- в повседневной жизни русские народные игры;

- атрибуты  русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Родители воспитанников:

- проявили интерес к народным праздникам, традициям, народным играм, сказкам, потешкам и прибауткам;

- осознали значение русского фольклора в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам:

- проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной и театрализованной деятельности.

Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Детям очень интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях!

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.

Список используемой литературы:

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП: Детство-Пресс,2004.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Презентация проекта "Истоки русской культуры"

Прект программы "истоки русской культуры"...

Проект "Приобщение детей дошкольного возрас-та к истокам русской культуры"

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, ...

ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ" В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире....

"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...

Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры – Народная игрушка»

Фотоотчет о проделанной работе по проекту «Истоки русской культуры –  Народная игрушка»Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель «Урайский специализирован...