ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ" В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Юдина Наталья Андреевна
I кв. категория,
воспитатель ЧОУ №64
ОАО «РЖД»
ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ"
В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире.
Основой сохранения своей идентичности является мировоззрение народа. Мифы, легенды, сказания, обрядовые песни и танцы, заговоры, сказки, потешки - изначальное зерно любой культуры. Поэтому поиск путей к обретению духовных ценностей приводит к истокам традиционной народной культуры, которое нашло отражение в материальных и духовных памятниках.
Воспитание патриотических, духовно – нравственных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. [3; 15]Использование многообразных фольклорных форм - загадок, пословиц, потешек, песен, сказок, игр, праздников, способствует развитию нравственных качеств личности ребенка.
Высокая мобильность современного общества, размывание культурно-исторической среды необходимость сохранения через ознакомление с традициями "своей" социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями региона и как можно в раннем возрасте.
С ранних лет у воспитанников детского сада формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями "своей" социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. [5; 3]
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. [2; 31]
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием их величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. [1; 26]
Для того, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных традиций и обычаев, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, познавательных игр, упражнений, развлечений и праздников. Таким образом, в учреждении сформировалось понимание необходимости разработки и внедрения проекта по теме : – «Истоки русской народной культуры, цель которого заключается в формировании у детей устойчивого интереса к народному искусству, понимания ими необходимости его сохранения, преумножения и развития, уважение к труду и таланту мастеров.
Определены задачи проекта:
1) знакомить детей с национальными традициями и обычаями русского народа через использование в общении всех видов фольклора (сказок, песенок, пословиц, поговорок и т. д.);
2) пробуждать интерес к малой Родине – Донскому краю, его богатому историко-культурному наследию;
3) знакомить детей с народными праздниками, показать связь накопленного веками опыта, выраженного в приметах, пословицах, поговорках, благодаря наблюдениям людей за особенностями времен года, погодными изменениями, поведением насекомых, растений, наблюдениями за общественной деятельностью человека;
4) знакомить детей с народной декоративной росписью как способом украшения быта.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1; 33]
Здесь очень важен опыт наших предков, который был ориентирован на постижение детьми морально- эстетических норм. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Именно этот материал дает нам возможность осознания собственной истории, обычаев, преданий, традиций. Православные праздники органично соединились в народном сознании с устойчивыми традициями и обычаями языческой культуры древних славян, составляющих календарно - обрядовый цикл. [6; 3]
Приобщая детей к народной культуре, знакомим с русскими народными традициями: гостеприимства, взаимопомощи, уважения к старшим. Также уделяем внимание знакомству с русским народным костюмом, русской народной кухней, хороводными и подвижными играми. В частном общеобразовательном учреждении "Начальная школа - детский сад № 64 ОАО "РЖД" традиционно проводится ряд мероприятий по знакомству детей с русскими народными праздниками. На Рождество исполняют колядки, лакомятся блинами на Масленицу, разрисовывают узорами - "писанка" (яйца) на Пасху, участвуют в фольклорном празднике на Троицу. Дети участвуют в праздниках с большим удовольствием, они разучивают русские народные песни, танцы, игры, своими руками создают маленькие шедевры. Одним из удачных и интересных мероприятий, сохраняющих преемственность между детским садом и школой, была «Масленица», развлечение, которое называлось «Как у нас, то было, да на Дону!». Ребята познакомились с интересными обычаями встречи Масленицы в донских семьях. Дети узнали о том, как велась подготовка к Масленице, увидеть кукол - Масленичек, которые помещались в Святой угол в казачьей избе и узнали о приметах в эти дни. Дети играли на народных музыкальных инструментах: дудках, гармони, шарманке, разучили приговорки, потешки, песенки; по русской традиции угощались блинами и принимали участие в играх; "Шел козёл по лесу", "Челнок", "Гори, гори ясно".
Настольно-печатные игры "Волшебный мир сказок", "Собери сказку", дидактические игры "Составь хохломской узор", игра "Русский сувенир" погружают ребенка в атмосферу народного творчества.
В дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративно- прикладным искусством. Постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к творчеству как таковому.
В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи.
На занятиях дети создают своими руками игрушки: лепят из глины или соленого теста, расписывают изделия по уже известным народным художественным промыслам.
Расширяя знания о народно - прикладном искусстве России, дети уже легко начинают отличать русскую народную игрушку: дымковскую, филимоновскую и уже не путают городецкую роспись и хохлому. В 2014 году, наше учреждение участвовало в мероприятии «Город Мастеров», где демонстрировались и были выставлены на продажу работы, изготовленные воспитанниками и педагогами. Ярмарка народных умельцев была приурочена к 180-летнему юбилею Железной дороги в России. Для проведения мастер-класса, предусмотренного в плане мероприятий, педагогами были подготовлены деревянные доски с рисунком Городецкой и Хохломской росписи, исполненным в карандаше. Всем желающим предлагалось выполнить роспись красками по карандашному наброску. И взрослые, и дети с удовольствием участвовали в мастер-классе, а расписанные своими руками изделия уносили с собой в качестве подарка.
В дошкольном учреждении оформили мини-музей детского творчества: Дымковская игрушка, Золотая хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Семикаракорская посуда. В наши дни обращение к народной культуре, культуре Донского края, истокам, воспитание гордости за историческое прошлое, глубокие традиции и фольклор остается актуальной темой для воспитания подрастающего поколения. На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с историей и происхождением Семикаракорской посуды.
В работе по нравственно – патриотическому воспитанию используем современные развивающие программы и технологии. Важным условием воспитания любви у детей к русской народной культуре становится тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Взаимосвязь образовательного учреждения и родителей осуществляется во всех формах работы: родители активно принимают участие в развлечениях, праздниках в выставка творческих работ. Традиционными стали мастер- классы для родителей по росписи дымковской игрушке, хохломской и городецкой росписи; проведен круглый стол, где родители рассказывают о традициях и обычаях своих семей. Родители национальных семей (лезгины, армяне). познакомились со своей народной культурой, таким образом, происходит взаимопроникновение культурных традиций, понимание менталитета представителей других национальностей. Все родители с удовольствием участвовали в «Кулинарном поединке», также родители рассказывали о традиционных праздниках в своей семье. Также с родителями проводились беседы по теме: "Русская народная культура", "Народные праздники на Руси".
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко мы используем при работе с детьми и с их родителями.
Педагогами частного образовательного учреждения был разработан и внедрен проект на тему: "Истоки русской народной культуры". В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к культуре Донского края, его истории и традициях, народному промыслу. Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, в оформлении мини музея в учреждении, в народных гуляниях для детей, в кукольных спектаклях по русским народным сказкам, в ярмарочных развлечениях. Результатом проведенной работы стало участие детей и педагогов во Всероссийском творческом конкурсе Арт – талант, познавательной фотовикторине "Народные промыслы России", "Русский сувенир".
Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуры осуществляется через мониторинг.
Таким образом, опыт работы учреждения показал, что широкое включение народного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной культуры, знакомит их с обычаями, традициями, видами жанров художественного и фольклорного творчества, народного прикладного искусства, что способствует развитию интеллекта, творческих способностей дошкольников.
Литература
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2004, 192 стр.
5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2007, 224стр.
6.Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. М.:ИКЦ "МарТ"; 2009, 272стр.
7. Народы мира / сост. А.В.Волкова. М.: Росмэн -Пресс, 2012, 96стр. (детская энциклопедия Росмэн) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная культура в воспитании дошкольников
Одной из основных задач эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнооб...
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников.
В статье раскрывается значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста....
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"
Консультация для воспитателей...
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"
quot;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"...
Статья Русская народная культура в воспитании дошкольников
Статья для родителей детей старшего дошкольного возраста...
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Одной из основных задач эстетического воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. ...