ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ" В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Наталья Андреевна Юдина

Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Юдина Наталья Андреевна

                                                                             I кв. категория,

                                                                                             воспитатель ЧОУ   №64                

                                                                       ОАО «РЖД»

ПРОЕКТ "ИСТОКИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ"

В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Русская народная культура - это фундамент социального развития России. Проблема существования личности в условиях всемирного глобализации особенно актуальна сегодня в обществе и мире.

    Основой сохранения своей идентичности  является мировоззрение народа. Мифы, легенды, сказания, обрядовые песни и танцы, заговоры, сказки, потешки - изначальное зерно любой культуры. Поэтому поиск путей к обретению духовных ценностей приводит к истокам традиционной народной культуры, которое нашло отражение в материальных и духовных памятниках.

     Воспитание патриотических, духовно – нравственных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. [3; 15]Использование   многообразных фольклорных форм - загадок, пословиц, потешек, песен, сказок, игр, праздников, способствует развитию нравственных  качеств личности ребенка.

     Высокая мобильность современного общества, размывание культурно-исторической среды необходимость сохранения через ознакомление с традициями "своей" социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями региона и   как можно в раннем возрасте.

  С ранних лет у воспитанников детского сада формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями "своей" социальной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. [5; 3]  

Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. [2; 31]

Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием их величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. [1; 26]

 Для того, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных традиций  и обычаев, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, познавательных игр,  упражнений, развлечений и праздников.  Таким образом, в учреждении сформировалось понимание необходимости разработки и  внедрения проекта  по теме : – «Истоки русской народной культуры, цель которого заключается в формировании  у детей устойчивого интереса к народному искусству, понимания ими необходимости его сохранения, преумножения и  развития, уважение к труду и таланту мастеров.

Определены задачи проекта:

1) знакомить  детей с национальными традициями и обычаями русского народа через использование  в общении всех  видов фольклора  (сказок, песенок, пословиц, поговорок и т. д.);

 2) пробуждать  интерес к малой Родине – Донскому краю, его богатому историко-культурному наследию;

  3) знакомить детей с народными праздниками, показать связь накопленного веками опыта, выраженного в приметах, пословицах, поговорках, благодаря наблюдениям людей за особенностями времен года, погодными изменениями, поведением насекомых, растений, наблюдениями за общественной деятельностью человека;

 4) знакомить   детей с народной декоративной росписью как способом украшения быта.

    Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. [1; 33]

Здесь очень важен опыт наших предков, который был ориентирован на постижение детьми морально- эстетических норм. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Именно этот материал дает нам возможность осознания собственной истории, обычаев, преданий, традиций. Православные праздники органично соединились в народном сознании с устойчивыми традициями и обычаями языческой культуры древних славян, составляющих календарно - обрядовый цикл. [6; 3]  

 Приобщая детей к народной культуре, знакомим  с русскими народными традициями: гостеприимства, взаимопомощи, уважения к  старшим. Также уделяем внимание  знакомству с русским народным костюмом, русской  народной кухней, хороводными и  подвижными играми. В  частном общеобразовательном учреждении "Начальная школа - детский сад № 64 ОАО "РЖД"  традиционно проводится ряд мероприятий по  знакомству   детей с русскими народными праздниками. На Рождество исполняют колядки, лакомятся блинами на Масленицу, разрисовывают узорами - "писанка" (яйца) на Пасху,  участвуют в фольклорном празднике на  Троицу. Дети  участвуют в праздниках с большим удовольствием, они разучивают русские народные песни, танцы, игры, своими руками создают маленькие шедевры.  Одним  из  удачных и интересных мероприятий,  сохраняющих преемственность между детским садом и школой, была «Масленица»,  развлечение, которое  называлось «Как у нас,  то было, да на Дону!». Ребята познакомились   с  интересными  обычаями встречи Масленицы в донских семьях.  Дети узнали о том,   как   велась подготовка к Масленице, увидеть  кукол - Масленичек, которые  помещались в Святой  угол  в казачьей избе и узнали  о приметах в эти дни. Дети играли на народных музыкальных инструментах: дудках, гармони, шарманке, разучили  приговорки, потешки, песенки; по русской традиции угощались блинами и принимали участие в играх;  "Шел козёл по лесу", "Челнок", "Гори, гори ясно".

     Настольно-печатные игры "Волшебный мир сказок", "Собери сказку", дидактические игры "Составь хохломской узор", игра "Русский сувенир" погружают ребенка в атмосферу народного творчества.

    В  дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративно- прикладным искусством. Постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к творчеству как таковому.

     В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи.

На занятиях дети создают   своими руками игрушки: лепят   из глины или соленого теста, расписывают  изделия   по уже  известным  народным художественным  промыслам.

Расширяя знания о народно - прикладном искусстве России, дети уже легко начинают отличать русскую народную игрушку: дымковскую, филимоновскую  и уже не путают городецкую роспись и хохлому. В 2014 году, наше учреждение участвовало в мероприятии «Город Мастеров», где демонстрировались и были выставлены на продажу работы, изготовленные воспитанниками и педагогами. Ярмарка народных умельцев была приурочена к 180-летнему юбилею Железной дороги в России.  Для проведения мастер-класса, предусмотренного в плане мероприятий, педагогами были подготовлены деревянные доски с рисунком Городецкой и Хохломской росписи, исполненным в карандаше. Всем желающим предлагалось выполнить роспись красками по карандашному наброску. И взрослые, и дети с удовольствием участвовали в мастер-классе, а расписанные своими руками изделия уносили с собой в качестве подарка.

 В  дошкольном учреждении оформили мини-музей детского творчества: Дымковская игрушка, Золотая хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Семикаракорская посуда.      В наши дни обращение  к народной культуре, культуре Донского края, истокам, воспитание гордости за историческое прошлое, глубокие традиции и фольклор остается актуальной темой для воспитания подрастающего поколения. На протяжении всего дошкольного возраста знакомим  детей с историей и  происхождением  Семикаракорской посуды.

В работе по нравственно – патриотическому воспитанию   используем современные развивающие программы и технологии. Важным условием воспитания любви у  детей к русской народной культуре становится тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Взаимосвязь  образовательного учреждения  и родителей осуществляется во всех формах работы: родители активно принимают участие в  развлечениях, праздниках в  выставка творческих работ.  Традиционными стали   мастер- классы для родителей по росписи дымковской игрушке, хохломской и городецкой росписи; проведен  круглый  стол, где родители  рассказывают о традициях и обычаях своих семей. Родители  национальных семей  (лезгины, армяне). познакомились со своей народной культурой, таким образом, происходит взаимопроникновение культурных традиций, понимание менталитета представителей других национальностей. Все родители с удовольствием участвовали в  «Кулинарном поединке»,  также родители рассказывали о традиционных праздниках в своей  семье. Также с родителями  проводились  беседы по теме: "Русская народная культура", "Народные праздники на Руси".

 «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко мы используем при работе  с детьми и с их родителями.

Педагогами частного образовательного учреждения  был разработан и внедрен  проект на тему: "Истоки русской народной культуры". В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес  к  культуре Донского края, его истории и традициях, народному промыслу.  Педагоги участвовали в  организации выставок детских работ, в оформлении мини музея в учреждении,  в народных гуляниях для детей, в кукольных спектаклях по русским народным сказкам, в ярмарочных  развлечениях. Результатом проведенной работы стало  участие  детей и педагогов во  Всероссийском творческом конкурсе  Арт – талант,  познавательной фотовикторине "Народные промыслы России", "Русский сувенир".

Контроль  за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуры осуществляется через мониторинг.

Таким образом, опыт работы учреждения показал, что широкое включение народного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь: вводит в мир народной культуры, знакомит их с обычаями, традициями, видами жанров художественного и фольклорного творчества, народного прикладного искусства, что способствует развитию интеллекта, творческих способностей дошкольников.

     

Литература

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2004, 192 стр.

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей  4-6 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2007, 224стр.

6.Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, посиделки, кукольный спектакль. М.:ИКЦ "МарТ"; 2009, 272стр.

7. Народы мира / сост. А.В.Волкова. М.: Росмэн -Пресс, 2012, 96стр. (детская энциклопедия Росмэн) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура в воспитании дошкольников

Одной из основных задач эстетического воспитания  дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнооб...

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников.

В статье раскрывается  значимость русских народных игр для всестороннего развития современных детей дошкольного возраста....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"

quot;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через воспитание любви к родному краю"...

Статья Русская народная культура в воспитании дошкольников

Статья для родителей детей старшего дошкольного возраста...

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одной из основных задач эстетического воспитания  дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве. ...